МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ
от 26 октября 2009 г. N 611

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

В целях совершенствования научно-технической деятельности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации научно-технической деятельности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 08.08.2001 N 350 "Об утверждении Положения об организации проведения работ в МЧС России по договорам на создание (передачу и использование) научно-технической продукции" (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 07/8267-ЮД).

Министр
С.К.ШОЙГУ

Приложение
к приказу МЧС России
от 26 октября 2009 г. N 611

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

I. Общие положения

1. Положение об организации научно-технической деятельности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее соответственно - Положение, МЧС России) определяет основные принципы организации и осуществления научно-технической деятельности в центральном аппарате, территориальных органах и организациях МЧС России (далее - подразделения системы МЧС России).

2. Положение разработано в соответствии с:

Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 9, ст. 773; N 34, ст. 4026; 1999, N 28, ст. 3471; 2001, N 17, ст. 1644; N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093; N 48, ст. 4737, ст. 4746; 2003, N 2, ст. 167; N 52 (ч. I), ст. 5034; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1 (ч. I), ст. 18, ст. 39, ст. 43; N 27, ст. 2722; N 30 (ч. II), ст. 3120; 2006, N 2, ст. 171; N 3, ст. 282; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 31 (ч. I), ст. 3437; N 45, ст. 4627; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I), ст. 5497, ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 17, ст. 1929; N 27, ст. 834, ст. 3213; N 31, ст. 3993, ст. 4015; N 41, ст. 4845; N 44, ст. 5282; N 45, ст. 5428; N 49, ст. 6042, ст. 6048, ст. 6079; N 50, ст. 6246, ст. 6247; 2008, N 17, ст. 1756; N 18, ст. 1939; N 20, ст. 2253; N 27, ст. 3122; N 27, ст. 3123; N 29 (часть I), ст. 3418; N 30 (часть I), ст. 3597; N 30 (часть II), ст. 3616; N 45, ст. 5147; N 52 (часть I), ст. 6235; 2009, N 1, ст. 14, ст. 16, ст. 19, ст. 20, ст. 23; N 7, ст. 775; N 15, ст. 1778; N 26, ст. 3130; N 29, ст. 3582);

Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 34, ст. 3540; 1995, N 26, ст. 2397; 1997, N 12, ст. 1381; 1999, N 19, ст. 2302; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 32, ст. 4121; N 27, ст. 3267; N 29, ст. 3584, ст. 3592, ст. 3601);

Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 1998, N 30, ст. 3607; N 51, ст. 6271; 2000, N 2, ст. 162; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 1 (ч. II), ст. 20; N 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, N 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 27, ст. 2715; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6069; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 786; N 31, ст. 3923);

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (ч. I), ст. 3105; 2006, N 1, ст. 18; N 31 (ч. I), ст. 3441; 2007, N 17, ст. 1929; N 31, ст. 4015; N 46, ст. 5553; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5723; 2009, N 1, ст. 16, ст. 31; N 18 (ч. I), ст. 2148; N 19, ст. 2283);

Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2687);

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 г. N 284 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 19, ст. 1838; 2008, N 34, ст. 3931);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4939; 2009, N 18 (ч. II), ст. 2242);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18 (ч. II), ст. 2242).

II. Научно-техническая деятельность в системе МЧС России

3. При осуществлении научно-технической деятельности МЧС России:

организует и проводит прикладные научные исследования и экспериментальные разработки в целях решения проблем в сфере деятельности МЧС России;

организует внедрение полученных результатов в повседневную деятельность МЧС России;

разрабатывает и совершенствует законодательные и иные нормативные правовые акты, а также методические документы, относящиеся к компетенции МЧС России;

подготавливает и проводит научно-исследовательские учения;

организует и проводит научно-информационную работу (научные конференции, совещания, семинары и выставки, научное консультирование), а также изобретательскую, рационализаторскую и патентно-лицензионную работу;

ведет учет результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок гражданского, военного, специального и двойного назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета по заказу МЧС России;

организует подготовку научных кадров и практических работников в соответствии с современными достижениями науки и техники, передового опыта деятельности МЧС России;

организует и выполняет мероприятия по совершенствованию сети и организационно-штатной структуры научно-исследовательских учреждений и научно-исследовательских подразделений организаций МЧС России, а также исследовательской, экспериментальной и лабораторно-испытательной баз подразделений системы МЧС России;

организует мониторинг научной среды и выявление лучших научно-технических разработок и инновационных проектов в области комплексной безопасности;

поддерживает научные связи и координирует совместные исследования с Российской академией наук, научными организациями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации, общественными научными объединениями и организациями, а также с научными организациями государств - участников Содружества Независимых Государств, других иностранных государств.

4. Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях подготовки научно обоснованных рекомендаций и практического решения проблем в сфере деятельности МЧС России.

5. Разработка и совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов, а также методических документов осуществляется в целях регламентации повседневной деятельности системы МЧС России.

6. Проведение научно-исследовательских учений осуществляется в целях глубокой и всесторонней проработки новых способов применения сил и средств для повышения эффективности деятельности системы МЧС России, а также выработки соответствующих рекомендаций.

7. Научно-информационная работа (проведение научных конференций, симпозиумов, совещаний, семинаров и выставок, научное консультирование) осуществляется в целях обмена опытом, коллективного обсуждения и творческого решения актуальных вопросов в области научного обеспечения и практической реализации задач и функций, возложенных на МЧС России. По результатам проведенных мероприятий вырабатываются практические рекомендации и предложения.

Материалы научных конференций, симпозиумов, совещаний, семинаров и выставок издаются в виде соответствующих сборников и рассылаются в заинтересованные организации.

8. Изобретательская, рационализаторская и патентно-лицензионная работа осуществляется в целях ускорения внедрения полученной научно-технической продукции в практическую деятельность подразделений системы МЧС России, в разработку новых и модернизацию существующих образцов техники и технологий, совершенствования методов эксплуатации и испытаний, а также закрепления и защиты исключительных и авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в интересах МЧС России и подлежащие правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности, право распоряжения которыми принадлежит Российской Федерации в лице МЧС России.

III. Участники научно-технической деятельности
в системе МЧС России и их функции

9. Участниками научно-технической деятельности в системе МЧС России являются:

научно-технический совет при МЧС России;

экспертный совет МЧС России;

координирующее подразделение;

заказчики научно-технической продукции;

уполномоченные организации;

ведомственные научные организации;

исполнители прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

10. Научно-технический совет при МЧС России - постоянно действующий совещательный орган для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России.

Научно-технический совет при МЧС России:

осуществляет научное обоснование стратегического развития МЧС России;

определяет перспективы и приоритетные направления научного обеспечения деятельности МЧС России;

оценивает влияние результатов научно-технической деятельности на уровень гражданской обороны, защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

11. Экспертный совет МЧС России - орган консультативного обеспечения деятельности МЧС России, осуществляющий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами научно-правовую, экспертную и информационную поддержку деятельности МЧС России.

12. Координирующее подразделение - структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, отвечающее в соответствии с возложенными на него задачами и функциями за организацию и осуществление научно-технической деятельности в системе МЧС России.

Координирующее подразделение:

готовит предложения по формированию базовых и приоритетных направлений проведения научно-технической политики МЧС России на долгосрочную и среднесрочную перспективу;

организует планирование, координацию и контроль за осуществлением научно-технической деятельности в системе МЧС России;

организует размещение заказов на выполнение в интересах МЧС России прикладных научных исследований и экспериментальных разработок;

осуществляет методическое руководство и контроль за проведением прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, получением научно-технической продукции, ее учетом и внедрением;

готовит предложения по установлению заданий на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок для ведомственных научных организаций, а также обобщает и представляет на утверждение в установленном порядке предложения по организации прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в рамках разрабатываемых федеральных и ведомственных целевых программ;

совместно со структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, организующим финансово-экономическое обеспечение системы МЧС России, определяет нормативы финансовых затрат на выполнение задания ведомственными научными организациями, а также порядок списания результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, не являющихся нематериальными активами;

осуществляет распределение и обеспечивает расходование объемов финансовых средств, выделяемых на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, по целевым статьям, видам расходов и предметным статьям бюджетной и экономической классификации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели в соответствующем плановом периоде;

организует мониторинг научной среды с целью выявления лучших научно-технических разработок и инновационных проектов в области комплексной безопасности, имеющих перспективы применения в сфере деятельности МЧС России, и информирует заказчиков научно-технической продукции о полученных результатах;

участвует в проведении испытаний опытных образцов новых видов технических средств, подготовке документации для принятия их на снабжение (вооружение) в системе МЧС России и приемке результатов научно-технической деятельности;

организует внедрение научно-технической продукции в повседневную деятельность системы МЧС России, а также осуществляет оценку и анализ эффективности проводимых работ.

13. Заказчики научно-технической продукции - подразделения системы МЧС России, в интересах которых разрабатывается научно-техническая продукция.

