III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
III. Состав, последовательность и сроки
выполнения административных процедур, требования к порядку
их выполнения, в том числе особенности выполнения
административных процедур в электронной форме
27. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
1) ведение перечней объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), которым присвоены категории риска;
2) ведение учета органов власти, объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), а также планирование проверок в органах ГПН;
3) проведение плановых проверок;
4) проведение внеплановых проверок;
5) оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам;
6) регистрация и учет проверок;
7) осуществление межведомственного информационного взаимодействия органов ГПН с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления сведений, необходимых для осуществления государственной функции;
8) обследование объекта защиты, по результатам которого составляются акт обследования и заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности в соответствии с приложением N 3 к настоящему Административному регламенту и его регистрации в журнале учета заключений о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности, оформляемом в соответствии с приложением N 4 к настоящему Административному регламенту;
9) организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований;
10) проведение консультаций по исполнению государственной функции.
Блок-схема исполнения государственной функции представлена в приложении N 5 к настоящему Административному регламенту.
Ведение перечней объектов защиты и (или) территорий
(земельных участков), которым присвоены категории риска
28. Органы ГПН ведут перечни объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), которым присвоены категории риска (далее - перечни объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), оформляемые в соответствии с приложением N 6 к настоящему Административному регламенту.
Отнесение объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) к соответствующим категориям риска и включение их в перечни объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) осуществляется решениями уполномоченных должностных лиц органов ГПН. Критерии отнесения объектов защиты к соответствующим категориям риска, полномочия должностных лиц органов ГПН по отнесению и пересмотру (изменению) ранее принятых решений об отнесении объекта защиты к одной из категорий риска и порядок принятия решений устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации N 806.
29. Перечни объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) содержат следующую информацию:
полное наименование юридического лица, фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками (правообладателями) объектов защиты, которым присвоена категория риска;
основной государственный регистрационный номер;
идентификационный номер налогоплательщика;
наименование объекта защиты;
адрес места нахождения объекта защиты и (или) территории (земельного участка);
цифровое значение "кода вида объекта защиты";
категория риска;
реквизиты решения уполномоченного должностного лица о присвоении (изменении) категории риска;
основания присвоения, повышения (понижения) категории риска.
30. Отнесение объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) к категориям риска осуществляется:
1) решением главного государственного инспектора субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска;
2) решением главного государственного инспектора города (района) субъекта Российской Федерации по пожарному надзору (его заместителя) по месту нахождения объекта защиты - при отнесении к иным категориям риска;
3) решениями главных государственных инспекторов специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации и профилактики тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в пределах установленной компетенции по месту нахождения объекта защиты - при отнесении к категории высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого риска.
31. Пересмотр решения об отнесении объекта защиты и (или) территорий (земельных участков) к одной из категорий риска осуществляется в следующих случаях:
при поступлении информации от юридического лица или индивидуального предпринимателя;
при принятии на учет новых объектов защиты на территории (земельных участках), которым ранее уже были присвоены категории риска.
32. Процедуры, указанные в пунктах 28, 30, 31 настоящего Административного регламента, осуществляются не реже одного раза в год до начала периода планирования, но не позднее 15 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок на объектах защиты и (или) территориях (земельных участках) заявителя, собственника (правообладателя).
33. В случае пересмотра решения об отнесении объекта защиты к одной из категорий риска, решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
При наличии критериев, позволяющих отнести объект защиты к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект защиты к более высоким категориям риска.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска объект защиты считается отнесенным к категории низкого риска.
Ведение учета органов власти, объектов
защиты и (или) территорий (земельных участков), а также
планирование проверок в органах ГПН
34. В органах ГПН осуществляется учет объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), органов власти путем ведения журнала учета объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), органов власти и контрольно-наблюдательных дел (далее - журнал учета объектов), оформляемых в соответствии с приложением N 7 к настоящему Административному регламенту, в котором:
для органов власти учитывается их территориальное расположение с учетом административно-территориального деления;
для зданий, строений и сооружений, включая временные, учитывается каждый объект защиты, имеющий адрес местоположения, позволяющий однозначно определить указанный объект на территории, подведомственной органу ГПН, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан;
для объектов защиты, собственниками помещений (этажей, отсеков) которых являются несколько правообладателей, учитывается каждое помещение (этаж, отсек), принадлежащие отдельному собственнику (правообладателю);
для территорий (земельных участков) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан учитывается организация, в зону ответственности которой входит выполнение требований пожарной безопасности на соответствующей территории;
для территорий (земельных участков) земель сельскохозяйственного назначения, торфяников учитываются организация или граждане, в зону ответственности которых входит выполнение требований пожарной безопасности на соответствующей территории.
35. В журнал учета объектов вносятся изменения с учетом полученных по результатам запросов органов ГПН документов из соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащих информацию об изменении данных, перечисленных в абзацах втором - шестом пункта 34 настоящего Административного регламента, а также копии решения уполномоченного органа власти, органа местного самоуправления о вводе в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта капитального строительства.
36. Деятельность должностных лиц органов ГПН по планированию проверок осуществляется в соответствии с:
ежегодными планами проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, разрабатываемыми в органах ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - план проверки деятельности субъектов Российской Федерации);
ежегодными планами проведения проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, разрабатываемыми в органах ГПН территориальных органов с учетом административно-территориального деления (далее - план проверки деятельности органов местного самоуправления);
ежегодными планами проведения проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), правообладателями которых являются юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - ежегодный план);
ежегодными планами проведения проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) физических лиц - правообладателей (далее - ежегодный план проверок физических лиц - правообладателей);
планами-графиками государственного инспектора по пожарному надзору, осуществляющего государственную функцию, составляемыми ежемесячно с учетом должностных обязанностей должностных лиц органов ГПН.
