Приложение 3. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МОБИЛИЗАЦИОННОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Приложение N 3
к Приказу МЧС России
от 6 сентября 2011 г. N 495

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МОБИЛИЗАЦИОННОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ
МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

1. Организационно-мобилизационный департамент (далее - Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России). Департамент подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Министр) и его первому заместителю. Работу Департамента направляют статс-секретарь - заместитель Министра, заместители Министра, главный военный эксперт и главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору в соответствии с утвержденным распределением обязанностей между ними.

Руководитель Аппарата Министра координирует деятельность Департамента по вопросам, входящим в компетенцию Аппарата Министра.

Департамент осуществляет основные задачи и функции мобилизационного органа МЧС России.

Руководство Департаментом по вопросам, входящим в компетенцию мобилизационного органа МЧС России, осуществляет Министр.

2. Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, приказами и директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о МЧС России, приказами и распоряжениями МЧС России, а также настоящим Положением.

3. Департамент осуществляет свою деятельность по вопросам, входящим в его компетенцию, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России, территориальными органами - региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы МЧС России), федеральной противопожарной службой Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС), спасательными воинскими формированиями МЧС России (далее - спасательные воинские формирования), Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России (далее - ГИМС), аварийно-спасательными и поисково-спасательными формированиями, военизированными горноспасательными частями (далее - ВГСЧ), образовательными, научно-исследовательскими, медицинскими, санаторно-курортными и иными учреждениями и организациями, находящимися в ведении МЧС России (далее - система МЧС России).

4. Департамент состоит из отделов:

организационного;

штатного;

организации мобилизационной подготовки;

мобилизационного планирования материально-технического обеспечения;

систем управления перевода МЧС России с мирного на военное время;

труда, заработной платы и денежного довольствия.

5. Основными задачами Департамента являются:

исполнение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации Российской Федерации;

организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации в системе МЧС России;

поддержание мобилизационной готовности органов управления МЧС России, спасательных воинских формирований, специальных формирований для выполнения в военное время задач в области гражданской обороны (далее - специальные формирования), а также мобилизационной готовности подразделений ФПС ГПС, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России;

организация и поддержание устойчивой системы управления при непосредственной подготовке к переводу, переводе на работу в условиях военного времени и военное время системы МЧС России и гражданской обороны в Российской Федерации;

разработка предложений по организационному строительству системы МЧС России, развертыванию и планированию обеспечения основными видами вооружения, техники и другими материальными средствами;

разработка организационно-распорядительных документов по созданию, реорганизации и ликвидации в установленном порядке органов управления МЧС России, спасательных воинских формирований, специальных формирований и учреждений МЧС России, содержащихся за счет федерального бюджета, тарификация их штатов и штатных перечней;

комплектование спасательных воинских формирований солдатами и сержантами для прохождения военной службы по призыву и по контракту;

разработка и совершенствование норм и правил в области труда и заработной платы в системе МЧС России, выплаты денежного довольствия военнослужащим и сотрудникам ФПС ГПС;

организация федерального государственного метрологического надзора в системе МЧС России.

6. Департамент в соответствии с возложенными на него основными задачами выполняет следующие функции:

мобилизационного органа МЧС России в соответствии с Приказом МЧС России "Об утверждении Положения о мобилизационном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий";

разрабатывает проекты нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки и мобилизации в части, касающейся МЧС России;

разрабатывает в установленном порядке организационные документы по созданию, реорганизации и ликвидации органов управления МЧС России, спасательных воинских формирований, специальных формирований и учреждений МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета;

организует работу совместно со структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России по выполнению поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации по реорганизации системы МЧС России и совершенствованию ее мобилизационной подготовки;

осуществляет по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации текущее и перспективное планирование мобилизационной подготовки в системе МЧС России;

разрабатывает и уточняет в установленном порядке во взаимодействии с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации мобилизационный план и схему мобилизационного развертывания спасательных воинских формирований и специальных формирований;

определяет мобилизационные потребности органов управления МЧС России, спасательных воинских формирований, специальных формирований и учреждений МЧС России в людских ресурсах и транспортных средствах по мобилизационному плану;

осуществляет контроль за мобилизационной работой в структурных подразделениях центрального аппарата МЧС России;

обобщает и распространяет в системе МЧС России передовой опыт органов управления МЧС России, спасательных воинских формирований и учреждений МЧС России по вопросам организации и совершенствования мобилизационной подготовки;

организует разработку проектов нормативных актов, обеспечивающих функционирование системы МЧС России в военное время, и ведение нормативной базы в данной области;

