МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
ПРИКАЗ
от 23 мая 2002 г. N 17
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В НПБ 111-98*, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ ГУГПС
МВД РОССИИ ОТ 23 МАРТА 1998 Г. N 25
Внести изменения и дополнения (Изменение N 4) в нормы пожарной безопасности "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности" (НПБ 111-98*), утвержденные Приказом ГУГПС МВД России от 23 марта 1998 г. N 25, согласно прилагаемому Перечню.
Начальник
генерал-майор
внутренней службы
В.Т.КИШКУРНО
ПЕРЕЧЕНЬ
ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ (ИЗМЕНЕНИЕ N 4)
В НПБ 111-98*, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ ГУГПС МВД РОССИИ
ОТ 23 МАРТА 1998 Г. N 25
1. Английское название норм изложить в следующей редакции:
"CAR REFUELING STATIONS. FIRE SAFETY REQUIREMENTS".
2. Пункт 1* изложить в следующей редакции:
"Настоящие нормы устанавливают требования пожарной безопасности, предъявляемые к технологическому оборудованию, строительной части, размещению и генеральным планам автозаправочных станций (АЗС), ограниченных принятой в настоящих нормах классификацией и предназначенных для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом. Нормы не распространяются на автомобильные газозаправочные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов газонаполнительных станций и пунктов, а также на автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, эксплуатирующиеся в качестве топливозаправочных пунктов производственных предприятий газовой промышленности".
3. В пункте 2* слова "Передвижная автозаправочная станция" заменить словами "Передвижная автозаправочная станция жидкого моторного топлива".
Пункт 2* после определения автомобильной газозаправочной станции дополнить текстом следующего содержания:
"Передвижная автомобильная газонаполнительная станция - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы грузовых, специальных и легковых транспортных средств компримированным природным газом, характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения компримированного природного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение сосудов указанного блока топливом на территории этой АЗС.
Передвижная автомобильная газозаправочная станция - АГЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки и хранения сжиженного углеводородного газа, выполненного как единое заводское изделие, и конструкцией, не предусматривающей наполнение резервуаров указанного блока топливом на территории АГЗС".
4. Первый абзац пункта 5* изложить в следующей редакции:
"Требования пожарной безопасности, предъявляемые к топливозаправочным пунктам, следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 2, к передвижным АЗС жидкого моторного топлива - приложением 3, к многотопливным АЗС, АГНКС и АГЗС - приложением 6".
5. Пункт 6 исключить.
6. Третий абзац пункта 10* изложить в следующей редакции:
"до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения - до окон (дверей);".
7. Пункт 17 дополнить абзацем следующего содержания:
"Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути".
8. Пункт 20* изложить в следующей редакции:
"20*. На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, котельной, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования.
Помимо указанных, на территории многотопливных АЗС, АГНКС или АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами), а также на территории АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств. Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы, для сервисного обслуживания транспортных средств - посты технического обслуживания и мойки автомобилей.
К подземным допускается приравнивать резервуары (трубопроводы), полностью или частично расположенные над поверхностью земли, обсыпаемые слоем грунта толщиной не менее 0,2 м (для резервуаров и трубопроводов с жидким моторным топливом) или не менее 0,5 м (для сосудов, резервуаров и трубопроводов с компримированным природным газом или сжиженным углеводородным газом и его парами) или защищенные иным негорючим материалом, обеспечивающим такую же теплоизоляцию от воздействия пожара. При этом следует обеспечить целостность (предотвращение разрушения насыпи, предотвращение образования пустот между резервуаром (трубопроводом) и защищающим его материалом и т.п.) в течение времени и в условиях эксплуатации резервуара (трубопровода)".
9. Пункт 21* дополнить вторым абзацем следующего содержания:
"На территории АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива и АГЗС с одностенными резервуарами размещение котельной категории "Г" не допускается".