В ежегодные планы не включаются объекты защиты и (или) территории (земельные участки), относящиеся к категории низкого риска, плановые проверки в отношении которых не планируются.
37. План проведения проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации оформляется в соответствии со статьей 29.2 Федерального закона N 184-ФЗ.
38. Порядок подготовки проектов ежегодных планов проверок, в том числе совместных проверок, их представления в органы прокуратуры и согласования, типовая форма ежегодного плана проверок и порядок согласования внеплановых проверок, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации N 489.
39. План проведения проверок органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления оформляется в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ.
40. Планы проверки деятельности субъектов Российской Федерации, планы проверки полномочий органов местного самоуправления разрабатываются не позднее 15 августа и утверждаются начальником органа ГПН до 20 августа года, предшествующего началу календарного года.
Ежегодный план проверок физических лиц - правообладателей, оформляемый в соответствии с приложением N 8 к настоящему Административному регламенту, разрабатывается не позднее 15 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, и утверждается начальником органа ГПН до 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок.
Ежегодный план разрабатывается не позднее 20 августа года, предшествующего году проведения плановых проверок, и утверждается начальником органа ГПН до 20 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок.
В ежегодный план проверок физических лиц - правообладателей, включается информация об отнесении объекта защиты к определенной категории риска. В ежегодном плане указываются наименование и место нахождения объекта защиты и (или) территории (земельного участка), в отношении которого планируется проведение проверки.
В ежегодный план включаются сведения, в том числе об отнесении объекта защиты и (или) территории (земельного участка) к определенной категории риска. В ежегодном плане дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты и (или) территории (земельного участка), в отношении которого соответственно планируется проведение проверки, наименование его правообладателя (правообладателей).
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, проекты ежегодного плана, плана проверки деятельности субъектов Российской Федерации, плана проверки деятельности органов местного самоуправления на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде направляется органом ГПН главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации, органом ГПН объектовых, специальных и воинских подразделений, в соответствующий орган прокуратуры, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (при наличии).
Органы ГПН рассматривают поступившие предложения органов прокуратуры по проектам ежегодных планов, планов проверки деятельности субъектов Российской Федерации, планов проверки деятельности органов местного самоуправления, в том числе об устранении выявленных замечаний, о проведении в отношении отдельных объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) совместных с иными органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля плановых проверок, и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы.
Органы ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации направляют в установленном порядке в ДНПР МЧС России до 20 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы. Органы ГПН объектовых, специальных и воинских подразделений направляют утвержденные ежегодные планы в установленном порядке в ДНПР МЧС России в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок. ДНПР МЧС России до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, составляет ежегодный план, включающий сведения утвержденных ежегодных планов, представленных территориальными органами ГПН и органами ГПН объектовых, специальных и воинских подразделений.
Ежегодный план размещается на официальном сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе планов проверок в отношении объектов защиты, отнесенных к перечню критически важных для национальной безопасности страны.
План проверки деятельности субъектов Российской Федерации, план проверки деятельности органов местного самоуправления, ежегодный план, ежегодный план проверок физических лиц - правообладателей каждого органа ГПН, утвержденный его начальником, до 31 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, публикуется главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, органом ГПН объектовых, специальных и воинских подразделений на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии), а также размещается на информационных стендах в помещениях органов ГПН, непосредственно участвующих в исполнении государственной функции.
На официальном сайте МЧС России, официальных сайтах главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации, органов ГПН объектовых, специальных и воинских подразделений размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, содержащаяся в перечнях объектов защиты:
полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, являющихся собственниками объектов защиты, которым присвоены категории риска;
идентификационный номер налогоплательщика;
адрес места нахождения объекта защиты и (или) территории (земельного участка);
категория риска и реквизиты решения об отнесении объекта защиты к категории риска.
41. Размещение указанной в пунктах 34 - 37 информации осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
42. Планирование проверок осуществляется на основании отнесения объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) к определенной категории риска, в том числе с учетом:
1) сроков исполнения ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, противопожарного состояния населенных пунктов;
2) решений вышестоящих государственных инспекторов по пожарному надзору;
3) информации о результатах ранее проведенных проверок и назначенных административных наказаниях за нарушение требований пожарной безопасности;
4) социально-экономических, природно-климатических, географических условий субъектов Российской Федерации;
5) сведений о проведении независимой оценки пожарного риска на объектах защиты, выполненной аккредитованной организацией с соблюдением правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 304 (далее - Правила оценки), с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности (далее - НОР);
6) сведений из реестра уведомлений о начале деятельности;
7) официальных документов, полученных по результатам письменных запросов органов ГПН в соответствующие уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия о:
членстве в саморегулируемой организации;
отнесении к субъекту малого или среднего предпринимательства, в том числе сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
вводе объектов в эксплуатацию, реконструкции и (или) капитального ремонта или изменении его класса функциональной пожарной безопасности, с указанием площади, этажности и адресов их месторасположения;
государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
выписке из Единого государственного реестра недвижимости;
постановке на учет юридического лица в налоговом органе;
иных лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом на законных основаниях.
43. Планирование проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками (правообладателями) отдельных помещений, групп помещений, этажей, отсеков, частей зданий, зданий сооружений в пределах одного объекта защиты, осуществляется отдельно для каждого правообладателя. При этом период проведения проверки должен быть единым для всех правообладателей, осуществляющих деятельность на таком объекте защиты.
44. Планирование и проведение органами ГПН плановых проверок объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 3 года;
для категории значительного риска - один раз в 4 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет;
в отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
45. Периодичность осуществления плановых проверок требований пожарной безопасности, в зависимости от категории риска представлена в приложении N 9 к настоящему Административному регламенту.
46. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план, ежегодный план проверок физических лиц - правообладателей является истечение в году проведения проверки, установленного в абзацах втором - пятом пункта 44, периода времени с даты:
ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной опасности;
окончания проведения последней плановой проверки;
одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.
47. Основанием для включения плановой проверки деятельности органа власти в план проверки деятельности субъектов Российской Федерации, план проверки деятельности органов местного самоуправления является истечение двух лет со дня окончания проведения последней плановой проверки органа власти.
48. В случае поступления заключения НОР до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, проверяется соответствие указанного заключения требованиям Правил оценки. При выявлении несоответствия заключения НОР установленным Правилам оценки заключение НОР направляется на доработку с указанием конкретных недостатков. При повторном поступлении заключения НОР проверяется только устранение ранее указанных недостатков.
В случае принятия заключения НОР до утверждения ежегодного плана проверки в отношении таких объектов защиты планируются:
по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска;
по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности, перечень которых устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации N 944.
Орган ГПН не вправе оценивать достоверность заключения НОР на объекте защиты.
49. Должностные лица органов ГПН ежемесячно составляют планы-графики государственного инспектора по пожарному надзору, осуществляющего государственную функцию, утверждаемые их непосредственными начальниками, оформляемые в соответствии с приложением N 10 к настоящему Административному регламенту.
При планировании количества проверок, проводимых должностными лицами органов ГПН, в плане-графике государственного инспектора по пожарному надзору, осуществляющего государственную функцию, составляемом ежемесячно, учитываются следующие стадии осуществления государственной функции: подготовка (ознакомление с документами по объекту надзора, в том числе с документами предыдущих проверок) и проведение проверки, оформление результатов проверки, производство по делу об административном правонарушении, участие в судебных заседаниях по рассмотрению дел об административных правонарушениях и жалоб на решения должностных лиц органов ГПН, прием граждан, связанный с проведением проверок, участие в проверках в отношении объектов защиты, осуществляемых непосредственно органами прокуратуры в рамках прокурорского надзора, участие в проведении предварительного расследования по фактам пожаров, проведение запланированных мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в формах правового просвещения и правового информирования в соответствии с планом-графиком профилактических мероприятий.
50. В план проверки полномочий субъектов Российской Федерации, план проверки полномочий органов местного самоуправления и ежегодный план проверок физических лиц - правообладателей могут вноситься изменения на основании решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в связи с постановкой на учет новых объектов защиты, ликвидацией объектов защиты, результатами анализа обстановки с пожарами, изменением уровня противопожарного состояния населенных пунктов, принятием органом ГПН решения об отнесении объекта защиты к определенной категории риска или решения об изменении присвоенной объекту защиты категории риска в части исключения плановой проверки из ежегодного плана.
В ежегодный план могут вноситься изменения, в том числе в случае принятия органом ГПН решения об отнесении объекта защиты к определенной категории риска или решения об изменении присвоенной объекту защиты категории риска.
Изменения вносятся путем издания приказа (распоряжения) начальника органа ГПН. Изменения, вносимые в ежегодный план, направляются начальником органа ГПН в течение трех рабочих дней со дня их внесения в соответствующий орган прокуратуры на бумажном носителе (с приложением копии в электронном виде) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с указанием оснований внесения изменений. Согласованные изменения утверждаются начальником органа ГПН и публикуются в порядке, установленном пунктом 40 настоящего Административного регламента, а также размещаются на информационных стендах в помещениях органов ГПН в течение пяти рабочих дней с момента получения материалов из органов прокуратуры.
51. Результаты надзорной и профилактической деятельности должны раз в полугодие анализироваться в органах ГПН для последующего их использования в государственном регулировании в области пожарной безопасности и для совершенствования организации и осуществления государственной функции, а также в целях прогнозирования состояния исполнения требований при осуществлении органами власти, организациями и гражданами своей деятельности и своевременного реагирования на изменение обстановки с пожарами на обслуживаемой территории.
Анализ результатов деятельности органов ГПН должен охватывать различные направления, в том числе: учет и планирование проверок, соблюдение законности при проведении проверок, административно-правовую деятельность, нормативно-техническую работу, рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействие) должностных лиц органов ГПН, участие в проверках, осуществляемых непосредственно органами прокуратуры в качестве специалиста, декларирование и внедрение независимой оценки пожарного риска, участие в проведении предварительного расследования по фактам пожаров, организация и проведение сезонных профилактических мероприятий, проведение плановых мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в формах правового просвещения и правового информирования в соответствии с программами профилактики правонарушений.
Проведение плановых проверок
52. Проверка в отношении организаций и граждан проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки органов власти, объекта защиты, территории (далее - распоряжение о проведении проверки) органа ГПН, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития России N 141.
53. В отношении физических лиц - правообладателей проверка проводится на основании распоряжения, в котором указываются:
1) наименование органа ГПН, с указанием вида государственного контроля (надзора) - федеральный государственный пожарный надзор;
2) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
3) наименование физических лиц - правообладателей, проверка которых проводится, место их нахождения;
4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
5) правовые основания проведения проверки, подлежащие проверке требования пожарной безопасности, в том числе реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), если при проведении плановой проверки должен быть использован проверочный лист (список контрольных вопросов);
6) сроки проведения проверки;
7) перечень документов, представление которых необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
8) даты начала и окончания проведения проверки.
54. В распоряжении о проведении плановой проверки объекта защиты и (или) территории (земельного участка), в распоряжении о проведении плановой проверки физических лиц - правообладателей, также указывается категория риска, к которой относится объект защиты и (или) территория (земельный участок).
