3.3. Алгоритм управления и взаимодействия сил РСЧС при проведении поисково-спасательных мероприятий по поиску пропавших людей с привлечением общественных добровольческих (волонтерских) организаций
3.3. Алгоритм управления и взаимодействия сил РСЧС
при проведении поисково-спасательных мероприятий по поиску
пропавших людей с привлечением общественных добровольческих
(волонтерских) организаций
На федеральном уровне взаимодействие МЧС России осуществляется с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России), Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральная служба войск национальной гвардии (далее - Росгвардия) и другие органы), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общероссийских общественных организаций и объединений.
На региональном уровне органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации тесно взаимодействуют с Главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и региональными отделениями общественных организаций.
На муниципальном уровне взаимодействие осуществляется через органы местного управления и подведомственные им муниципальные учреждения.
Распределение полномочий.
112, Единая дежурная диспетчерская служба (далее - ЕДДС).
Принимает заявку по поиску потерявшегося, организует доведение этой заявки (оповещение) до всех возможных участников поиска, организует взаимодействие и привлечение сил и средств для поиска людей во взаимодействии, информирует Центр управления в кризисных ситуациях о ходе поисков.
Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (центр управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее - ЦУКС Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации). Принимает в работу оперативную информацию (запросы) о фактах пропажи людей, информирует участников поиска о поступивших заявках на поиск пропавших граждан в природной среде на территории субъекта Российской Федерации. Обеспечивает управление дежурных сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, при необходимости запрашивает дополнительные силы и средства РСЧС через вышестоящий орган повседневного управления РСЧС - Национальный центр управления в кризисных ситуациях, в том числе кинологов, водолазов, спасателей, авиационной техники, техники высокой проходимости, специального светового оборудования. Обеспечивает организацию информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и других заинтересованных организаций.
Главное управление МВД России по субъекту Российской Федерации. Прием и передача заявок в экстренные службы и добровольческие организации. Организация розыскных работ пропавшего. Привлечение необходимых сил, средств и инструментов для поиска пропавшего. Оказание помощи в вызове и координации соответствующих служб в случае найденного пропавшего погибшим.
Организационное обеспечение неотложных действий по розыску возложено на дежурные части ОВД, которые осуществляют розыскные действия с помощью дежурных нарядов.
При организации поиска граждан:
- Дежурные части: управляют силами и средствами в случаях возникновения ситуаций, требующих проведения неотложных розыскных действий; оперативно ориентируют о разыскиваемых лицах постовых и патрульных, участковых уполномоченных полиции и других сотрудников; выявляют разыскиваемых среди доставленных в дежурную часть за правонарушения.
- Участковые уполномоченные полиции: осуществляют меры предупредительного характера; принимают непосредственное участие в розыскных мероприятиях по обнаружению разыскиваемых лиц на обслуживаемых участках; инициативно и по заданиям выполняют другие розыскные задачи.
- Подразделения патрульно-постовой службы и обеспечения охраны общественного порядка: выявляют разыскиваемых лиц в районах расположения постов и маршрутов патрулирования, согласно плана расстановки сил и средств.
Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Оперативное оповещение ЕЕДС в случае, если силами бригады скорой медицинской помощи в медицинскую организацию был доставлен неизвестный пациент.
Обеспечение оперативного прибытия бригады скорой медицинской помощи на место, откуда необходима эвакуация найденного живым пропавшего.
Добровольческие (волонтерские) организации.
Прием и передача заявок о пропавших в соответствующие службы. Реагирование на заявки, по возможности выезд на место, осуществление поисково-спасательных мероприятий. Координатор добровольческой (волонтерской) организации организует деятельность добровольцев (волонтеров), участвующих в розыске и поисковых мероприятиях.
