2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОДЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МОДЕЛЬНЫХ
ДОКУМЕНТОВ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Анализ законов субъектов Российской Федерации о защите населения и территорий субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и об аварийно-спасательных службах субъектов Российской Федерации показал, что эти законы во многом имеют типовые недостатки. Наиболее частые из них - это неоправданная лаконичность регулирования либо дублирование положений федеральных законов, в то же время многие полномочия субъектов Российской Федерации в данной сфере определены недостаточно полно. Кроме того, практика показывает, что, несмотря на значимость реализации полномочий по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в конституциях и уставах многих субъектов Российской Федерации практически не находит отражения закрепление за их высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В целях содействия совершенствованию законотворчества субъектов Российской Федерации были подготовлены три модельных закона субъекта Российской Федерации:

"О защите населения и территорий субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

"Об аварийно-спасательных службах и социальной поддержке спасателей";

"О внесении изменений в конституцию/устав субъекта Российской Федерации в части определения полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и обеспечения пожарной безопасности".

Модельные законы предлагают вариант системного устранения выявленных типичных недостатков.

Разработка и внедрение модельных законов субъектов Российской Федерации может способствовать более эффективной деятельности органов и должностных лиц субъектов Российской Федерации по вопросам защиты населения и территорий субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и организации деятельности аварийно-спасательных служб субъектов Российской Федерации.

При разработке модельных законов было акцентировано внимание на наиболее полном определении в них полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в обозначенных сферах правового регулирования. Безусловно, концептуальные положения, определяющие полномочия органов и должностных лиц в рассматриваемой сфере, должны быть определены в конституциях, уставах субъектов Российской Федерации.

Так же учитывалось, что особенности отдельных субъектов Российской Федерации могут обусловливать возможность заключения соглашений между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о передаче осуществления полномочий субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера территориальному органу федерального органа исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Как известно, в соответствии с требованиями ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 199-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" такие соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При заключении подобного соглашения полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера реализуются территориальными органами соответствующего федерального органа исполнительной власти. При этом специальный уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может и не создаваться.

Необходимо обратить внимание на то, что Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1> допускается возможность законами субъекта Российской Федерации осуществлять перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, в том числе и в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2014. N 22. Ст. 2770.

Кроме того, законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться полномочия из числа вопросов местного значения городских поселений по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. При отсутствии указанного закона в субъекте Российской Федерации в сельских поселениях соответствующие полномочия реализуют органы местного самоуправления муниципальных районов. Что касается городских округов с внутригородским делением, если такие созданы в субъекте Российской Федерации, то на территориях внутригородских районов, обладающих статусом самостоятельного муниципального образования, соответствующие полномочия на всей территории городского округа осуществляют органы местного самоуправления городского округа.

С учетом требований ст. 79 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законами этих субъектов Российской Федерации.

Законодательные органы субъектов Российской Федерации должны рассматривать модельные законы как изложенные нормативным языком рекомендации, которые можно использовать при совершенствовании законов субъектов Российской Федерации. Поэтому следует иметь в виду, что когда в модельных законах речь идет о конкретных сроках, количественных показателях, прямо не предусмотренных федеральным законодательством (например, при регулировании дополнительных социальных гарантий спасателям), они должны обсуждаться с учетом специфических условий соответствующего субъекта Российской Федерации. В ряде случаев непосредственно в модельном законе предлагается несколько вариантов нормативного решения определенных вопросов.

Положения модельных законов могут учитываться законодательными органами субъектов Российской Федерации как при подготовке проектов новых законодательных актов по вопросам защиты населения и территорий субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организации деятельности аварийно-спасательных служб и социальной поддержке спасателей, так и при внесении изменений в действующие законы субъектов Российской Федерации.

В любом случае при использовании законодательными органами субъектов Российской Федерации модельных законов следует иметь в виду, что их нормы должны быть адаптированы применительно к особенностям организации государственной власти, специфике разграничения полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав данных субъектов Российской Федерации, территориального устройства, финансовым возможностям, а также иным особенностям соответствующего субъекта Российской Федерации.

ПРИЛОЖЕНИЯ