10. Пункт 24 дополнить абзацем следующего содержания:
"Допускается предусматривать место оператора в помещениях сервисного обслуживания водителей и пассажиров при условиях размещения кабелей электропитания электроагрегатов технологической системы в специальном помещении электрощитовой, управления работой технологической системы и обесточивания электропитания АЗС оператором посредством слаботочной системы управления, а также обеспечения возможности визуального контроля за технологическими операциями оператором АЗС".
11. В пункте 25* последний абзац изложить в следующей редакции:
"помещения магазина, в котором предусмотрена продажа товаров, содержащих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, и помещения общественного питания. В случае, если указанные товары размещены только в помещении кладовой, отделенной от помещений сервисного обслуживания водителей и пассажиров противопожарными перегородками 1-го типа, допускается размещать помещения магазина в едином здании с помещениями общественного питания".
12. В пункте 26 первый абзац изложить в следующей редакции:
"В зданиях сервисного обслуживания транспортных средств допускается предусматривать не более трех постов технического обслуживания. Помещения различного функционального назначения следует разделять перегородками, выполненными из негорючих материалов, а помещения, предназначенные для установки транспортных средств (кроме механизированной мойки), - противопожарными перегородками 1-го типа".
13. Пункт 28 дополнить абзацем следующего содержания:
"Допускается увеличивать общую вместимость указанных емкостей и производить заправку маслом транспортных средств на самостоятельных заправочных островках в случае, если оборудование для приема, хранения и выдачи смазочных масел и его размещение отвечает требованиям настоящих норм, предъявляемых к технологическим системам АЗС жидкого моторного топлива".
14. Первое предложение пункта 59* изложить в следующей редакции:
"Одностенные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать подземно в лотках или заглубленно в технологических шахтах (колодцах), исключающих проникновение жидкой фазы топлива (при возможных утечках) за их пределы".
15. В приложении 1*:
15.1. В определении термина "заправочный островок" слово "ТРК" заменить словами "транспортного средства под заправку".
15.2. Термин "топливозаправочный пункт" и его определение исключить.
16. Наименование приложения 3 изложить в следующей редакции:
"Приложение 3 (обязательное) "Требования к передвижным автозаправочным станциям жидкого моторного топлива".
17. Пункт 12 приложения 3 изложить в следующей редакции:
"12. Конструктивное исполнение ПАЗС или способ ее установки должны предотвращать возможность ее повреждения вследствие наезда на нее транспортных средств на территории площадки станции".
18. Наименование приложения 6 изложить в следующей редакции:
"Приложение 6 (обязательное) "Дополнительные требования к многотопливным АЗС, АГНКС и АГЗС".
19. Наименование главы I приложения 6 изложить в следующей редакции:
"I. Требования к размещению и территории многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС".
20. В пункте 1* приложения 6 слова "передвижных АЗС для заправки любым видом топлива" заменить словами "передвижных АЗС, не отвечающих требованиям настоящих норм, предъявляемых к технологической системе многотопливных АЗС".
21. Пункт 2* приложения 6 исключить.
22. Второй абзац пункта 6 приложения 6 изложить в следующей редакции:
"Минимальные расстояния от сооружений многотопливной АЗС, АГНКС и АГЗС (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) до зданий, сооружений и наружных установок автотранспортного предприятия, на котором она размещается, следует принимать в соответствии с таблицей П.6.3".
23. Наименование главы II приложения 6 изложить в следующей редакции:
"II. Требования к зданиям и сооружениям многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС".
24. Пункт 11* приложения 6 дополнить абзацем следующего содержания:
"При необходимости сброса продувочных газов, а также природного газа или паров СУГ (при возникновении пожароопасной ситуации или пожара) из оборудования (за исключением резервуаров) технологической системы и газобаллонного оборудования транспортных средств в атмосферу конструкция технологической системы многотопливной АЗС, АГЗС или АГНКС должна предусматривать возможность его осуществления только через сбросные трубы".
25. Наименование главы III приложения 6 изложить в следующей редакции:
"III. Требования к технологическим системам многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС".