Заказчики научно-технической продукции:

формируют заявки на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в соответствии с направлениями своей деятельности;

осуществляют контроль за ходом выполнения этапов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок;

организуют проведение приемочных испытаний опытных образцов новых видов технических средств, подготовку документации для принятия их на снабжение (вооружение) в системе МЧС России и предложений по снятию со снабжения (вооружения) устаревших технических средств и технологий;

проводят приемку результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок;

выявляют результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности, и обеспечивают представление необходимых сведений и заверенных документов в уполномоченную организацию для осуществления их государственного учета;

обеспечивают внедрение полученных результатов в повседневную деятельность подразделений системы МЧС России;

представляют в координирующее подразделение информацию о результатах внедрения научно-технической продукции и эффективности ее применения в системе МЧС России.

14. Уполномоченная организация - подразделение системы МЧС России или организация, которым в установленном порядке переданы полномочия по осуществлению отдельных функций участников научно-технической деятельности.

15. Научно-исследовательские и образовательные учреждения системы МЧС России, а также учреждения и организации системы МЧС России, имеющие в своем составе научно-исследовательские подразделения (далее - ведомственные научные организации):

осуществляют научно-техническую деятельность и разрабатывают научно-техническую продукцию в соответствии с организационно-планирующими документами и заданиями МЧС России, утвержденными в установленном порядке;

изучают и обобщают положительный опыт проводимых работ по научному обеспечению задач и функций, возложенных на МЧС России;

участвуют в организации и проведении научно-информационной работы, оказывают методическую и консультационную помощь подразделениям системы МЧС России.

16. Исполнители прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в соответствии с законодательством Российской Федерации:

выполняют за счет средств федерального бюджета прикладные научные исследования и экспериментальные разработки;

представляют заказчику научно-технической продукции результаты проведенных работ (этапов работ) и необходимые сведения для их учета;

обеспечивают авторское сопровождение принятых результатов завершенных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

IV. Планирование и осуществление научно-технической
деятельности в системе МЧС России

17. Планирование и осуществление научно-технической деятельности в системе МЧС России проводится с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, основных направлений фундаментальных исследований Российской академии наук, отечественных достижений в области науки и техники, приоритетных направлений деятельности МЧС России и ранее полученных результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России.

18. Основные положения научно-технической деятельности в системе МЧС России оформляются в виде базовых направлений развития науки, техники и технологий в системе МЧС России на долгосрочную перспективу и приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в системе МЧС России на среднесрочную перспективу.

19. Разработка базовых и приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в системе МЧС России осуществляется координирующим подразделением.

20. Предложения по базовым и приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в системе МЧС России представляются на рассмотрение научно-техническому совету при МЧС России и утверждаются коллегией МЧС России в I квартале года, предшествующего планируемому периоду.

21. Утвержденные базовые и приоритетные направления развития науки, техники и технологий в системе МЧС России являются основой для планирования, организации и осуществления научно-технической деятельности в системе МЧС России.

22. В соответствии с утвержденными базовыми и приоритетными направлениями развития науки, техники и технологий в системе МЧС России заказчики научно-технической продукции до 1 июня года, предшествующего планируемому периоду, представляют в координирующее подразделение заявки-обоснования на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в соответствии с приложением N 1 с проектами тактико-технических заданий (технических заданий), а также предложения по проведению прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в рамках действующих и разрабатываемых федеральных и ведомственных целевых программ.

23. Заявка-обоснование на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок подписывается руководителем подразделения системы МЧС России - заказчика научно-технической продукции.

24. Рассмотрение заявок-обоснований на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок осуществляется координирующим подразделением по следующим критериям:

соответствие базовым и приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в системе МЧС России;

соответствие формы и содержания предъявляемым требованиям;

при проведении прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых на основе размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд, - возможность проведения данных работ ведомственными научными организациями за счет сметы расходов на их содержание и наличие средств федерального бюджета по указанным статьям финансирования.

25. При несоответствии заявок-обоснований критериям, указанным в пункте 24 настоящего Положения, координирующее подразделение в недельный срок возвращает на доработку заказчику научно-технической продукции полученные заявки-обоснования на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

Заказчики научно-технической продукции в недельный срок дорабатывают заявки-обоснования и повторно представляют их в координирующее подразделение.

26. Заявки-обоснования на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по особо важным направлениям деятельности МЧС России рассматриваются на заседании научно-технического совета при МЧС России.

27. Заявки-обоснования на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок с проектами тактико-технических заданий (технических заданий) на их выполнение хранятся в координирующем подразделении весь период выполнения работ.