В случае организации плановой проверки в отношении объекта защиты, где собственниками (правообладателями) отдельных помещений, групп помещений, этажей, отсеков, частей зданий, зданий сооружений в пределах одного объекта защиты являются несколько правообладателей, распоряжение о проведении проверки оформляется отдельно в отношении каждого собственника (правообладателя).
Распоряжение о проведении проверки подписывается начальником органа ГПН либо его заместителем и заверяется печатью издавшего его органа ГПН.
При проведении проверки комиссией в распоряжении о проведении проверки первым указывается должностное лицо органа ГПН, возглавляющее комиссию.
Изданное распоряжение о проведении проверки регистрируется в журнале органа ГПН по учету проверок, оформляемом в соответствии с приложением N 11 к настоящему Административному регламенту, в течение трех рабочих дней.
Номер распоряжения о проведении проверки должен соответствовать порядковому номеру записи в журнале органа ГПН по учету проверок.
Копии распоряжения о проведении проверки, представляемые или направляемые уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, заверяются печатью издавшего его органа ГПН.
55. Блок-схема проведения проверки представлена в приложении N 12 к настоящему Административному регламенту.
Административная процедура проверки, предусмотренная настоящим Административным регламентом, проводится только в форме выездной проверки.
Проверка должна проводиться только тем должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, которое (которые) указано (указаны) в распоряжении о проведении проверки. В случае болезни (иного непредвиденного отсутствия) должностного лица органа ГПН, являющегося единственным указанным в распоряжении о проведении проверки лицом, уполномоченным на проведение проверки, либо отсутствия его на рабочем месте по уважительной причине, начальником органа ГПН либо его заместителем издается новое распоряжение о проведении проверки в порядке, установленном пунктами 52 - 54 настоящего Административного регламента.
В случае издания нового распоряжения начальника органа ГПН в связи с продлением срока проведения плановой проверки на основании мотивированного рапорта должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, решение о продлении срока проверки оформляется визой начальника органа ГПН. Распоряжение о продлении срока проведения проверки должно быть подписано до окончания ранее установленного срока проверки. О продлении срока плановой проверки уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, уведомляются органом ГПН.
56. Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки одновременно с предъявлением служебного удостоверения (служебных удостоверений) вручается под роспись должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводящим (проводящими) проверку, уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка.
57. По требованию участвующих в проверке лиц должностное лицо (должностные лица) органа ГПН обязано (обязаны) представить информацию об органе ГПН, должностными лицами которого проводится проверка, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
58. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения плановой проверки, является наступление периода времени календарного года, в течение которого соответствующему органу ГПН необходимо провести запланированную в установленном порядке проверку объекта защиты, органа власти.
59. О проведении плановой проверки уполномоченные должностные лица органа власти, объекта защиты или гражданин, в отношении которого проводится проверка, уведомляются органом ГПН не позднее чем за три рабочих дня до ее начала посредством направления копии распоряжения о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган ГПН, или иным доступным способом.
60. Если проведение плановой или внеплановой проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием уполномоченного должностного лица органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности объектом защиты, либо в связи с иными действиями (бездействием) уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа ГПН составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган ГПН в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких объектов защиты плановой или внеплановой проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Акт о невозможности проведения соответствующей проверки оформляется в день окончания плановой (внеплановой) проверки, установленный в распоряжении о проведении данной проверки.
61. Плановая проверка проводится по месту нахождения объекта защиты, органа власти и (или) территории (земельного участка).
62. При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, в том числе:
1) выполнение условий соответствия объекта защиты и (или) территории (земельного участка) требованиям пожарной безопасности;
2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;
4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;
5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;
6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;
7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;
9) соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;
11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Евразийского экономического союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
63. В случае проведения расчета по оценке пожарного риска на объект защиты проверяется:
соответствие исходных данных, применяемых в расчете, фактическим данным, полученным в ходе его обследования;
соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 272.
В случае выявления в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, а равно несоблюдение требований пожарной безопасности, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом N 123-ФЗ.
При несоответствии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты лицом (лицами), проводящим (проводящими) проверку, выносится в письменном виде мотивированное решение с указанием причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
При устранении в период проведения плановой проверки причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям и (или) выполнение мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности проверяется только устранение ранее указанных в письменном мотивированном решении недостатков.
В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям и (или) выполненные мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, осуществляется проверка в соответствии с подпунктами 2 - 11 пункта 62 настоящего Административного регламента.
64. Во время проведения плановой проверки:
1) осуществляется анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих правообладателя объекта защиты, права и обязанности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, документах, используемых при осуществлении деятельности и связанных с исполнением требований пожарной безопасности, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов ГПН. К указанным документам относятся:
правоустанавливающие документы на объект защиты и (или) территорию (земельного участка), учредительный документ;
документы организационно-распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, должностные инструкции);
декларация пожарной безопасности;
имеющиеся в органе ГПН предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;
материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;
техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;
технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;
договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договоры на выполнение работ, подлежащих лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;
лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;
сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;
2) выполняется оценка соответствия деятельности уполномоченных должностных лиц органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка, требованиям пожарной безопасности с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):
обследования объекта защиты (визуального осмотра);
отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;
опроса и получения объяснений;
истребования документов и (или) информации;
проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда;
проведения противопожарных инструктажей с работниками (обслуживающим персоналом) объекта защиты по соблюдению требований пожарной безопасности на объекте защиты и (или) территории (земельного участка), производстве, в быту, лесах, при проведении массовых мероприятий;
проведения практических тренировок по отработке планов эвакуации.
Проведение указанных мероприятий осуществляется в присутствии уполномоченных лиц органа власти, объекта защиты или гражданина, в отношении которого проводится проверка.
65. В отношении органов власти плановые проверки проводятся в соответствии с пунктами 61 - 63, подпунктом 2 пункта 64 настоящего Административного регламента, а также с осуществлением анализа реализуемых органами власти полномочий в области пожарной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации.