Алгоритм работы при проведении поисково-спасательных
мероприятий по поиску пропавших людей
Для эффективной работы рекомендуется организовать оперативное взаимодействие с территориальными органами, органами местного самоуправления, отделом МВД России, медицинскими учреждениями и иными организациями, расположенными на территории, привлекаемыми для проведения поисково-спасательных мероприятий по поиску пропавших людей.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
1. Первичную информацию о потерявшемся принимает оператор 112, при поступлении сигнала выясняет:
- сведения о заявителе;
- канал обратной связи;
- предположительное место, дату, время начала бедствия (исчезновения);
- дату, время, до истечения которого пропавший должен прибыть в определенное место (выйти на связь);
- состояние здоровья пропавшего.
Также заявитель может позвонить не только на телефон 112, но и непосредственно в дежурные службы. Лицо, получившее информацию по пропаже человека, доводит ее до ЕДДС муниципального образования.
2. Далее информация поступает в ЕДДС, которая доводит до всех заинтересованных сторон. Глава местной администрации (администрации) городского (сельского) поселения (либо лицо, его замещающее) незамедлительно организует проведение и координацию мероприятий по поиску потерявшегося лица:
а) определяет время и место для развертывания оперативного штаба и место сбора лиц, привлекаемых для осуществления поисково-спасательных мероприятий;
б) осуществляет постановку задач по проведению поисково-спасательных мероприятий, контроль исполнения, организацию связи, прием докладов о результатах поисково-спасательных мероприятий;
в) привлекает для организации розыска силы и средства, подразделений и организаций, расположенных на территории района, в соответствии с перечнем сил и средств районного звена РСЧС (Рисунок 3);
г) организует распространение информации о пропавшем лице, с последующим размещением листовок в местах массового пребывания людей (объекты торговли, культуры, автомобильные и железнодорожные станции, информационные щиты);
д) направляет информацию о пропавшем лице, для размещения на сайте муниципального образования;
е) о результатах, выполненных поисковых мероприятий сообщает информацию диспетчеру ЕДДС для последующего информирования главы муниципального образования и в ЦУКС ГУ по субъекту Российской Федерации.
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель ПСР
_______________________
"__" __________ 20__ г.
ПЛАН
__________________
(дата, месяц, год)
проведения ПСР
___________________________, потерявшегося по адресу
_____________ область, ___________ район, н.п. _____________
1. Дата и время поступления заявки, ФИО и контактные данные заявителя
|
|
2. Район проведения ПСР
|
|
3. Сведения о пропавшем
|
Потерялся в лесном массиве ________________________, сотовый телефон на связи
|
4. Принятые меры
|
Информация доведена до ОМВД, ЦУКС, ПСО, ЕДДС муниципального образования, организовано взаимодействие с потерявшимся
|
5. Дата проведения ПСР
|
|
6. Кто будет привлечен из спасателей и какие работы планируются к проведению (площадь территории или акватории)
|
Привлечен ПСО __________. Организованы поисково-спасательные работы. Планируется обследование территории лесного массива, площадью _________ км2.
|
7. Расчет привлеченных сил и средств
|
Всего на поиски привлекается:
- от ОМВД _______ чел., ______ ед. техники.
- от ПСО ________ чел., _________ ед. техники.
- от МЧС _______ чел., _______ ед. техники.
- добровольцы (волонтеры) _______ чел, ________ ед. техники.
ИТОГО: __________ человек, ________ ед. техники.
|
8. Руководитель ПСР, ФИО
|
Рисунок 3. Типовая форма Плана проведения ПСР
3. Диспетчер на центральном пункте пожарной связи (далее - ЦППС) пожарно-спасательного гарнизона (далее - ПСГ) передает сведения начальнику гарнизона, который назначает старшего по поисково-спасательным работам от МЧС России.
4. В отсутствии признаков ЧС розыском пропавших руководит сотрудник МВД России, назначенный в установленном порядке руководителем органа внутренних дел. Согласно статье 2 Закона об оперативно-розыскной деятельности к задачам оперативно-розыскной деятельности отнесен розыск без вести пропавших <47>. Исключение составляют угрозы и факты возникновения ЧС, при которых руководство ликвидацией ЧС, поисково-спасательными мероприятиями осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Оперативный штаб необходимо создавать и разворачивать на территории муниципального образования, где в последний раз видели пропавшего, в наиболее близком к району поиска месте.