28. На основе полученных заявок-обоснований, а также утвержденных в установленном порядке организационно-финансовых планов по реализации федеральных и ведомственных целевых программ координирующее подразделение формирует проект единого организационно-планового документа по осуществлению научно-технической деятельности в системе МЧС России на планируемый период (далее - план НТД) и в III квартале года, предшествующего планируемому периоду, представляет его для рассмотрения на заседании научно-технического совета при МЧС России.

29. Одобренный научно-техническим советом при МЧС России проект плана НТД утверждается приказом МЧС России в IV квартале года, предшествующего планируемому периоду.

30. Утвержденный в установленном порядке план НТД является основанием для осуществления научно-технической деятельности в системе МЧС России в планируемом периоде и финансирования связанных с этим расходов.

31. Внесение изменений в план НТД осуществляется в установленном порядке по инициативе заказчика научно-технической продукции, который осуществляет разработку соответствующего проекта приказа МЧС России с обоснованием необходимости внесения изменений.

32. Проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок вне утвержденного в установленном порядке плана НТД осуществляется путем открытия в ведомственной научной организации соответствующего оперативного задания.

Для этого заказчик научно-технической продукции направляет в координирующее подразделение проект оперативного задания на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в соответствии с приложением N 2 и тактико-техническое задание (техническое задание) на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, согласованные с ведомственными научными организациями - исполнителями данных работ.

33. Согласованное оперативное задание на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок утверждается заместителем Министра, обеспечивающим организацию работ по проведению научных исследований и экспериментальных разработок в системе МЧС России.

34. Оперативное задание на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок и тактико-техническое задание (техническое задание) на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок регистрируются координирующим подразделением в установленном порядке. При этом оригиналы документов направляются исполнителям прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, а их копии - заказчикам научно-технической продукции.

35. Объем оперативных заданий на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок не должен превышать 10% от общего объема работ, выполняемых ведомственной научной организацией по плану НТД.

V. Порядок приемки результатов научно-технической
деятельности в системе МЧС России

36. Выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок должно производиться в соответствии с требованиями тактико-технического задания (технического задания), нормативных и методических документов, регламентирующих вопросы организации и проведения прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

37. При невыполнении исполнителем прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в срок, установленный календарным планом выполнения работы (ведомостью исполнения), заказчиком научно-технической продукции принимаются необходимые меры для выяснения причин задержки выполнения работ и соответствующая информация доводится до сведения координирующего подразделения.

В этом случае координирующее подразделение принимает меры по обеспечению выполнения работы в срок либо осуществляет в установленном законодательными или иными правовыми актами порядке проведение процедур по прекращению работ данным исполнителем прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

38. Приемка этапов работы и работы в целом осуществляется приемочной комиссией, создаваемой в установленном порядке.

39. Состав приемочной комиссии по научно-исследовательским работам (далее - НИР) определяется заказчиком научно-технической продукции и включает в себя: председателя приемочной комиссии (представителя заказчика научно-технической продукции) и 4 - 5 членов приемочной комиссии (представителя от координирующего подразделения, 1 - 2 представителей от заказчика научно-технической продукции и 1 - 2 представителей от исполнителя прикладных научных исследований и экспериментальных разработок).

40. Состав приемочной комиссии по опытно-конструкторским или опытно-технологическим работам (далее - ОКР) определяется приказом МЧС России и включает в себя: председателя приемочной комиссии (представителя от заказчика научно-технической продукции) и 6 - 7 членов приемочной комиссии (представителя от координирующего подразделения, 1 - 2 представителей от заказчика научно-технической продукции, 1 - 2 представителей от ведомственной научной организации, 1 - 2 представителей от исполнителя прикладных научных исследований и экспериментальных разработок).

41. На председателя приемочной комиссии возлагается:

распределение обязанностей между членами приемочной комиссии и руководство их работой;

определение совместно с членами приемочной комиссии плана работы комиссии по приемке научно-технической продукции;

разрешение возможных разногласий по рассматриваемой научно-технической продукции между членами приемочной комиссии;

ответственность за подготовку и оформление результатов работы актом приемочной комиссии в установленный контрактом срок;

представление обоснованного решения приемочной комиссии.

42. Член приемочной комиссии имеет право:

заблаговременно получать всю отчетную документацию по рассматриваемой научно-технической продукции;

участвовать в принятии решений по вопросам, рассматриваемым приемочной комиссией;

высказывать особое мнение при несогласии с решением приемочной комиссии.