26. В последнем предложении п. 19.2 приложения 6 слова "технологических систем" дополнить словами "многотопливных АЗС".
27. В пункте 19.4 приложения 6 после слов "из участков" добавить "многотопливных АЗС".
28. Последнее предложение пункта 19.11* изложить в следующей редакции:
"При этом должно быть предусмотрено дистанционное (из операторной АЗС) и автоматическое (при срабатывании пожарных извещателей или сигнализаторов довзрывоопасных концентраций) управление процессом сброса сжатого природного газа и опорожнения отсеченных с обеих сторон надземных (кроме АГЗС с одностенными резервуарами) или расположенных в помещениях трубопроводов и оборудования от СУГ (путем сброса его паров) на сбросные трубы вертикально вверх".
29. Наименование раздела 20 главы III приложения 6 изложить в следующей редакции:
"20. Требования к участку технологической системы многотопливной АЗС, предназначенному для приема, хранения и выдачи СУГ, и к АГЗС, выполненной как самостоятельный участок многотопливной АЗС".
30. Наименование раздела 21 главы III приложения 6 изложить в следующей редакции:
"21. Требования к участку технологической системы многотопливной АЗС, предназначенному для приема, хранения и выдачи сжатого природного газа, и к АГНКС".
31. Наименование главы IV приложения 6 изложить в следующей редакции:
"IV. Требования к средствам противопожарной защиты многотопливных АЗС, АГНКС и АГЗС".
32. Наименование главы V* изложить в следующей редакции:
"V*. Специфические требования к АГЗС с одностенными резервуарами".
33. Пункт 31 приложения 6 исключить.
34. Первый абзац пункта 32 приложения 6 изложить в следующей редакции:
"Минимальные расстояния от АГЗС с одностенными резервуарами до объектов, к ней не относящихся, а также до зданий и сооружений предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, принимаются по таблице П.6.4".
Таблицу П.6.4 дополнить примечанием следующего содержания:
"Минимальные расстояния от АГЗС с подземными одностенными резервуарами до зданий и сооружений предприятия, на котором она эксплуатируется в качестве топливозаправочного пункта, допускается принимать в соответствии с таблицей П.6.3 при условии, если в конструкции ее технологической системы предусмотрены дистанционные (из операторной или другого безопасного места) перекрытие первой от резервуаров запорной арматуры на подводящих и отводящих к ним трубопроводах СУГ и его паров, а также аварийных сброс из надземных участков указанных трубопроводов избыточного давления паров СУГ на сбросные трубы".
35. Пункт 35 приложения 6 изложить в следующей редакции:
"35. Трубопроводы с СУГ и его парами, проходящие по территории АГЗС, на которой предусматривается присутствие водителей, допускается размещать выше уровня планировочной площадки и выполнять одностенными при защите указанных трубопроводов теплоизоляцией, отвечающей требованиям п. 20 настоящих норм, обеспечения условий проветривания теплоизолированных трубопроводов и исключения возможности их повреждения транспортными средствами".
36. Пункт 36 приложения 6 изложить в следующей редакции:
"36. Общая вместимость резервуаров хранения СУГ не должна превышать 20 куб. м, единичная - 10 куб. м. Общую и единичную вместимость подземных резервуаров хранения СУГ на АГЗС, размещаемых вне территории населенных пунктов, допускается увеличивать не более чем в 2 раза".
37. Пункт 37 приложения 6 дополнить текстом следующего содержания:
"автоматическое предотвращение возможности наполнения резервуаров топливом по п. 19.3 приложения 6;
дистанционное и автоматическое опорожнение отсеченных с обеих сторон надземных трубопроводов от СУГ по п. 19.11* приложения 6".
38. Пункт 38 приложения 6 дополнить абзацем следующего содержания:
"Указанные водоемы или резервуары допускается не предусматривать при условии размещения АГЗС вне территории населенных пунктов и на расстояниях от окружающих объектов не менее 300 м".