--------------------------------
<47> Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Представитель органа местного самоуправления, обеспечивает штаб помещением вблизи района поисков, картами, материалами, необходимыми для производства поисковых и поисково-спасательных мероприятий, а также организует питание и места отдыха участников поисково-спасательных мероприятий, согласует свои действия с заместителем руководителя штаба - начальником территориального органа МЧС России.
В состав штаба включаются администрация органа местного самоуправления, на территории которого проводятся поисковые мероприятия представители всех задействованных в поисках государственных органов с привлечением координаторов отрядов добровольцев (волонтеров). Представитель Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации привлекает силы постоянной готовности - аварийно-спасательные формирования МЧС России.
Составляется список всех участников штаба с указанием их должностей, поручаемых им направлений, номеров контактных телефонов. Вышеуказанные лица обеспечиваются средствами радиосвязи, определяются их позывные.
Согласно статьи 14 Закона об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации ЧС и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации ЧС, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации ЧС или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.
5. Руководитель поисково-спасательным мероприятием:
- определяет круг информаторов, наиболее осведомленных о случившемся;
- используя анкетные данные и картографический материал, собирает сведения об объекте поиска (далее - ОП);
- собирает информацию из прочих источников;
- разрабатывает один или несколько (не более трех) сценариев происшедшего;
- определяет район поисков;
- формирует предложения по ведению поисково-спасательных мероприятий, согласовывает с руководителем (координатором поисков) состав привлекаемых сил и средств;
- разрабатывает план первого периода поисков.
6. Добровольческие (волонтерские) организации привлекают добровольцев (волонтеров) на поиски, при необходимости оказывают помощь в подготовке карты поисков.
7. Вся информация по поискам аккумулируется в ЕДДС, которая доводит ее до ЦУКС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Координатор добровольческой (волонтерской) организации организует деятельность добровольцев (волонтеров), участвующих в розыске и поисковых мероприятиях.
Получив информацию о безвестном исчезновении человека, незамедлительно сообщает об этом дежурному ЕДДС муниципального образования, где в последний раз видели пропавшего, по согласованию с которым организует сбор добровольцев для участия в поисковых и поисково-спасательных мероприятиях.
По прибытии в оперативный штаб координатор представляется руководителю штаба, с учетом специфики добровольческого отряда сообщает ему о направлениях, в которых его добровольцы могут быть задействованы, их количестве и уровне подготовки.
Перед добровольцами могут быть поставлены следующие задачи:
- поиск пропавшего лица, или следов, указывающих на его возможное местонахождение, либо на совершение в отношении лица преступления на территории, прилегающей к вероятному месту исчезновения, месту, где пропавшего без вести видели в последний раз, местам, которые обычно посещал разыскиваемый. Для решения указанной задачи следует организовать осмотры чердаков, подвалов, контейнеров вблизи дома, канализационных колодцев, выгребных ям, свалок, пустырей, парков, участков лесонасаждений, заброшенных строений и других мест, которые могут быть использованы преступником для сокрытия трупа и иных вещественных доказательств, а также лесных массивов, болот, зарослей кустарника, оврагов по маршруту движения пропавшего без вести;
- поиск максимально достоверной информации о последнем местонахождении разыскиваемого и обстоятельствах его исчезновения (для решения задачи добровольцам рекомендуется осуществлять поиск очевидцев исчезновения, выявлять видеокамеры, находившиеся в предполагаемом районе исчезновения, осуществлять мониторинг ресурсов Интернета и других источников с целью выявления информации, относящейся к исчезновению лица и т.д.);
- распространение информации о пропавшем в районе проведения поисковых мероприятий (задача решается посредством изготовления и размещения объявлений о розыске в местах, предназначенных для размещения информации, распространения листовок-ориентировок в местах наибольшего скопления людей - в организациях, учреждениях, торговых центрах, на рынках, объектах транспорта), размещения объявлений в СМИ и Интернете (содержание объявлений, район размещения, перечень СМИ должен быть предварительно согласован со штабом), выставления автопостов, оборудованных громкоговорителями, у лесных массивов, на окраинах населенных пунктов, вокзалах и других местах возможного появления разыскиваемого и т.д.).