43. Работа приемочной комиссии осуществляется по следующим этапам:

проверка комплектности отчетной документации в соответствии с тактико-техническим заданием (техническим заданием) и календарным планом выполнения НИР (ведомостью исполнения ОКР), а также соответствия представленной документации государственным стандартам;

оценка степени выполнения требований тактико-технического задания (технического задания);

изучение и оценка качества (технического уровня) полученной научно-технической продукции, а также анализ полученных результатов с целью обеспечения их учета в установленном порядке;

подготовка и проведение приемочных испытаний (в случае проведения их приемочной комиссией) или оценка результатов предшествующих испытаний;

оформление результатов работы приемочной комиссии соответствующим актом.

44. Рассмотрение и приемка приемочной комиссией результатов работы осуществляется с учетом заключения (отзыва) заказчика научно-технической продукции по оценке технического уровня полученных результатов и степени выполнения требований тактико-технического задания (технического задания).

45. Результаты оценки технического уровня научно-технической продукции должны отражать новизну полученных результатов, место данной продукции на российском и мировом рынках, ее конкурентоспособность и патентоспособность. В качестве базы для сравнения принимаются требования государственных стандартов, тенденции развития данного вида научно-технической продукции, лучшие образцы аналогичной продукции.

46. При приемке научно-технической продукции приемочная комиссия оценивает:

достаточность проведенного исполнителем прикладных научных исследований и экспериментальных разработок анализа, подтверждающего актуальность и новизну исследований;

достаточность теоретического обоснования выбранного исполнителем прикладных научных исследований и экспериментальных разработок решения по объекту исследования;

достаточность предложенных исполнителем экспериментальных образцов, установок и моделей, методик и программ их испытаний;

конкретность задач, решаемых на этапе работ, с целью успешного проведения следующего этапа, а также обоснование необходимости возможного внесения изменений в тактико-техническое задание (техническое задание) и календарный план выполнения НИР (ведомость исполнения ОКР);

необходимость осуществления государственного учета полученных результатов.

47. В целях принятия решения по каждой рассматриваемой работе на заседании приемочной комиссии проводится ее обсуждение, результаты которого оформляются протоколом совещания приемочной комиссии. Для обсуждения результатов работы могут привлекаться в установленном порядке эксперты или квалифицированные специалисты в данной области.

48. По итогам работы приемочной комиссии в установленном порядке оформляется акт: для НИР - акт сдачи-приемки выполненной работы (промежуточного этапа), для ОКР - акт приема-передачи основных средств.

При возникновении разногласий между членами приемочной комиссии акт подписывается всеми членами приемочной комиссии и к нему прилагается изложенное письменно особое мнение члена приемочной комиссии.

49. В акте отражаются: соответствие представленной научно-технической продукции требованиям тактико-технического задания (технического задания), основные результаты работы и их практическая ценность, результаты оценки научно-технического уровня продукции и предлагаемые способы ее внедрения, а также исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих государственному учету в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 312 "Об утверждении форм учетных документов для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 февраля 2006 г., регистрационный N 7494) и приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 17 июля 2003 г. N 173/178 "Об утверждении форм документов, необходимых для ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 июля 2003 г., регистрационный N 4933).

50. Заказчик научно-технической продукции в недельный срок после подписания соответствующих актов приемки в установленном порядке обеспечивает представление в уполномоченную организацию, осуществляющую государственный учет результатов научно-технической деятельности:

заверенную копию акта с заключениями и протоколами (при их наличии);

сведения о результатах научно-технической деятельности и подтверждающие их заверенные копии документов (государственный контракт или другие документы, в соответствии с которыми были выделены средства федерального бюджета на выполнение работы);

отчет о патентных исследованиях (при наличии);

другие документы, содержащие необходимые сведения для учета результатов интеллектуальной деятельности (при наличии).

51. После подписания двух экземпляров акта заказчиком научно-технической продукции акты утверждаются руководителем координирующего подразделения и заверяются печатью МЧС России с изображением Государственного герба Российской Федерации.

52. Первый экземпляр акта передается заказчику научно-технической продукции.

Второй экземпляр акта направляется исполнителю прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

Копия акта передается заказчиком научно-технической продукции в координирующее подразделение (куратору данной работы) для учета выполненных работ.

53. Постановка результатов научно-технической деятельности на бюджетный учет осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок ведения бюджетного учета.

54. Учет, хранение, использование, списание и уничтожение разработанной научно-технической продукции, в том числе отчетной технической документации по прикладным научным исследованиям и экспериментальным разработкам, осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами.

