4. Требования к КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств"
4.1 Состав КСА функционального блока "Координация работы
служб и ведомств"
Функциональный блок "Координация работы служб и ведомств" состоит из следующих КСА:
1) Единого центра оперативного реагирования (ЕЦОР), в составе следующих подсистем:
а) подсистемы приема и обработки обращений;
б) подсистемы поддержки принятия решений;
в) подсистемы комплексного мониторинга;
г) интернет-портала;
д) подсистемы обеспечения координации и взаимодействия;
е) подсистемы комплексного информирования и оповещения;
ж) подсистемы интеграции данных.
2) "Региональная интеграционная платформа", в составе:
а) модуля ведения реестра КСА (федеральных и региональных КСА в сфере обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды, взаимодействующих с ними федеральными и региональными КСА и КСА ЕЦОР всех муниципальных образований, входящих в состав региона);
б) модуля управления данными.
4.2 Назначение и функциональность КСА функционального блока
"Координация работы служб и ведомств"
4.2.1 Назначение и функциональность КСА ЕЦОР
КСА ЕЦОР предназначен для обеспечения решения задач оперативного реагирования на угрозы общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также обеспечения эффективного взаимодействия и координации органов повседневного управления, служб экстренного реагирования и муниципальных служб.
Функции КСА ЕЦОР должны обеспечивать:
1) централизованный мониторинг угроз общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а именно:
а) прием и регистрацию сообщений об угрозах общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания по доступным в муниципальном образовании каналам связи, включая телефонную связь, интернет, средства экстренной связи;
б) комплексный мониторинг угроз общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания посредством агрегации данных, полученных от всех КСА АПК "Безопасный город" (существующих и перспективных) по Единому стеку открытых протоколов;
в) возможность подключения и управления периферийными устройствами КСА сегментов АПК "Безопасный город" посредством единого стека открытых протоколов в соответствии с определенными регламентами доступа;
2) поддержку принятия решений, а именно:
а) категоризацию событий и соответствующих им правил реагирования для экстренных оперативных и муниципальных служб, определенных регламентами, нормативными и правовыми документами;
б) автоматическое предоставление вариантов сценария реагирования по заранее подготовленным шаблонам в соответствии с установленными регламентами взаимодействия;
в) моделирование различных сценариев возникновения потенциальных угроз безопасности среды обитания и общественной безопасности муниципального образования, включая построение прогнозов их развития и отображение на электронной карте результатов моделирования;
г) оценку сложившейся обстановки и динамическую актуализацию результатов моделирования с учетом поступающих данных с КСА сегментов АПК "Безопасный город";
3) управление и координацию взаимодействия, а именно:
а) обеспечение доступа к единой информационной среде, включая доступ содержащейся в нем реестровой, справочной и пространственной информации об объектах инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры;
б) формирование в автоматическом или полуавтоматическом режиме поручений службам оперативного реагирования и муниципальных служб по определенным сценариям реагирования в соответствии с категориями событий;
в) обеспечение оперативного информирования о статусе события и поручения служб оперативного реагирования и муниципальных служб, отвечающих за проведение работы над инцидентом;
г) координацию и обеспечение информационной поддержки при реагировании соответствующим органам повседневного управления, службам экстренного реагирования и муниципальных служб, включая предоставление необходимой реестровой, справочной, пространственной информации из КСА сегментов АПК "Безопасный город";
д) оперативное доведение информации и задач до органов повседневного управления, служб экстренного реагирования и муниципальных служб, в соответствии с определенными регламентами взаимодействия;
е) управление поручениями и контроль исполнения поручений;
ж) обеспечение отображения на электронной карте полной информации о событии, включая просмотр изменения статусов события и выданных поручений;
4) информирование и оповещение населения муниципального образования, а именно:
а) комплексное оповещение населения муниципального образования об угрозах безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания с использованием средств информирования и связи, интегрированным с КСА ЕЦОР в том числе: громкоговорителей, информационных табло, смс-рассылок, мобильных приложений, электронной почты, радио и телевидения, интернет-портала и иных средств информирования;
б) информирование населения муниципального образования посредством информационных интернет-ресурсов, мобильных приложений и иных информационных каналов о результатах реагирования органов повседневного управления, служб экстренного реагирования и муниципальных служб на угрозы общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;
5) формирование единого информационного пространства, а именно:
а) обеспечение интеграции и информационного взаимодействия между КСА сегментов "Безопасный город" на базе муниципальной и региональной интеграционных платформ;
б) организация единого информационно-справочного пространства АПК "Безопасный город";
в) обеспечение защищенного доступа к информации с использованием средств криптографической защиты информации;
г) автоматическое архивирование и обеспечение хранения видеоинформации и отчетной информации о событиях и всей сопутствующей информации;
д) формирование отчетных форм для муниципальных органов власти, бизнеса с гибким механизмом настройки и расширения возможностей, позволяющим формировать шаблон отчетных форм и отчеты за любой период времени;
е) обеспечение возможности формирования сводных отчетов по нескольким аналитическим измерениям;
ж) обеспечение качественного обмена информацией о результатах непрерывного мониторинга услуг связи и измерения эксплуатационных показателей сети, оперативное уведомление о нарушениях связи между объектами инфраструктуры или об отклонении ее качества от требуемого уровня.
