МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО
от 20 января 2022 г. N 43-233-11

О РАЗГРАНИЧЕНИИ СОБСТВЕННОСТИ В ОТНОШЕНИИ ЗС ГО

В соответствии с пунктом 2 раздела I "О состоянии законности в сфере гражданской обороны" протокола заседания межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям в сфере оборонно-промышленного комплекса и государственного оборонного заказа, утвержденного первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации А.В. Разинкиным 11.11.2021, МЧС России совместно с Росимуществом подготовлены разъяснения основания и порядка отнесения защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) к федеральной, региональной и муниципальной собственности.

В.Н.ЯЦУЦЕНКО

Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДКА ОТНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ К ФЕДЕРАЛЬНОЙ, РЕГИОНАЛЬНОЙ
И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

I. Основания отнесения ЗС ГО к федеральной, региональной
и муниципальной собственности

1. На основании п. 1 ст. 18 федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - 28-ФЗ) обеспечение мероприятий по гражданской обороне и защите населения, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 7 28-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяют перечни организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне.

ЗС ГО, закрепленные на соответствующем вещном праве за федеральными органами власти и подведомственными им организациями для выполнения ими мероприятий по гражданской обороне, относятся к федеральной собственности.

2. В соответствии с п. 2 ст. 18 28-ФЗ обеспечение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий субъектов Российской Федерации является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

3. На основании п. 3 ст. 18 28-ФЗ обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

Учитывая вышеизложенное отнесение ЗС ГО к региональной или муниципальной собственности осуществляется на основании соответствующего решения, принятого субъектом Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" приватизация ЗС ГО запрещена.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" (далее - Постановление N 359) утвержден "Договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также выполнение мероприятий гражданской обороны". Таким образом, ЗС ГО должны быть переданы акционерным обществам, созданным путем реорганизации в форме преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в ведении которых находились такие ЗС ГО, по договорам о правах и обязанностях.

Соответственно такие ЗС ГО также продолжают оставаться в федеральной собственности и предоставляются в пользование акционерным обществам в установленном Постановлением N 359 порядке.

Вместе с тем, согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга" ЗС ГО не были включены в перечни объектов собственности, подлежащих разграничению.

В соответствии с постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 12757/09 о рассмотрении представления Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и заявления Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 июля 2009 г. по делу N А56-19531/2007 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области Росимуществом принято решение о том, что все ЗС ГО находятся в федеральной собственности до момента их передачи в установленном порядке в собственность субъекта Российской Федерации (муниципальную собственность), в том числе и в случаях, когда здания, в которых расположены ЗС ГО, были ранее переданы в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.

II. Порядок отнесения ЗС ГО к федеральной, региональной
и муниципальной собственности

В соответствии с требованиями ст. 7 28-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяют перечни организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне.

Согласно ст. 8 28-ФЗ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию ЗС ГО.

Таким образом, в соответствии с п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (далее - Постановление N 1309):

федеральные органы исполнительной власти:

по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения,

организуют создание объектов гражданской обороны,

принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение,

осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию,

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны;

органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органы местного самоуправления
на соответствующих территориях:

определяют общую потребность в объектах гражданской обороны,

в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию,

осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию,

ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

При определении потребности в ЗС ГО целесообразно использовать Методические рекомендации МЧС России по определению готовности защитных сооружений гражданской обороны к приему укрываемых и обеспеченности ими установленных категорий населения от 9 октября 2020 г. N 2-4-71-21-11.

Обеспеченность ЗС ГО определяется на основании анализа соответствия общей вместимости ЗС ГО, имеющихся в наличии, их требуемой вместимости, определяемой с учетом пп. 3 и 4 Постановления N 1309.

Для принятия обоснованного решения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления об отнесении ЗС ГО к региональной или муниципальной собственности должна быть выполнена достоверная оценка потребности в ЗС ГО на соответствующих территориях с учетом требований указанных выше нормативных правовых актов.

При этом следует исходить из того, что установленные категории населения, нуждающиеся в использовании ЗС ГО и расположенные в пределах соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, должны укрываться в ЗС ГО, отнесенных к собственности этих административно-территориальных образований.

В рамках проводимой работы по разграничению права собственности на ЗС ГО в Российской Федерации Росимуществом (его территориальными органами) во взаимодействии с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации уточнен перечень ЗС ГО, находящихся в государственной казне Российской Федерации в силу закона и подлежащих оформлению в собственность Российской Федерации для федеральных нужд, с учетом дополнительной потребности организаций федеральной формы собственности.

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Росреестром разрабатывается формуляр декларации об объекте, которая будет являться основанием для постановки ЗС ГО на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности Российской Федерации в упрощенном порядке.

Учитывая изложенное, в целях реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны ими формируются перечни ЗС ГО, согласованные с главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации и с территориальными органами Росимущества, которые подлежат регистрации органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Одновременно сообщаем, что при утрате расчетных защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно, в связи с новым строительством, реконструкцией, техническим переоснащением зданий и сооружений, при отсутствии организаций, которым возможна передача ЗС ГО в оперативное управление, хозяйственное ведение, и потребности в ЗС ГО на данной территории для защиты населения, а также при фактическом отсутствии ЗС ГО по учетному адресу ЗС ГО могут быть сняты с учета в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными и введенными в действие приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. N 583 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2003 г., регистрационный N 4317).