55. Контроль за соблюдением порядка приемки научно-технической продукции, содержанием и оформлением соответствующей документации осуществляется координирующим подразделением, при этом ответственность за обеспечение данных работ возлагается на заказчика научно-технической продукции.

VI. Порядок внедрения результатов научно-технической
деятельности в системе МЧС России

56. Внедрение результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России производится в соответствии с требованиями тактико-технического задания (технического задания) и нормативных документов, регламентирующих вопросы реализации и внедрения научно-технической продукции.

57. К внедрению в системе МЧС России подлежат результаты прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, проведенных с целью:

разработки законодательных и других нормативных правовых актов и методических документов по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России;

осуществления нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в сфере деятельности МЧС России;

совершенствования организационно-штатной структуры подразделений системы МЧС России;

разработки и реализации федеральных и ведомственных целевых программ в сфере деятельности МЧС России;

проведения практических мероприятий по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России;

создания современной пожарной, спасательной и иной техники, оборудования и технологий, предназначенных для применения в подразделениях системы МЧС России;

разработки мер, направленных на создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

совершенствования учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе образовательных учреждений МЧС России;

реализации других задач и функций, возложенных на МЧС России.

58. Полученные результаты прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, реализованные в виде проектов нормативных правовых и методических документов, применяются в деятельности МЧС России в следующем порядке:

уставы, положения, инструкции, наставления - в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами;

нормы (нормативы), руководства, методики и методические рекомендации (рекомендации) - в соответствии с решением научно-технического совета при МЧС России;

учебные и учебно-методические пособия - в соответствии с решением ученого совета образовательного учреждения МЧС России (учебные и учебно-методические пособия, предназначенные для использования в образовательном процессе во всех образовательных учреждениях МЧС России, применяются в соответствии с решением учебно-методического совета МЧС России с присвоением соответствующего грифа МЧС России).

59. Руководители подразделений системы МЧС России, в интересах которых разрабатывается научно-техническая продукция, в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за организацию внедрения полученных результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России.

С целью внедрения данных результатов заказчик научно-технической продукции в установленном порядке подает в соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России заявки, направленные на обеспечение внедрения полученной научно-технической продукции, в том числе на финансирование расходов по внедрению.

60. Внедрение результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России, не требующих привлечения других подразделений системы МЧС России, а также финансовых средств из федерального бюджета и иных источников, производится заказчиком научно-технической продукции самостоятельно.

61. Заказчик научно-технической продукции в течение 30-ти дней после подписания соответствующего акта приемки представляет в координирующее подразделение сведения о полученных результатах научно-технической деятельности в системе МЧС России в соответствии с приложением N 3.

62. Одновременно с этим заказчик научно-технической продукции формирует план внедрения результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России в соответствии с приложением N 4. Копия плана направляется в координирующее подразделение.

63. Контроль за выполнением планов внедрения научно-технической продукции осуществляют руководители подразделений системы МЧС России - заказчиков научно-технической продукции.

64. По результатам внедрения научно-технической продукции заказчик научно-технической продукции оформляет акт внедрения результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России в соответствии с приложением N 5. Копия акта направляется в координирующее подразделение.

65. Заказчик научно-технической продукции также обеспечивает представление необходимых сведений и заверенных документов в уполномоченную организацию, осуществляющую государственный учет результатов интеллектуальной деятельности.

66. Вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также методическими документами, регламентирующими данную деятельность.

VII. Финансирование прикладных научных исследований
и экспериментальных разработок

67. Основными источниками финансирования прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, проводимых в интересах МЧС России, являются средства федерального бюджета, выделяемые, в том числе в рамках реализации федеральных и ведомственных целевых программ, на:

прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону;

исследования в области разработки вооружения и военной техники в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа.

68. Финансирование работ по внедрению научно-технической продукции, полученной в ходе реализации федеральных и ведомственных целевых программ, осуществляется из средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию данных целевых программ.

69. Финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, проводимых ведомственными научными организациями в интересах МЧС России на основе соответствующих заданий, осуществляется из средств федерального бюджета, предусмотренных для содержания бюджетных организаций, а также средств от разрешенной приносящей доход деятельности.

70. Потребность в ассигнованиях на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, проводимые ведомственными научными организациями по заданию МЧС России, определяется координирующим подразделением совместно со структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, организующим финансово-экономическое обеспечение системы МЧС России, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, исходя из планируемых объемов исследований по заданию МЧС России и нормативов финансовых затрат на их выполнение, утвержденных в установленном порядке.