Подробные требования к КСА ЕЦОР представлены в Приложении 3 и Приложении 4.
4.2.2 Назначение и функциональность КСА
"Региональная интеграционная платформа"
КСА "Региональная интеграционная платформа" предназначен для обеспечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации оперативной и достоверной информацией о ситуации в регионе, координации межведомственного взаимодействия на региональном уровне, обеспечения оперативной информационной поддержки служб и ведомств в случае возникновения региональных чрезвычайных ситуаций и в критических ситуациях.
Основными функциями КСА "Региональная интеграционная платформа" являются:
1) агрегация информации от всех КСА ЕЦОР, муниципальные образования которых, входят в регион;
2) агрегация информации от КСА федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также КСА федеральных и региональных органов исполнительной власти, взаимодействующих с АПК "Безопасный город" на региональном уровне;
3) сопряжение КСА АПК "Безопасный город" (через КСА ЕЦОР) всех муниципальных образований, входящих в регион с КСА федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также КСА федеральных и региональных органов исполнительной власти, взаимодействующих с АПК "Безопасный город" на региональном уровне;
4) предоставление органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации отчетно-аналитического инструмента мониторинга в сфере обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания в регионе в целом и отдельно взятом муниципальном образовании в частности;
5) предоставление различных аналитических срезов информации по муниципальным образованиям (совокупно или по отдельности в рамках аналитического среза) на основе объединенных в рамках единого информационного пространства данных о регионе;
6) обеспечение доступа для федеральных и региональных КСА к необходимым информационным ресурсам КСА сегментов АПК "Безопасный город" заданного муниципального образования, в соответствии с регламентами взаимодействия и предоставления информации.
Модуль ведения реестра внешних КСА АПК "Безопасный город" КСА "Региональная интеграционная платформа" должен обеспечивать следующие функции:
1) ведение, хранение и резервное копирование информации о федеральных и региональных КСА;
2) ведение, хранение и резервное копирование информации о всех КСА ЕЦОР, входящих в регион;
3) обеспечение целостности данных;
4) обеспечение авторизованного доступа к данным по установленным регламентам доступа и взаимодействия;
5) ведение журнала операций информационного обмена.
Модуль управления данными КСА "Региональная интеграционная платформа" должен обеспечивать:
1) организацию маршрутизации, ведение очередей и гарантированную доставку информации, передаваемой между КСА федеральных и региональных органов исполнительной власти и КСА ЕЦОР всех АПК "Безопасный город", входящих в регион;
2) агрегацию структурированной и обработанной информации, полученной от всех КСА ЕЦОР, входящих в регион;
3) агрегацию информации, полученной от федеральных и региональных КСА;
4) формирование базы метаданных по интегрированным в единую информационную среду КСА сегментов АПК "Безопасный город" и КСА федеральных и региональных органов исполнительной власти.
4.3 Требования к внутреннему и внешнему взаимодействию КСА
функционального блока "Координация работы служб и ведомств"
Смежными КСА по отношению к АПК "Безопасный город" должны являться региональные и федеральные КСА, за исключением КСА "Региональная интеграционная платформа".