осуществляет планирование комплектования должностей рядового и сержантского состава в спасательных воинских формированиях гражданами Российской Федерации по призыву и по контракту;

ведет учет штатной и списочной численности органов управления МЧС России, спасательных воинских формирований, учет военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, по специальностям и срокам призыва, а также военнослужащих, принятых на военную службу по контракту на должности солдат, сержантов и граждан, пребывающих в запасе и приписанных в специальные формирования;

разрабатывает планы подготовки сержантов и солдат-специалистов в 978 учебном спасательном центре и 179 спасательном центре и планы распределения их по спасательным воинским формированиям и учреждениям МЧС России;

организует взаимодействие с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации по вопросу подготовки призывников в системе Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - ДОСААФ) для спасательных воинских формирований;

составляет заявки на подготовку младших специалистов в учебных частях видов Вооруженных Сил Российской Федерации и организациях ДОСААФ;

разрабатывает основополагающие принципы и нормы бронирования граждан, пребывающих в запасе и работающих в системе МЧС России, на период мобилизации и военного времени;

разрабатывает в установленном порядке перечень должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе, работающие в МЧС России, в организациях, деятельность которых связана с деятельностью МЧС России, или которые находятся в сфере его ведения;

осуществляет планирование и контроль работы по переходу на контрактный способ комплектования спасательных воинских формирований;

разрабатывает проекты штатов (штатных перечней, штатных расписаний) и табелей к ним мирного и военного времени органов управления МЧС России, спасательных воинских формирований, специальных формирований и учреждений МЧС России;

осуществляет тарификацию штатов (штатных перечней, расписаний) органов управления МЧС России, спасательных воинских формирований, специальных формирований и учреждений МЧС России, создание и развитие нормативной базы по вопросам тарификации;

осуществляет разработку типовых перечней и нормативов по работникам, содержащимся в органах управления и учреждениях МЧС России за счет средств местного бюджета;

организует хранение и ведение контрольных экземпляров штатов (штатных перечней, расписаний) и табелей к ним;

определяет тарифно-квалификационные характеристики по должностям и профессиям, специфичным для работников МЧС России;

организует и ведет дислокационную работу по органам управления МЧС России, спасательным воинским формированиям и учреждениям МЧС России;

организует работу по планированию материально-технического обеспечения перевода системы МЧС России на работу в условиях военного времени;

ведет раздел "Вооружение и техника МЧС России" Классификатора вооружения, военной техники и других материальных средств Министерства обороны Российской Федерации;

ведет 80 класс "Общероссийского классификатора продукции", раздел "Аварийно-спасательные средства (специализированные)";

ведет отраслевой раздел МЧС России Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО);

ведет базы данных штатов и табелей к ним органов управления МЧС России, спасательных воинских формирований, специальных формирований и учреждений МЧС России;

разрабатывает предложения и организует выполнение заданий государственного оборонного заказа по мероприятиям мобилизационной подготовки экономики, закрепленным за Департаментом;

подготавливает проекты ежегодных докладов для представления в Правительство Российской Федерации о выполнении мероприятий мобилизационной подготовки экономики в части, касающейся МЧС России;

участвует в разработке проектов договоров (контрактов) на поставку продукции (работ, услуг) для нужд МЧС России по мобилизационному плану;

осуществляет совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России подготовку методических указаний и исходных данных по разработке федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями мобилизационных планов мероприятий гражданской обороны в составе мобилизационных планов этих органов и организаций;

обеспечивает совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России разработку и направление в установленном порядке в Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России), другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациям - разработчикам разделов Мобилизационного плана экономики Российской Федерации заявок потребности МЧС России в поставках вооружения, военной техники, военно-технического имущества, продукции общего назначения, материально-технических ресурсов и иной продукции (работ, услуг), а также осуществляет мероприятия по обеспечению выполнения Мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части, касающейся МЧС России;

участвует совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России в рассмотрении в установленном порядке в Минэкономразвития России разногласий между МЧС России и организациями - разработчиками разделов Мобилизационного плана экономики Российской Федерации в части поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг);

организует учет и анализ направляемых в МЧС России решений суженных заседаний органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам гражданской обороны;

организует обучение специалистов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организаций в Академии гражданской защиты МЧС России в области мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации;

разрабатывает предложения по финансированию расходов на подготовку специалистов в области мобилизационной подготовки экономики Российской Федерации, а также военнослужащих, сотрудников и гражданского персонала мобилизационных подразделений МЧС России по вопросам мобилизационной подготовки в системе МЧС России;