VIII. Организация международного сотрудничества в области
научно-технической деятельности

71. В МЧС России осуществляется международное сотрудничество в области научно-технической деятельности в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами на основе соответствующих международных договоров, международных научно-технических программ и проектов по следующим основным направлениям:

проведение консультаций по вопросам организации совместных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок;

разработка (координация разработки) и участие в осуществлении совместных научно-исследовательских программ и проектов;

создание системы обмена научно-технической информацией;

обмен опытом в области подготовки научно-педагогических и научных кадров;

обмен научной и научно-технической литературой, учебниками, пособиями, научными трудами и другими материалами;

обмен опытом в области разработки законодательных и иных нормативных правовых актов;

проведение совместных научных конференций, симпозиумов, совещаний, семинаров, рабочих встреч и выставок.

72. Для подготовки предложений по указанным направлениям сотрудничества, координации совместных исследований и разработок, а также обеспечения реализации достигнутых договоренностей стороны в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами создают международные рабочие группы по научно-техническому сотрудничеству.

73. Передача за пределы территории Российской Федерации результатов научно-технической деятельности в МЧС России осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Приложение N 1
к Положению об организации
научно-технической деятельности
в МЧС России

ОБРАЗЕЦ

                            ЗАЯВКА-ОБОСНОВАНИЕ
               на выполнение прикладных научных исследований
                 и экспериментальных разработок на 20__ г.
               от _______________________________________
                  (заказчик научно-технической продукции)

N п/п
Наименование темы прикладных исследований и экспериментальных разработок
Ведомственная научная организация - предполагаемый исполнитель (соисполнитель) работы
Срок начала и окончания работ
Предполагаемый объем трудозатрат (чел./час.) или предполагаемый объем финансирования (тыс. руб.) и источник финансирования
Ожидаемая научно-техническая продукция, формы ее внедрения
Предполагаемые научно-технические достижения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Наименование заявляемой темы прикладных исследований и экспериментальных разработок.

2. Цель работы, направленность на реализацию конкретных задач и функций, возложенных на МЧС России, обоснование новизны работы, краткая характеристика результатов известных работ по заявляемой теме и их недостатки, обусловившие необходимость постановки (продолжения) заявляемой работы.

3. Краткое технико-экономическое обоснование и характеристика ожидаемых результатов, порядок их постановки на учет (в том числе бюджетный), направление, формы и сроки внедрения получаемой научно-технической продукции, закрепление исключительных прав на нее.

4. Указание ведомственной научной организации - предполагаемого исполнителя работы и расчет трудозатрат на проведение работы.

При проведении прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых на основе размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд, указывается расчет предполагаемой цены государственного контракта с указанием конкретных статей расходов федерального бюджета, предполагаемых для финансирования данных работ.

5. Информация об учете полученных по данной тематике заявок-обоснований от подразделений системы МЧС России.

6. Должностное лицо, ответственное за сопровождение работ и обеспечение внедрения полученных результатов.

Руководитель подразделения системы МЧС России -
заказчика научно-технической продукции
_____________________________________________ _________ ___________________
 (должность, воинское (специальное) звание)   (подпись) (фамилия, инициалы)

Приложение N 2
к Положению об организации
научно-технической деятельности
в МЧС России

ОБРАЗЕЦ

                                                       УТВЕРЖДАЮ
                                                  Заместитель Министра
                                                  Российской Федерации
                                              по делам гражданской обороны,
                                                  чрезвычайным ситуациям
                                                 и ликвидации последствий
                                                   стихийных бедствий
                                            _______________________________
                                            (воинское (специальное) звание)
                                            _______________________________
                                                  (фамилия, инициалы)

                            ОПЕРАТИВНОЕ ЗАДАНИЕ
               на выполнение прикладных научных исследований
                      и экспериментальных разработок
                     от "__" __________ 20__ г. N ____

    1. Основание для выполнения: __________________________________________
                                       (решение коллегии МЧС России,
___________________________________________________________________________
           приказ и распоряжение МЧС России, протокол совещания,
                     поручение руководства МЧС России)
    2. Сроки выполнения работы и представления отчетной  научно-технической
документации: _____________________________________________________________
    3. Содержание задания: ________________________________________________
                               (направление исследований и наименование
___________________________________________________________________________
               разрабатываемой научно-технической продукции)
    4. Исходные   данные  и  основные   требования   к   научно-технической
продукции: ________________________________________________________________
          (подробно излагаются в прилагаемом техническом задании на работу)
    5. Внедрение    (использование)    разработанной     научно-технической
продукции: ________________________________________________________________
    6. Перечень отчетной научно-технической документации: _________________
___________________________________________________________________________
  (наименование документации, количество экземпляров, кому предъявляется)
    7. Примерные трудозатраты: ____________________________________________
                                                (прописью)

    Руководитель координирующего            Руководитель подразделения
           подразделения                       системы МЧС России -
                                                 заказчика научно-
                                               технической продукции
____________________________________   ____________________________________
            (должность)                            (должность)
____________________________________   ____________________________________
  (воинское (специальное) звание)         (воинское (специальное) звание)
____________________________________   ____________________________________
             (подпись)                              (подпись)
____________________________________   ____________________________________
        (фамилия, инициалы)                    (фамилия, инициалы)

Приложение N 3
к Положению об организации
научно-технической деятельности
в МЧС России

ОБРАЗЕЦ

                                 СВЕДЕНИЯ
         о полученных результатах научно-технической деятельности
                     в системе МЧС России, заказанных
          _______________________________________________________
                  (заказчик научно-технической продукции)

N п/п
Пункт плана НТД
Наименование выполненных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок
Ведомственные научные организации - исполнители и соисполнители работ
Объем трудозатрат (чел./час.) или стоимость работы (тыс. руб.) и источник финансирования
Конечный результат
Сведения о внедрении
Сведения о защите исключительных прав на результат

Руководитель подразделения системы МЧС России -
заказчика научно-технической продукции
_____________________________________________ _________ ___________________
 (должность, воинское (специальное) звание)   (подпись) (фамилия, инициалы)

"__" _______________ 20__ г.

Приложение N 4
к Положению об организации
научно-технической деятельности
в МЧС России

ОБРАЗЕЦ

                                   ПЛАН
           внедрения результатов научно-технической деятельности
                     в системе МЧС России, заказанных
           _____________________________________________________
                  (заказчик научно-технической продукции)

N п/п
Пункт плана НТД
Наименование работы
Разработчик
Объем трудозатрат (чел./час.) или стоимость работы (тыс. руб.)
Основные данные работы
Форма реализации
Объем затрат на реализацию, тыс. руб.
Срок реализации
Сведения о постановке результатов на учет
Сведения о защите исключительных прав
дата завершения
регистрационный номер
оценка эффективности

Руководитель подразделения системы МЧС России -
заказчика научно-технической продукции
_____________________________________________ _________ ___________________
 (должность, воинское (специальное) звание)   (подпись) (фамилия, инициалы)

Примечание:

План согласовывается с:

руководителем координирующего подразделения;

руководителем структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, организующего финансово-экономическое обеспечение системы МЧС России (при необходимости выделения финансовых средств на внедрение полученных результатов работ);

руководителем структурного подразделения центрального аппарата МЧС России, организующего тыловое обеспечение системы МЧС России (при необходимости постановки результатов на снабжение (вооружение) в системе МЧС России);

руководителем подразделения МЧС России, в котором осуществляется постановка на бюджетный учет полученных результатов работ;

руководителями иных заинтересованных подразделений системы МЧС России (при необходимости).

Приложение N 5
к Положению об организации
научно-технической деятельности
в МЧС России

ОБРАЗЕЦ

                               АКТ ВНЕДРЕНИЯ
     результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России

    1. Наименование полученных результатов научно-технической деятельности:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
    2. Вид полученной научно-технической продукции: _______________________
___________________________________________________________________________
    3. Заказчик научно-технической продукции: _____________________________
    4. Исполнитель (соисполнители) работ: _________________________________
    5. Основание  для  проведения   работ  по  созданию  научно-технической
продукции: ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
    6. Дата и результаты приемки научно-технической продукции: ____________
___________________________________________________________________________
    7. Сведения о внедрении результатов научно-технической деятельности: __
___________________________________________________________________________
  (формы и методы внедрения, где внедрено, другая информация о внедрении)
    8. Сведения   об   эффективности   внедрения   полученных   результатов
научно-технической деятельности в повседневную  деятельность  подразделений
системы МЧС России: _______________________________________________________
    9. Сведения о  защите  исключительных  прав  на  полученные  результаты
научно-технической деятельности: __________________________________________
___________________________________________________________________________

    Руководитель координирующего            Руководитель подразделения
           подразделения                  системы МЧС России - заказчика
                                           научно-технической продукции
____________________________________   ____________________________________
            (должность)                            (должность)
____________________________________   ____________________________________
  (воинское (специальное) звание)         (воинское (специальное) звание)
___________ ________________________   __________ _________________________
 (подпись)    (фамилия, инициалы)      (подпись)     (фамилия, инициалы)