Проведение внеплановых проверок
66. Внеплановая проверка проводится на основании распоряжения о проведении внеплановой проверки, издаваемого в соответствии с пунктами 52 - 54 настоящего Административного регламента.
67. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения внеплановой проверки, является:
1) истечение срока исполнения органом власти, организацией, гражданином ранее выданного органом ГПН предписания об устранении нарушения и (или) по устранению несоответствия;
2) наличие решения органа власти об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
3) поступление в орган ГПН:
сведений от организаций, граждан уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;
обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов власти (должностных лиц органов ГПН, в том числе результатов анализа проведенных мероприятий по контролю без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами), из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты и (или) территории (земельных участков), о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты и (или) территории (земельного участка), о несоответствии объектов защиты и (или) территории (земельных участков), пожарно-технической продукции требованиям пожарной безопасности, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара;
4) наличие распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
5) наличие акта о невозможности проведения внеплановой проверки с указанием причин невозможности ее проведения.
68. Внеплановая проверка в отношении объекта защиты и (или) территории (земельного участка) по основанию, указанному в абзаце третьем подпункта 3 пункта 67 настоящего Административного регламента, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в течение двадцати четырех часов о проведении мероприятий по надзору посредством направления в органы прокуратуры заявления типовой формы, установленной приказом Минэкономразвития России N 141, о согласовании органом ГПН с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки объекта защиты заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (при наличии). В случае поступления в органы ГПН заключения НОР с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности копия данного заключения прилагается к заявлению.
69. Внеплановая проверка в отношении объекта защиты и (или) территории (земельного участка) физического лица - правообладателя по основанию, указанному в абзацах втором и третьем подпункта 3 пункта 67 настоящего Административного регламента, может быть проведена незамедлительно.
70. При рассмотрении обращений и заявлений, информации о фактах, указанных в абзаце третьем подпункта 3 пункта 67 настоящего Административного регламента, должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении органа власти, на объекте защиты и (или) территории (земельного участка).
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган ГПН, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в абзаце третьем подпункта 3 пункта 67 настоящего Административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может в соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 67 настоящего Административного регламента, являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа ГПН при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение требований пожарной безопасности, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в абзаце третьем подпункта 3 пункта 67 настоящего Административного регламента, уполномоченными должностными лицами органа ГПН может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов органа власти, организации, гражданина, имеющихся в распоряжении органа ГПН, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов ГПН. В рамках предварительной проверки у органа власти, организации и гражданина могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
71. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение требований, получении достаточных данных о нарушении требований пожарной безопасности должностное лицо органа ГПН подготавливает заявление в орган прокуратуры о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в абзаце третьем подпункта 3 пункта 67 настоящего Административного регламента.
По решению начальника (заместителя начальника) органа ГПН предварительная проверка, внеплановая проверка в отношении объекта защиты и (или) территории (земельного участка) прекращаются, если после начала соответствующей проверки:
выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации;
установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении;
установлено, что на объекте защиты (земельном участке) осуществляется строительство, реконструкция объекта (объектов) капитального строительства, в отношении которых предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Решение о прекращении проверки по указанным выше основаниям оформляется визой начальника (заместителя начальника) органа ГПН на мотивированном рапорте должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку. К рапорту могут быть приложены документы, подтверждающие обоснованность прекращения проверки и сделанных выводов.
72. МЧС России, его территориальные органы по субъектам Российской Федерации, территориальные подразделения федеральной противопожарной службы, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, подразделения объектовых, специальных и воинских подразделений, вправе обратиться в суд с иском о взыскании с заявителя расходов, понесенных органом ГПН в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
73. О проведении внеплановой проверки уполномоченное должностное лицо органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, уведомляется органом ГПН не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты органа власти, юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен органом власти, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или гражданином в орган ГПН.
Предварительное уведомление организации, гражданина о проведении внеплановой проверки по основанию, указанному в абзаце третьем подпункта 3 и подпункте 5 пункта 67 настоящего Административного регламента, не требуется.
74. При осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности:
исполнение которых было предписано ранее выданным предписанием об устранении нарушений или по устранению несоответствия;
информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки;
на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности;
устанавливающих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности в случае установления особого противопожарного режима на соответствующей территории;
во исполнение поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
75. В случае проведения расчета по оценке пожарного риска, подтверждающего выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в ходе внеплановой проверки указанный расчет подлежит проверке в соответствии с пунктом 63 настоящего Административного регламента.
Противопожарное мероприятие, содержащееся в предписании об устранении нарушений, влияющее на расчетные величины пожарного риска, считается исполненным при выполнении одного из следующих условий:
1) исполнение в полном объеме данного мероприятия;
2) исполнение комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, при котором расчетом по оценке пожарного риска подтверждается выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона N 123-ФЗ;
3) наличие расчета по оценке пожарного риска в случаях, установленных Техническим регламентом, с результатом, не превышающим допустимые значения, установленные указанным федеральным законом для объектов защиты, которые запроектированы и построены, а равно на которых были произведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, после вступления в силу Технического регламента.
76. В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям, а равно несоблюдение требований пожарной безопасности, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, внеплановая проверка продолжается в объеме пункта 74 настоящего Административного регламента. При непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты лицом (лицами), проводящим (проводящими) проверку, выносится в письменном виде мотивированное решение с указанием причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
77. При устранении в период проведения внеплановой проверки причин несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям и (или) выполнение мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, проверяется только устранение ранее указанных в письменном мотивированном решении недостатков.
78. Срок проведения внеплановой проверки устанавливается в соответствии с пунктом 26 настоящего Административного регламента.