осуществляет подготовку материалов по созданию, сохранению и использованию страховых фондов документации чрезвычайных ситуаций (далее - СФД ЧС) для рассмотрения их на Межведомственном координационном совете единого страхового фонда документации чрезвычайных ситуаций;

осуществляет подготовку организационно-распорядительных документов для обеспечения проведения работ по созданию, сохранению и использованию СФД ЧС и их внедрение в системе СФД ЧС;

осуществляет заключение в установленном порядке договоров по созданию, сохранению и использованию страховых фондов документации ЧС на планируемый год в пределах выделенных МЧС России ассигнований в государственном оборонном заказе на эти цели;

обеспечивает организацию работ по созданию и ведению банка данных о СФД ЧС;

обеспечивает внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в системе СФД ЧС;

осуществляет методическое обеспечение и координацию взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата МЧС России и региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ведению работ по СФД ЧС;

обеспечивает подготовку совместно с Административным департаментом и Управлением защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ предложений по включению уникальных и особо ценных архивных документов МЧС России в перечень документов для создания страхового фонда документации МЧС России;

осуществляет государственный метрологический надзор в системе МЧС России;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов по государственному метрологическому надзору в системе МЧС России;

организует в установленном порядке взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам государственного метрологического надзора в системе МЧС России;

рассматривает в установленном порядке документы на списание технических средств метрологии, закупленных за счет федерального бюджета;

организует в системе МЧС России материальный учет и отчетность технических средств метрологии;

разрабатывает нормы снабжения техническими средствами метрологии и осуществляет контроль за обеспечением в соответствии с ними спасательных воинских формирований, органов управления и учреждений МЧС России;

участвует в подготовке материалов к заседаниям Межведомственного координационного научно-технического совета по проблемам метрологического обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

разрабатывает и представляет головному заказчику, для включения в проект государственного оборонного заказа, заявки по следующим видам техники и вооружения: репрографическому оборудованию, техническим средствам метрологии, приборам и оборудованию;

осуществляет заказ, получение и распределение в системе МЧС России поверительных клейм;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов по организационно-штатной работе, тарификации штатов, денежному довольствию военнослужащих спасательных воинских формирований, органов управления МЧС России, подразделений ФПС ГПС и ГИМС, оплате труда и материального стимулирования работников МЧС России;

реализует в системе МЧС России законодательство Российской Федерации, в том числе нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам труда работников МЧС России;

разрабатывает проекты нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе готовит предложения по подготовке правовых актов в части особенностей труда и заработной платы работников МЧС России и проекты приказов и распоряжений МЧС России по указанным вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

разрабатывает предложения по совершенствованию системы денежного довольствия военнослужащих органов управления, спасательных воинских формирований и учреждений МЧС России;

участвует в решении вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников ФПС ГПС и работников МЧС России;

оказывает методическую и практическую помощь органам управления, спасательным воинским формированиям и учреждениям МЧС России в организации материального стимулирования и социальной защиты работников МЧС России;

разрабатывает схемы (таблицы) окладов по нетиповым штатным воинским должностям органов управления, спасательных воинских формирований и учреждений МЧС России;

обеспечивает Финансово-экономической департамент данными о численности личного состава и нормах выплат денежных средств для определения объемов финансирования по фонду денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда работников МЧС России;

ведет кодификацию нормативных документов по вопросам денежного довольствия военнослужащих спасательных воинских формирований и заработной платы работников МЧС России;

участвует в проведении мероприятий, организуемых другими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России в соответствии с утвержденными планами, указаниями Министра и его заместителей в части, касающейся Департамента;

участвует в разработке и выполнении мероприятий по предотвращению коррупционных проявлений в системе МЧС России;

осуществляет представление и защиту интересов МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, в судах, антимонопольных, правоохранительных и иных органах;

осуществляет ведение мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, разработчиком которых является Департамент;

представляет в установленном порядке отчетность по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, согласно Табелю срочных донесений;

рассматривает письма, жалобы, заявления, ведет справочную работу и текущую переписку по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

рассматривает и готовит предложения (доклады, проекты ответов) по запросам и предложениям начальников органов управления, спасательных воинских формирований и учреждений МЧС России;

обобщает и распространяет в системе МЧС России передовой опыт работы территориальных органов, спасательных воинских формирований и учреждений МЧС России по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

осуществляет контроль за обеспечением режима секретности при проведении мероприятий мобилизационной подготовки; участвует в разработке и реализации мероприятий по защите государственной тайны, служебной и конфиденциальной информации, а также защите информации, подлежащей хранению, обработке и передаче с использованием технических средств, в соответствии с действующими в системе МЧС России нормативно-методическими документами;

осуществляет контроль за организацией и обеспечением устойчивой системы управления МЧС России и гражданской обороны в Российской Федерации при непосредственной подготовке к переводу, переводе на работу в условиях военного времени и военное время.

