3.2. Общие требования, предъявляемые к организации обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований

3.2. Общие требования, предъявляемые к организации обучения
личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований

Подготовка НАСФ организуется и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", ежегодных организационно-методических указаний по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также организационно-методических указаний по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Подготовка НАСФ включает:

получение личным составом НАСФ знаний в ходе усвоения примерной программы обучения работающего населения в области безопасности жизнедеятельности;

первоначальную подготовку личного состава НАСФ;

повышение квалификации руководителей НАСФ по примерной программе обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований;

обучение личного состава НАСФ по программе, разработанной в соответствии с требованиями настоящей Примерной программы;

участие НАСФ в учениях, тренировках и соревнованиях;

проверку готовности НАСФ.

Основными целями обучения личного состава НАСФ в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах являются:

изучение способов защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой помощи, правил пользования индивидуальными средствами защиты;

совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

выработка умений и навыков для проведения АСДНР;

овладение личным составом НАСФ приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях, в том числе пожарах и авариях на водных объектах.

Обучение личного состава НАСФ планируется и проводится в рабочее время в объеме 20 часов.

Темы базовой подготовки личного состава НАСФ отрабатываются в полном объеме (14 часов) всеми видами формирований. Замена тем, уменьшение общего количества часов для их отработки не допускаются.

Система базовой подготовки личного состава НАСФ, выстраиваемая на основе примерной программы, предусматривает два основных вида занятий: практическое и тактико-специальное занятия.

Основными методами проведения занятий с личным составом НАСФ по темам базовой подготовки являются практическое занятие (тренировка) и тактико-специальное занятие.

Таблица 1

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ, ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
И КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ

N тем
Наименование тем
Вид занятия
Кол-во часов
1.
Действия личного состава при приведении НАСФ в готовность
Тактико-специальное занятие
2
2.
Действия личного состава НАСФ при выдвижении в район выполнения АСДНР и подготовке к выполнению задач
Тактико-специальное занятие
2
3.
Оказание первой помощи раненым и пораженным и эвакуация их в безопасные районы
Практическое занятие
2
4.
Применение приборов радиационной и химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения, а также средств индивидуальной защиты
Практическое занятие
2
5.
Меры безопасности при проведении АСДНР
Практическое занятие
2
6.
Действия личного состава НАСФ при проведении специальной обработки
Практическое занятие
4
ИТОГО:
14

Практические и тактико-специальные занятия с личным составом НАСФ организуют и проводят руководители формирований или начальники соответствующих спасательных служб, а на учебных местах - командиры структурных подразделений НАСФ (групп, звеньев).

Руководитель НАСФ или начальник соответствующей спасательной службы одновременно является и руководителем занятий на одном из учебных мест, как правило, наиболее важном и сложном.

Практические занятия проводятся в целях:

- освоения специальной техники (объектов);

- овладения методами применения и эксплуатации техники;

- выработки навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении топографических карт;

- отработки приемов и нормативов.

Практические занятия с НАСФ разрешается проводить по структурным подразделениям (группам, звеньям).

Тактико-специальные занятия проводятся с целью совершенствования практических навыков обучаемых и слаженности звеньев и групп, входящих в состав формирования.

На тактико-специальных занятиях проводится отработка организации, ведения и обеспечения практических действий подразделения, а также управления этими действиями. Учебные вопросы отрабатываются последовательно, по элементам, для чего руководитель создает соответствующую обстановку, которая доводится до обучаемых путем постановки задач или объявления вводных.

Каждый элемент повторяется до тех пор, пока обучаемые не приобретут навыки уверенного его выполнения. Затем все действия, входящие в учебный вопрос, выполняются в комплексе.

На тактико-специальные занятия НАСФ выводятся в штатном составе с необходимым количеством техники, приборов, инструментов и принадлежностей. Весь личный состав на занятиях должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты.

Занятия с личным составом НАСФ проводятся в учебных городках, на объектах гражданской обороны или на объектах организаций.

Теоретический материал изучается путем рассказа или объяснения в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий.