Приложение 6. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНЫХ ЧАСТОТ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ РАЗГЕРМЕТИЗАЦИИ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА

Приложение N 6
к методике определения
расчетных величин пожарного риска
на производственных объектах,
утвержденной приказом МЧС России
от 26 июня 2024 г. N 533

МЕТОД
ОПРЕДЕЛЕНИЯ УДЕЛЬНЫХ ЧАСТОТ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ РАЗГЕРМЕТИЗАЦИИ
МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА

1. На основе статистических данных определяется базовая частота разгерметизации . При отсутствии данных для вновь проектируемых магистральных трубопроводов допускается принимать равной:

1,4 · 10-7 год-1·м-1 - для магистральных газопроводов;

1,8 · 10-9 год-1·м-1 - для магистральных нефтепроводов.

2. Выделяются рассматриваемые при проведении расчетов типы разгерметизации:

а) для магистральных газопроводов:

j = 1 - проколы (трещины, точечные отверстия), определяемые как отверстия с диаметром 20 мм;

j = 2 - отверстия с диаметром, равным 10% от диаметра магистрального трубопровода;

j = 3 - разрыв, определяемый как образование отверстия размером равным диаметру магистрального трубопровода;

б) для магистральных нефтепроводов:

j = 1 - "свищи" - отверстия с характерными размерами 0,3 · Lp/D (Lp - характерный размер продольной трещины, D - условный диаметр магистрального трубопровода), площадь дефектного отверстия - 0,0072 · So (So - площадь поперечного сечения магистрального трубопровода);

j = 2 - трещины, характерный размер 0,75 · Lp/D, площадь дефектного отверстия - 0,0448 · So;

j = 3 - "гильотинный" разрыв, характерный размер 0,75 · Lp/D, площадь дефектного отверстия - 0,179 · So.

Допускается при соответствующем обосновании учитывать и другие типы разгерметизации.

3. Рассматриваются шесть причин разгерметизации (i = 1, ..., 6 - таблица П6.1). В ячейках таблицы в числителе приведены значения для магистральных газопроводов, в знаменателе - для магистральных нефтепроводов.

4. Удельная частота разгерметизации линейной части магистрального трубопровода для j-го типа разгерметизации на участке m трубопровода определяется по формуле:

, (П6.1)

где - базовая частота разгерметизации магистрального трубопровода, год-1;

fij(m) - относительная доля i-ой причины разгерметизации для j-го типа разгерметизации на участке m магистрального трубопровода.

5. Величины fij для различных типов разгерметизации для различных участков магистрального трубопровода определяются по формулам:

f1j = f1jср · kтс · kзт · kннб · kпер1, (П6.2);

f2j = f2jср · kбд, (П6.3);

f3j = f3jср · kктс · kкпз, (П6.4);

f4j = f4jср · kдгд · kпер2, (П6.5);

f5j = f5jср · kоп, (П6.6);

f6j = f6jср, (П6.7);

где kтс, kзт, kннб, kпер1, kбд, kкпз, kдгд, kпер2, kоп - поправочные коэффициенты, определяемые по таблице П6.2 исходя из технических характеристик магистрального трубопровода.

Таблица П6.1

Среднестатистическая относительная доля аварии, вызванных
данной причиной, на магистральных трубопроводах

Причина
Среднестатистическая относительная доля аварий, вызванных данной причиной, fijср(m), %
проколы (трещины), точечные отверстия
отверстие
разрыв
всего
j = 1
j = 2
j = 3
i = 1
Внешнее воздействие
13,2/16,8
26,6/26,2
9,7/6,5
49,5
i = 2
Брак строительства, дефект материалов
10,6/11,3
4,7/4,6
1,2/0,6
16,5
i = 3
Коррозия
15,2/15,2
0,2/0,2
0/0
15,4
i = 4
Движение грунта, вызванное природными явлениями
1,8/2,2
2,2/2,2
3,3/2,9
7,3
i = 5
Ошибки оператора
3,0/3,0
1,6/1,6
0/0
4,6
i = 6
Прочие и неизвестные причины
6,5/6,5
0,2/0,2
0/0
6,7
Итого
50,3/55,0
35,51/35,0
14,2/10,0
100

Таблица П6.2

Поправочные коэффициенты к среднестатистической
относительной доли аварии

Поправочный коэффициент
Значение поправочного коэффициента
Поправочный коэффициент kтс, зависящий от толщины стенки трубопровода (мм)
Поправочный коэффициент kзт, зависящий от минимальной глубины заложения трубопровода (м):
менее 0,8 м;
kзт = 1
от 0,8 до 1 м;
kзт = 0,93
более 1 м
kзт = 0,73
Поправочный коэффициент kннб для участков переходов, выполненных методом наклонно направленного бурения (далее - ННБ):
на участках этих переходов;
kннб = 0
вне этих участков
kннб = 1
Поправочный коэффициент kпер1 переходов через искусственные препятствия:
на переходах через автодороги, железные дороги и инженерные коммуникации;
kпер = 2
вне переходов либо на них предусмотрены защитные футляры (кожухи) из стальных труб с герметизацией межтрубного пространства
kпер = 1
Поправочный коэффициент kбд, учитывающий применение материалов и средств контроля при строительстве:
для трубопроводов, построенных в соответствии с требованиями нормативных документов;
kбд = 1
при использовании улучшенных материалов и дополнительных средств контроля при строительстве и последующей эксплуатации трубопроводов
kбд = 0,07
Поправочный коэффициент kктс, учитывающий влияние толщины стенки трубопровода (мм) на частоту разгерметизации по причине коррозии:
менее 5;
kктс = 2
от 5 до 10;
kктс = 1
более 10
kктс = 0,03
Поправочный коэффициент kкпз, учитывающий влияние применяемых систем защиты от коррозии:
для трубопроводов, построенных в соответствии с требованиями нормативных документов;
kкпз = 1
при использовании улучшенной системы защиты (тип и качество изоляционного покрытия, электрохимическая защита, внутритрубная диагностика и т.п.)
kкпз = 0,16
Поправочный коэффициент kдгд, зависящий от диаметра трубопровода D (мм)
kдгд = exp[-0,00156(D - 274)]
Поправочный коэффициент kпер2, учитывающий прохождение трассы трубопровода через водные преграды и заболоченные участки:
для водных преград;
kпер = 5
для заболоченных участков;
kпер = 2
при отсутствии переходов либо выполненных методом ННБ
kпер = 1
Поправочный коэффициент kоп, зависящий от диаметра трубопровода D (мм)
kоп = exp[-0,004(D - 264)]