7. Департаменту предоставляется право:

запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, спасательных воинских формирований центрального подчинения, учреждений МЧС России, соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Департамента;

вести переписку от имени Департамента по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

готовить проекты нормативных правовых актов и других документов в соответствии с основными задачами и функциями, возложенными на Департамент, согласовывать их с соответствующими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России;

привлекать по поручению руководства МЧС России сотрудников структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов, спасательных воинских формирований и учреждений МЧС России центрального подчинения для решения организационно-мобилизационных вопросов;

запрашивать и получать от территориальных органов, спасательных воинских формирований и учреждений МЧС России доклады о проделанной работе по выполнению плановых мероприятий и поручений руководства МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

планировать и организовывать комплексные, контрольные и внезапные проверки, проверки по отдельным вопросам, относящимся к компетенции Департамента;

оформлять и выдавать аттестаты аккредитации поверочным органам и удостоверения поверителей, приостанавливать или аннулировать их действие;

проводить в установленном порядке специальные занятия с территориальными органами, спасательными воинскими формированиями и учреждениями МЧС России по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;

подписывать от имени МЧС России финансовые документы, договоры, государственные контракты и другие документы в соответствии с установленным в МЧС России правом подписи указанных документов;

осуществлять контроль за своевременным и полным проведением организационных мероприятий;

осуществлять контроль за состоянием и совершенствованием мобилизационной готовности спасательных воинских формирований, специальных формирований, органов управления и учреждений МЧС России, ведением мобилизационного делопроизводства в системе МЧС России;

осуществлять контроль за состоянием и содержанием вооружения, техники и имущества НЗ в органах управления, спасательных воинских формированиях, специальных формированиях и учреждениях МЧС России;

осуществлять контроль за поступлением пополнения и увольнением в запас солдат и сержантов;

осуществлять контроль за состоянием метрологического обеспечения в системе МЧС России;

осуществлять контроль за правильным применением законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.

8. Департамент возглавляет директор Департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от занимаемой должности в установленном для этой категории руководителя порядке.

Директор Департамента имеет заместителей.

Заместители директора Департамента назначаются и освобождаются от занимаемой должности в установленном для этой категории должностных лиц порядке.

9. Директор Департамента осуществляет руководство Департаментом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент основных задач и функций.

10. Директор Департамента:

осуществляет предварительное (или в рабочем порядке) согласование проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента в соответствии с Перечнем основных задач, решаемых структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России;

дает поручения руководителям органов управления МЧС России, спасательных воинских формирований и учреждений МЧС России в рамках выполнения соответствующих поручений руководства МЧС России, приказов и распоряжений МЧС России по вопросам, входящих в компетенции Департамента;

осуществляет переписку с руководителями структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти, организациями и гражданами Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, в соответствии с Перечнем основных задач, решаемых структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России;

распределяет обязанности между заместителями директора Департамента, организует и координирует деятельность отделов Департамента, определяет и уточняет задачи отделов, контролирует их выполнение, координирует деятельность структурных подразделений центрального аппарата МЧС России в интересах выполнения задач, возложенных на Департамент;

участвует в решении вопросов, относящихся к компетенции Департамента;

обеспечивает подбор и расстановку кадров в Департаменте;

организует мероприятия по повышению квалификации работников Департамента;

вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию структуры Департамента и МЧС России в целом;

обеспечивает условия труда работников Департамента, определенные законодательством Российской Федерации, выступает инициатором по совершенствованию системы и условий оплаты труда и поощрению за успехи в труде;

по поручению руководства МЧС России представляет в установленном порядке интересы МЧС России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, кроме представительства, на осуществление которого согласно законодательству Российской Федерации выдается доверенность либо непосредственно указывается в акте МЧС России;

по отношению к военнослужащим Департамента руководствуется требованиями Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;

осуществляет руководство и координацию деятельности федерального государственного учреждения "Центральная база измерительной техники МЧС России" и Центра обеспечения пунктов управления.

11. Департамент имеет печать с полным наименованием МЧС России и Департамента (за исключением гербовой), а также другие печати, штампы и бланки, изготовленные в установленном порядке.