79. В случае получения органом ГПН распорядительного документа органа прокуратуры о проведении в рамках прокурорского надзора проверки в отношении объектов защиты, осуществляемой непосредственно органами прокуратуры, должностное лицо органа ГПН участвует в проводимой органом прокуратуры проверке в качестве специалиста, дает пояснения и представляет информацию в рамках своей компетенции. При этом орган ГПН имеет право получать для ознакомления документы, касающиеся предмета проверки, только через орган прокуратуры, организовавший проверку. Возбуждение должностным лицом органа ГПН дел об административных правонарушениях при непосредственном обнаружении им в качестве специалиста нарушений требований пожарной безопасности, являющихся достаточными данными, указывающими на наличие события административного правонарушения, подготовка и выдача в отношении объектов защиты предписаний об устранении нарушений и (или) предписаний по устранению несоответствия по результатам участия должностного лица органа ГПН в проверке в рамках прокурорского надзора не производится.
Оформление результатов проверок и принятие мер
по их результатам
80. По результатам проверки должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводящим (проводящими) проверку, составляется акт проверки, акт проверки физического лица - правообладателя в двух экземплярах.
В акте проверки физического лица - правообладателя указываются:
1) дата, время и место составления акта проверки;
2) наименование органа ГПН с указанием вида государственного контроля (надзора) - федеральный государственный пожарный надзор;
3) дата и номер распоряжения;
4) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного лица (уполномоченных лиц), проводившего (проводивших) проверку;
5) фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица - правообладателя, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность уполномоченного или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, присутствовавшего при проведении проверки;
6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки физического лица - правообладателя или уполномоченного лица объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии его подписи или об отказе от совершения подписи;
9) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
81. Подпись (подписи) должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, в акте проверки, акте проверки физического лица - правообладателя заверяется (заверяются) печатью (печатями) должностного лица (должностных лиц) органа ГПН.
82. Номер акта проверки, акта проверки физического лица - правообладателя должен соответствовать номеру распоряжения о проведении проверки.
83. К акту проверки, акту проверки физического лица - правообладателя прилагаются:
решение о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты;
протоколы отбора образцов продукции, проб;
протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), измерений и экспертиз;
объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований пожарной безопасности;
предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;
рапорт на продление срока проверки с визой начальника органа ГПН (в случае продления срока проведения проверки);
распорядительный документ органа прокуратуры (в случае проведения проверки в рамках прокурорского надзора);
документы, подтверждающие обоснованность и правомерность проведения внеплановой проверки по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 67 настоящего Административного регламента;
уведомления о вручении, в случае направления заказным почтовым отправлением органом ГПН документов уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.
84. Учет актов проверок, актов проверки физических лиц - правообладателей ведется в журнале органа ГПН по учету проверок.
Акт проверки, акт проверки физического лица - правообладателя оформляется на проверявшийся объект защиты и (или) территорию (земельного участка) непосредственно после ее завершения, один его экземпляр с копиями приложений, заверенных печатью (печатями) должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, вручается уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которых проводилась проверка, под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия уполномоченного лица органа власти или объекта защиты и (или) территории (земельного участка), в отношении которых проводилась проверка, а также в случае отказа данного лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, актом проверки физического лица - правообладателя, данный акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, акта проверки физического лица - правообладателя, хранящемуся в контрольно-наблюдательном деле о противопожарном состоянии объекта защиты, органа власти (далее - КНД), оформляемом в соответствии с приложением N 13 к настоящему Административному регламенту.
В случае проведения проверки в отношении объекта защиты, в котором собственниками (правообладателями) отдельных помещений, групп помещений, этажей, отсеков, частей зданий, зданий сооружений в пределах одного объекта защиты являются несколько правообладателей, акт проверки, акт проверки физического лица - правообладателя оформляется отдельно для каждого собственника (правообладателя).
После завершения проверки в отношении объекта защиты, в случае, когда его единственным правообладателем является хозяйствующий субъект, отнесенный в соответствии с условиями, установленными законодательством, к малым предприятиям либо к микропредприятиям, учет времени, затраченного должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН, проводившим (проводившими) проверку объекта защиты и (или) территории (земельного участка), производится с указанием даты, точного времени, продолжительности (в часах и минутах) нахождения проверяющего (проверяющих) на объекте защиты и (или) территории (земельном участке) (с указанием места проверки), в акте проверки и журнале органа ГПН по учету проверок. В срок проведения проверки следует засчитывать только время непосредственного нахождения проверяющих на объекте защиты и (или) территории (земельном участке), где осуществляет деятельность проверяемое лицо (из расчета не более 8 часов в рабочий день).
85. В случае если для составления акта проверки, акта проверки физического лица - правообладателя необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, измерений, специальных расследований, экспертиз, акт проверки, акт проверки физического лица - правообладателя составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения указанных исследований, испытаний, измерений, расследований и экспертиз.
86. Если проведение внеплановой выездной проверки согласовывалось с органом прокуратуры, то копия акта такой проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
Второй экземпляр сопроводительного письма о направлении копии акта проверки приобщается к материалам проверки.
87. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Информация о проведенной проверке и ее результатах, полученных в ходе проверки данных, может быть направлена в органы внутренних дел, прокуратуры и другие органы власти для принятия ими мер согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
88. Должностным лицом органа ГПН, проводившим проверку или возглавлявшим комиссию, проводившую проверку, осуществляется запись в имеющемся журнале учета проверок. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
89. В случае поступления в орган ГПН, издавший распоряжение о проведении проверки, направленного в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки лицом, в отношении которого проводилась проверка, возражения в письменной форме от указанного лица в отношении акта проверки, акта проверки физического лица - правообладателя в целом или его отдельных положений, а также документов, подтверждающих обоснованность таких возражений, или их заверенных копий, и (или) выданного предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия, орган ГПН рассматривает указанные возражения в порядке, установленном настоящим Административным регламентом.