Информационное сопряжение КСА АПК "Безопасный город" со смежными КСА должно осуществляться через КСА "Региональная интеграционная платформа" по правилам Единого стека открытых протоколов.
КСА "Региональная интеграционная платформа" должен обеспечивать информационное сопряжение КСА АПК "Безопасный город" через КСА ЕЦОР всех муниципальных образований, входящих в состав региона и федеральными и региональными КСА, по Единому стеку открытых протоколов.
КСА "Региональная интеграционная платформа" должен обеспечивать возможность информационного взаимодействия со смежными КСА по распространенным технологиям, таких как RPC или SOAP.
Внутреннее информационное взаимодействие (сопряжение) КСА АПК "Безопасный город" должно быть реализовано через КСА ЕЦОР.
В рамках КСА ЕЦОР должна быть реализована поддержка всех протоколов Единого стека открытых протоколов. В остальных КСА АПК "Безопасный город" должна быть реализована поддержка соответствующих им протоколов Единого стека открытых протоколов.
4.4 Требования к техническому обеспечению КСА
функционального блока "Координация работы служб и ведомств"
4.4.1 Общие технические требования к техническому
обеспечению КСА функционального блока "Координация работы
служб и ведомств"
Техническое обеспечение КСА функционального блока "Координации работы служб и ведомств" должно отвечать следующим требованиям:
- базироваться на сертифицированных образцах средств вычислительной техники, средств коммуникационной техники, средств организационной техники;
- обладать информационной, программной и технической совместимостью, адаптируемостью к условиям функционирования, возможностью расширения с целью подключения новых устройств;
- обеспечивать устойчивую управляемость, надежное хранение информации, оперативность ее обработки, а также резервное копирование и восстановление информации;
- электронно-вычислительная техника должна соответствовать или превышать требования технических спецификаций по производительности.
Выбор технических средств КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств" должен строиться на основе ориентации на отечественный рынок, использования совокупности научно обоснованных оценочных критериев, состав которых предопределен функциональностью и структурой КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств".
Исходными данными для выбора технических средств являются:
- характеристики функциональных задач КСА ЕЦОР;
- характеристики функциональных задач КСА "Региональная интеграционная платформа";
- характеристики задач обеспечения информационной безопасности КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств";
- заявленные производителем технические характеристики оборудования.
4.4.2 Требования к техническому обеспечению КСА ЕЦОР
Средства вычислительной техники должны быть максимально приспособлены для последующей модернизации.
Для серверных и сетевых компонент, а также для оборудования, выход которого из строя приводит к недоступности сервисов КСА ЕЦОР, время восстановления не должно превышать 2 часа. Время восстановления для остальной техники 24 часа.
Активное сетевое оборудование должно обеспечивать достаточную пропускную способность для функционирования сегментов АПК "Безопасный город" в соответствии с настоящими требованиями.
Используемые модели и компоненты активного сетевого оборудования должны соответствовать объемам передаваемого трафика в рамках АПК "Безопасный город".
Узлы сети должны обеспечивать высокую готовность (24/7). Для участков сети, требующих повышенную надежность, необходимо предусмотреть резервные каналы связи.
Для линий связи проходящих через общедоступные помещения и линий связи соединения с глобальной вычислительной сетью Интернет должны использоваться средства шифрования трафика.
Подробные требования к техническому обеспечению КСА ЕЦОР представлены в Приложении 3 (Требования к вычислительной инфраструктуре КСА ЕЦОР) и Приложении 4 (Требования к подсистемам КСА ЕЦОР).
4.4.3 Требования к техническому обеспечению КСА
"Региональная интеграционная платформа"
Телекоммуникационная инфраструктура (далее - ТИ) должна обеспечить надежный и безопасный обмен информацией между всеми КСА ЕЦОР Субъекта.
В основу построения ТИ должны быть заложены следующие принципы:
- комплексность, унификация и совместимость реализуемых проектных, технических и технологических решений;
- открытость архитектуры построения;
- обеспечение стандартных интерфейсов и протоколов;
- резервирование каналов передачи информации;
- обеспечение централизованного сетевого мониторинга и администрирования;
- обеспечение возможности организации круглосуточного сервисного обслуживания оборудования;
- возможность поэтапного создания и ввода системы в эксплуатацию без нарушения функционирования существующих элементов;
- возможность приоритетного использования существующих сетей передачи данных.
ТИ должна обеспечивать:
- поддержку стека сетевых протоколов TCP/IP;
- поддержку протоколов приоритетной обработки очередей обслуживания;
- поддержку транспортных протоколов реального времени;
- обеспечение передачи различных видов трафика (данные, аудио- и видеопотоки, управление и т.д.) и обеспечение динамического распределения полосы пропускания;
- использование резервных каналов связи в режиме балансирования нагрузки;
- оперативную локализацию сбоев в сетевом оборудовании и каналах связи;
- высокий уровень отказоустойчивости, позволяющий осуществлять быстрое автоматическое восстановление работоспособности в случае единичного выхода из строя резервируемых критичных компонент активного сетевого оборудования или основных физических каналов связи в ТИ.
Подробные требования к техническому обеспечению КСА "Региональная платформа" представлены в Приложении 5 (Требования к вычислительной инфраструктуре и обеспечивающим прикладным подсистемам КСА "Региональная интеграционная платформа").
4.5 Требования к программному обеспечению КСА
функционального блока "Координация работы служб и ведомств"
Программное обеспечение КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств" представляет совокупность общего программного обеспечения и специального программного обеспечения.
Программное обеспечение КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств" должно обладать открытой, компонентной (модульной) архитектурой, обеспечивающей возможность эволюционного развития, в частности, с учетом включения в состав перспективных КСА АПК "Безопасный город".
Программное обеспечение, технология (включая нормативно-техническую документацию) его разработки должны обеспечивать возможность согласованной разработки унифицированного (типового) программного обеспечения силами нескольких разработчиков.
Требования к общему программному обеспечению КСА функционального блока "Координации работы служб и ведомств" представлены в Приложении 6 (Требования к общему программному обеспечению функционального блока "Координация работы служб и ведомств").
Требования к специальному обеспечению КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств" представлены в Приложении 7 (Требования к специальному программному обеспечению КСА "Координация работы служб и ведомств").
Взаимодействие компонентов программного обеспечения в КСА должно осуществляться на основе стандартов на архитектуру построения системных сервисов (служб) и взаимно-совместимых приложений (стандарты типа CORBA, DCOM, SOAP/XML, RPC, RMI или JSON).
4.6 Требования к информационному обеспечению КСА
"Координация работы служб и ведомств"
Информационное обеспечение - это совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы (компоненты информационного обеспечения) и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой при функционировании КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств".
Информационное единство комплексов средств автоматизации функционального блока "Координация работы служб и ведомств" должно обеспечиваться использованием общей системы кодирования и классификации информации.
Единая система кодирования и классификации информации должна обеспечивать:
- централизованное ведение словарей и классификаторов, использующихся в информационном взаимодействии;
- выполнение необходимых технологических функций, в том числе предоставление возможности обмена данными со смежными по отношению к КСА функционального блока "Координация и взаимодействие служб и ведомств".
Для общероссийских классификаторов должен обеспечиваться импорт обновлений из файлов, полученных от организации, ответственной за ведение этого классификатора.
Дополнительные требования к информационному обеспечению КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств" представлены в приложениях:
Приложение 8 - Требования к информационной совместимости КСА функционального блока "Координация работы служб и ведомств" со смежными КСА;
Приложение 9 - Требования по применению систем управления базами данных КСА АПК "Безопасный город";
Приложение 10 - Требования к структуре процесса сбора, обработки, передачи данных в АПК "Безопасный город";
Приложение 11 - Требования к защите данных от разрушений при авариях и сбоях в электропитании КСА АПК "Безопасный город";
Приложение 12 - Требования к контролю, хранению, обновлению и восстановлению данных КСА АПК "Безопасный город";
Приложение 13 - Требования к процедуре придания юридической силы документам, продуцируемым техническими средствами КСА АПК "Безопасный город".
Программное обеспечение должно быть сертифицировано по требованиям информационной безопасности.