39. Приложение 6 дополнить разделом VI "Специфические требования к передвижным автомобильным газонаполнительным и газозаправочным станциям" следующего содержания:
"39. Размещение и оснащение площадок передвижных автомобильных газонаполнительных и газозаправочных станций должно отвечать требованиям, предъявляемым к размещению и оснащению площадок стационарных автомобильных газонаполненных компрессорных и газозаправочных станций соответственно.
40. Расстояние от сосудов передвижной автомобильной газонаполнительной станции и резервуара передвижной автомобильной газозаправочной станции до раздаточных колонок не нормируется в случае, если ее технологическая система отвечает следующим требованиям:
- резервуар (сосуды) хранения газового топлива должен быть защищен от разгерметизации вследствие воздействия на него опасных факторов пожара транспортного средства с учетом возможного разрушения баллонов его топливной системы в той степени, как и при подземном расположении резервуара (сосудов);
- уплотнения в разъемных соединениях, расположенных между резервуаром передвижной автомобильной газозаправочной станции и первой запорной арматурой, обеспечивающей перекрытие места выхода СУГ и его паров из указанного резервуара в окружающее пространство, должны быть дублированы. Эти соединения должны быть оснащены системой постоянного автоматического контроля герметичности пространства между дублирующими друг друга уплотнениями, обеспечивающей при его разгерметизации автоматические сигнализацию персоналу АГЗС, перекрытие отходящих от резервуара трубопроводов, отключение насосов СУГ и раздаточных колонок;
- резервуар передвижной автомобильной газозаправочной станции должен быть оснащен устройствами, автоматически предотвращающими выход из него СУГ и его паров через трубопроводы выдачи и возврата паровой фазы СУГ при аварийных расходах газа по указанным трубопроводам;
- резервуар передвижной автомобильной газозаправочной станции должен быть оснащен устройствами, обеспечивающими при включении ее автомобильного двигателя автоматическое отключение насосов СУГ и раздаточных колонок, перекрытие трубопроводов выдачи СУГ и возврата паров СУГ из раздаточных колонок. При этом следует обеспечить возможность перекрытия указанных устройств, отключение насосов СУГ и раздаточных колонок из безопасного места;
- технологическая система передвижной газонаполнительной станции должна обеспечивать возможность дистанционного (не требующего присутствия людей в зоне загазованности парами СУГ с концентрацией выше 20% от НКПР) сброса избыточного давления природного газа из ее оборудования на сбросные трубы. Выпускное отверстие сбросной трубы должно располагаться выше транспортного средства, допускаемого к заправке, не менее чем на 1 м.
При этом конструкции передвижных автомобильных газонаполнительных и газозаправочных станций или способ их установки на площадках должны исключать возможность наезда транспортных средств на технологические системы указанных АЗС.
41. Установка защитного экрана у резервуара СУГ допускается не более чем с одной стороны. При этом между ними на высоте 50 - 100 мм от поверхности площадки передвижной АГЗС следует устанавливать датчики сигнализаторов довзрывоопасных концентраций, обеспечивающие при достижении концентрации паров СУГ величины, превышающей 20% от их нижнего концентрационного предела распространения пламени, автоматические сигнализацию персоналу АГЗС, перекрытие отходящих от резервуара трубопроводов, отключение насосов СУГ и раздаточных колонок. Защитный экран следует располагать, как правило, параллельно преобладающему направлению ветров (по годовой "розе ветров")".
42. Транспортные средства блоков хранения топлива передвижных автомобильных газонаполнительных и газозаправочных станций должны отвечать требованиям ДОПОГ".
40. В приложении 7*:
40.1. Слово "обязательное" заменить словом "справочное".
40.2. Ссылку на СНиП 10-01-94 исключить.
40.3. Ссылки на НПБ 02-93 и НПБ 03-93 дополнить словами "утвержденные Приказом МВД России от 16.12.93 N 521 "О введении в действие нормативных документов Государственной противопожарной службы" и зарегистрированные в Минюсте России (N 444 от 27.12.1993)".