В соответствии с частью 6 статьи 14 Закона об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей, руководитель ликвидации ЧС вправе самостоятельно принять решение о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ, а также о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ и отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ.
Координатор получает от руководителя штаба конкретные указания об объеме и характере поисковых мероприятий, необходимую информацию и материалы, фотографии разыскиваемого лица, ориентировки и иные материалы, которые необходимо распространить. Он ведет учет прибывших для участия в поисковых и поисково-спасательных мероприятиях добровольцев (по возможности с указанием паспортных данных, наличия автотранспорта, контактных телефонов, данных членов семьи или иных близких (на случай экстренной связи), данных о наличии специальных возможностей и снаряжения), делит их на группы по направлениям, определенным руководителем штаба, ставит задачи, проводит инструктаж (при необходимости с участием спасателя, прошедшего профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованного в установленном порядке на право ведения аварийно-спасательных работ либо сотрудника правоохранительных органов).
Добровольцы непосредственно перед привлечением к поисковым мероприятиям должны быть ознакомлены с требованиями действующего законодательства, относящегося к их деятельности.
В частности, добровольцы (волонтеры) обязаны знать, что при осуществлении поисковых мероприятий они обязаны соблюдать следующие конституционные нормы и требования положений федерального законодательства:
- положения статьи 23 Конституции Российской Федерации, права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;
- положения статьи 24 Конституции Российской Федерации о том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются;
- положения статьи 25 Конституции Российской Федерации о том, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Добровольцы (волонтеры) должны осознать, что не являются субъектами уголовного судопроизводства, оперативно-розыскной или частной детективной деятельности, а следовательно, не имеют права проводить следственные, оперативно-розыскные мероприятия и действия, осуществляемые частными детективами. Они не имеют права осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц, прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан, совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также создающие опасность нанесения ущерба имуществу граждан. В случае нарушения ими законодательства при оказании содействия в розыске лица, пропавшего без вести, они несут ответственность на общих основаниях.
Кроме того, добровольцы (волонтеры) должны быть предупреждены о недопустимости получения от заявителей вознаграждения за свою работу.
Добровольцы (волонтеры), не прошедшие инструктаж и не получившие согласия координатора на участие в производстве поисковых мероприятий, участниками поисковых работ не являются и ответственность за свои действия несут сами. В ходе проведения инструктажа координатором устанавливается периодичность связи с добровольцами (волонтерами) для корректировки, обновления данных и организации дополнительных мероприятий, обмена информацией, контроля (в случае необходимости назначается время очных встреч).
При необходимости и в силу специфики поручаемых мероприятий некоторые группы волонтеров могут поступать в распоряжение ответственных за выполнение конкретных мероприятий сотрудников правоохранительных органов или спасателей, прошедших профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованных в установленном порядке на право ведения аварийно-спасательных работ, от которых получают конкретные указания и которым отчитываются о результатах их исполнения.
Координатор либо лицо, назначенное руководителем штаба ответственным за направление, принимает от добровольцев полученную информацию, немедленно передает ее в оперативный штаб. Для контроля координатор либо лицо, ответственное за направление, могут вести специальные журналы, в которых фиксируется полученная добровольцами (волонтерами) информация с указанием должностного лица, которому данная информация была передана.
В случае возникновения в процессе работы добровольцев (волонтеров) каких-либо трудностей координатор сообщает о них руководителю штаба и далее действуют в соответствии с полученными рекомендациями. По результатам поисковых работ координатором и ответственными за направления лицами формируются отчеты, которые передаются руководителю штаба. Также на общую карту (при наличии навигаторов - в информационную систему) наносятся маршруты движения поисковых групп.