90. В случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны):
1) с учетом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, в том числе с учетом особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, а также руководителей и иных работников указанных хозяйствующих субъектов, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
91. Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
92. Период проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия устанавливается должностным лицом органа ГПН с учетом сроков устранения нарушений требований пожарной безопасности.
93. При выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия, невыполнения в установленный в предписании срок требований пожарной безопасности:
каждому из лиц, перечисленных в подпункте 1 пункта 90 настоящего Административного регламента, с учетом разграничения полномочий и ответственности за обеспечение пожарной безопасности выдается новое предписание (предписания) об устранений нарушений, в котором (которых):
устанавливаются новые сроки устранения не выполненных к установленному сроку нарушений требований пожарной безопасности;
переносятся из предписания, исполнение которого проверяется, ранее предложенные к исполнению нарушения, срок устранения которых не истек, при этом сохраняются ранее установленные и не истекшие сроки;
принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
94. При выявлении в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия нарушений требований пожарной безопасности, совершенных в период времени между завершенной плановой проверкой и данной внеплановой проверкой:
принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара, принимаются меры для проведения внеплановой проверки в порядке, установленном настоящим Административным регламентом.
95. Выданные предписания, в том числе предписания, выданные в ходе проведения внеплановой проверки, указанные в пункте 93 настоящего Административного регламента, учитываются в журнале органа ГПН по учету проверок.
Копии всех выдаваемых предписаний хранятся в КНД.
96. В предписании об устранении нарушений указываются:
1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица - правообладателя объекта защиты и (или) территории (земельного участка);
2) перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
4) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного лица органа власти, объекта защиты, физического лица - правообладателя, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
5) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
97. В предписании по устранению несоответствия указываются:
1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица - правообладателя объекта защиты;
2) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов;
3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
4) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
98. Подпись (подписи) должностного лица (должностных лиц) органа ГПН, проводившего (проводивших) проверку, в предписании заверяется (заверяются) печатью (печатями) должностного лица (должностных лиц).
99. Номер предписания состоит из трех чисел, которые указываются через знак дроби, где первое число соответствует номеру распоряжения о проведении проверки, второе - кодификационному номеру вида предписания (1 - предписание об устранении нарушений, 2 - предписание по устранению несоответствия) и третье - порядковому номеру предписания, выдаваемого по результатам проведения проверки, осуществляемой в соответствии с указанным распоряжением.
100. В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность лиц, перечисленных в подпункте 1 пункта 90 настоящего Административного регламента, эксплуатация ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, территорий (земельных участков), производимые и реализуемые ими товары (выполняемые работы, предоставляемые услуги) представляют непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан или такой вред причинен, орган ГПН обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений данных лиц, эксплуатируемых ими производственных участков, агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
101. В случае выявления при проведении проверки противоправного, виновного действия (бездействия) уполномоченного лица органа власти или объекта защиты, физического лица - правообладателя, в отношении которого проводится проверка, и (или) лица (лиц), осуществляющего (осуществляющих) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), в органе власти, в отношении которого проводится проверка, а также лиц, находящихся на объекте защиты и (или) территории (земельном участке), образующего состав административного правонарушения, должностные лица органа ГПН, в пределах своих полномочий, возбуждают дела об административных правонарушениях и осуществляют производство по указанным делам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
102. Регистрация дел об административных правонарушениях, возбужденных и (или) рассмотренных должностными лицами органа ГПН, а также сведения об их движении отражаются в журнале учета дел об административных правонарушениях и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, оформляемом в соответствии с приложением N 14 к настоящему Административному регламенту.
Регистрация и учет проверок
103. Все проверки, проводимые органом ГПН, должны регистрироваться и учитываться.
Регистрация и учет проверок возлагаются на орган ГПН, начальник (заместитель начальника) которого издал распоряжение о проведении проверки.
104. Проведенная проверка в течение трех рабочих дней после подписания должностным лицом (должностными лицами) органа ГПН акта проверки, акта проверки физического лица - правообладателя регистрируется в журнале органа ГПН по учету проверок. Учет актов по результатам рассмотрения заявления и заключений ведется в журнале учета выданных заключений.
105. Должностное лицо органа ГПН по окончании каждой проверки обязано в течение трех рабочих дней доложить начальнику органа ГПН либо его заместителю в устной форме об исполнении государственной функции. После проверки документов начальник органа ГПН либо его заместитель ставит соответствующую визу о согласовании на втором экземпляре акта проверки, приобщаемого к материалам КНД.
106. В каждом органе ГПН обязанности по ведению делопроизводства при проведении проверок, а также контроля за указанным делопроизводством включаются в должностные обязанности одного или нескольких сотрудников. В органе ГПН предусматривается ведение:
перечней объектов защиты и (или) территорий (земельных участков);
журнала учета объектов;
журнала органа ГПН по учету проверок;
журнала учета дел об административных правонарушениях и представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
журнала учета выданных заключений;
журнала учета профилактической работы;
журнала учета консультаций;
учетных карточек личной консультации гражданина.
В журналах, за исключением журнала учета объектов, ведется сквозная нумерация в течение года, начиная с первого числа наступившего года.
Допускается ведение журналов и перечней объектов защиты, которым присвоены категории риска, в электронном виде при условии ежедневного сохранения дубликата информации на магнитном носителе и ежемесячной архивации на бумажном носителе (с нарастающим итогом с начала календарного года в течение пяти лет).
107. КНД характеризует противопожарное состояние объекта надзора, формируемое на каждый объект защиты (орган власти) и содержит копии правоустанавливающих документов, распоряжения, решения об отнесении объекта защиты и (или) территории (земельного участка) к соответствующей категории риска и решения об изменении категории риска на более высокую или низкую, акты проверок, акты проверок физических лиц - правообладателей со всеми приложениями, акты обследования и заключения, а также, в случаях выявления нарушений требований пожарной безопасности, копии постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами органов ГПН, копии протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение которых подведомственно судебным органам, копии постановлений судебных органов по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, копии предписаний об устранении нарушений и (или) по устранению несоответствия, бланки учета инструктажей с работниками (обслуживающим персоналом) объекта, оригиналы или копии других документов по вопросам обеспечения пожарной безопасности объектов защиты за период, равный периодичности проведения плановых проверок объекта защиты согласно присвоенной категории риска, но не менее чем за 5 лет.
При наличии на обслуживаемой органом ГПН территории нескольких объектов защиты и (или) территорий (земельных участков), принадлежащих (эксплуатируемых) одному лицу - правообладателю (одним лицом - правообладателем), КНД может вестись в отношении конкретного лица - правообладателя объекта защиты.
В КНД приобщаются материалы по вопросам пожарной безопасности на объекте защиты и (или) территории (земельном участке) (в органе власти), полученные только в официальном порядке.
В случае поступления информации о новом объекте защиты орган ГПН в десятидневный срок направляет запросы в уполномоченные органы, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия с целью получения первичной информации для формирования КНД и планирования проверок. До проведения первой проверки КНД на новый объект защиты содержит поступившие из уполномоченных органов или иных источников копии правоустанавливающих документов в объеме, необходимом для назначения проверок. С учетом критериев отнесения объектов защиты и (или) территории (земельного участка) к определенной категории риска принимается решение по отнесению объекта защиты и (или) территории (земельного участка) к одной из категорий риска.
108. Хранение прекращенных дел об административных правонарушениях, а также дел, по которым исполнены постановления, осуществляется по месту нахождения органа ГПН, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях хранятся в течение двух лет со дня окончания исполнения постановления.
109. Порядок хранения журналов (магнитных и бумажных носителей при ведении журналов в электронном виде), КНД, дел об административных правонарушениях, находящихся в производстве, планов-графиков государственного инспектора по пожарному надзору, осуществляющего государственную функцию, определяет путем издания распорядительного документа начальник органа ГПН с учетом возможности оперативного доступа к необходимым материалам.
Осуществление межведомственного
информационного взаимодействия органов ГПН
с государственными органами и органами местного
самоуправления по вопросам предоставления сведений,
необходимых для осуществления государственной функции
110. Основанием для начала административной процедуры по формированию и направлению в государственные органы, органы местного самоуправления либо подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся необходимые документы и (или) информация, межведомственных запросов о предоставлении сведений, необходимых для осуществления государственной функции, является издание распоряжения о проведении проверки.
111. В рамках межведомственного информационного взаимодействия органами ГПН запрашиваются следующие необходимые документы и (или) информация:
1) от Федеральной налоговой службы:
сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
сведения из реестра дисквалифицированных лиц;
сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
2) от Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии:
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (содержащая общедоступные сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости);
кадастровая выписка об объекте недвижимости;
кадастровый план территории;
3) от Федеральной службы государственной статистики:
сведения о кодах по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и взаимосвязанных с ним общероссийских классификаторов ОКАТО, ОКТМО, ОКФС, ОКОПФ, ОКО ГУ, установленных организациям и индивидуальным предпринимателям органами государственной статистики;
4) от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
копия заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
5) от Министерства внутренних дел Российской Федерации:
сведения о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства;
сведения о регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации;
сведения о регистрации по месту пребывания гражданина Российской Федерации;
6) от Федерального агентства по управлению государственным имуществом:
выписка из реестра федерального имущества.
112. В случае отсутствия технической возможности направления межведомственного запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, соответствующий межведомственный запрос органа ГПН направляется на бумажном носителе в государственные органы, органы местного самоуправления либо подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся необходимые документы и (или) информация.
Организация и проведение мероприятий, направленных
на профилактику нарушений обязательных требований
113. В целях предупреждения нарушений органами власти, организациями и гражданами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, органы ГПН осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактических мероприятий в формах правового просвещения и правового информирования.
114. В целях профилактики нарушений обязательных требований:
обеспечивается размещение на официальном сайте МЧС России перечней нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов и нормативных документов;
осуществляется информирование органов власти, организаций и граждан по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности, в том числе посредством разработки и опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в средствах массовой информации и иными способами;
подготавливаются и распространяются при изменении требований пожарной безопасности комментарии о содержании новых нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности, устанавливающих обязательные требования, о внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований;
обеспечивается ежегодное обобщение практики осуществления государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности и профилактики их нарушений с размещением на официальном сайте МЧС России, официальных сайтах главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься органами власти, организациями и гражданами в целях недопущения таких нарушений;
выдаются предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, оформляемые в соответствии с приложением N 15 к настоящему Административному регламенту.
115. При наличии у органа ГПН сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с органами власти, организациями и гражданами либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов власти, из средств массовой информации о фактах нарушений требований пожарной безопасности при использовании (эксплуатации) объектов защиты, о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты, о несоответствии объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что такие нарушения причинили вред жизни, здоровью людей, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, повлекли возникновение пожара, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, либо создали непосредственную угрозу указанных последствий, и если орган власти, организация и гражданин ранее не привлекались к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, орган ГПН объявляют такому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают ему принять меры по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, с уведомлением об этом в установленном в таком предостережении срок, органа ГПН.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие требования пожарной безопасности, нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы по пожарной безопасности, их предусматривающие, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) органа власти, организации и гражданина могут привести или приводят к нарушению этих требований.