VI. Порядок использования методик при расчете рисков и возможных последствий ЧС в электронных паспортах территорий (объектов)
VI. Порядок использования методик при расчете рисков
и возможных последствий ЧС в электронных
паспортах территорий (объектов)
При выявлении рисков возникновения ЧС рассматриваются статистические показатели, отражающие определенный риск, оценивается ожидаемое влияние риска на определенную территорию или объект экономики, оцениваются ресурсы, необходимые для управления рисками.
В ходе выполнения первого этапа разработки Паспортов для оценки защищенности необходимо определить вероятность (частоту) возникновения события, инициирующего возникновение поражающих факторов (источник ЧС), статистическим путем для всех рассматриваемых рисков в разделе "Риски возникновения ЧС". Для этого определяем индивидуальный риск при различных видах ЧС и происшествиях для территории (объекта).
Расчет индивидуального риска производится для установления качественного значения риска (приемлемого, пренебрежимого, неприемлемого) с целью определения необходимости и критерия эффективности проведения превентивных мероприятий, а также мероприятий по управлению рисками администрацией территории (А.И. Овсяник, О.И. Чурбанов, О.А. Косоруков, Оценка и управление рисками при чрезвычайных ситуациях. - УП.: МО Российской Федерации, Военно-инженерный университет, 2004).
Расчет индивидуального риска при различных видах ЧС и происшествий производится по следующей формуле:
R = NП / NН,
где NП - среднее количество погибших в год за последние 5 лет при определенном виде ЧС и происшествии на заданной территории, NН - количество населения, проживающего на данной территории.
Качественные значения риска
|
Количественные значения критерия индивидуального риска
|
Вид применяемых мер администрацией территории
|
Приемлемый риск
|
R < 10-5
|
Нет необходимости в мероприятиях по уменьшению риска
|
Пренебрежимый риск
|
10-5 < R < 10-3
|
Зона жесткого контроля, необходима оценка целесообразности мер по уменьшению риска
|
Неприемлемый риск
|
R > 10-3
|
Необходимы неотложные меры по уменьшению риска
|
При этом необходимо понимать, что под качественным значением риска (приемлемый, неприемлемый, пренебрежимый) понимается следующее:
приемлемый риск - уровень индивидуального риска, обусловленный хозяйственной деятельностью, который является приемлемым для регулирующего органа. Он находится в диапазоне от предельно допустимого уровня до пренебрежимого уровня риска и должен быть настолько низким, насколько это возможно по экономическим и социальным соображениям;
пренебрежимый или предельно допустимый уровень риска - уровень индивидуального риска, обусловленный хозяйственной деятельностью, который не должен превышаться независимо от экономических и социальных преимуществ такой деятельности для общества в целом;
неприемлемый риск - уровень риска, устанавливаемый административными или регулирующими органами как максимальный, выше которого необходимо принимать меры по управлению им.
Показатели риска и статистическая информация отображаются в соответствующих подразделах раздела "Риски возникновения ЧС" по каждому рассматриваемому риску.
В целях организации и своевременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в ФОИВ проводится оценка возможных последствий ЧС.
На основании процесса ориентировочного выявления и оценки обстановки, складывающейся в результате возможных стихийных бедствий, аварий и катастроф, необходимо оценить территорию (объект), на которой возможно возникновение ЧС, ее характер и масштаб, а на их основе определить риски возникновения ЧС и их последствия.
Исходными данными для прогнозирования последствий ЧС являются: общая информация о субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) и объектах экономики, координаты расположения объектов, места хранения опасных веществ, представляющих потенциальную опасность возникновения ЧС, численность и плотность населения, характер построек, количество и тип защитных сооружений, их вместимость, характер местности, характерные метеорологические условия, заблаговременно спланированные силы и средства для предупреждения и ликвидации ЧС и другая информация для оценки возможных последствий ЧС. Проводится также расчет последствий при максимальных показателях (наихудшему сценарию развития) по всем рискам и источникам ЧС, рассматриваемым в каждом Паспорте.
Расчет рисков производится в соответствии методическими документами, применяемых для независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1. Положение о системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации (утв. Приказом Государственной экспертизы МЧС России от 27.08.2007 N 174);
2. Методология оценки риска техногенных чрезвычайных ситуаций (утв. Президиумом Экспертного союза от 04.10.2007 протокол N 6);
3. Методики оценки рисков чрезвычайных ситуаций и нормативы приемлемого риска чрезвычайных ситуаций. Руководство по оценке рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в т.ч. при эксплуатации критически важных объектов Российской Федерации (утв. Первым заместителем МЧС России 09.01.2008 N 1-4-60-9);
4. Методические рекомендации по определению количества пострадавших при чрезвычайных ситуациях техногенного характера (утв. Первым заместителем министра МЧС России от 01.09.2007 N 1-4-60-9-9);
5. Методика комплексной оценки индивидуального риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (аттестована Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) протокол от 29.10.2002 N 4);
6. Руководство по безопасности "Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах" (утв. Приказом Ростехнадзора от 11.04.2016 N 144);
7. ГОСТ Р 51901-2002. Управление надежностью. Анализ риска технологических систем;
8. Руководство по анализу опасности аварийных взрывов и определения параметров их механических воздействий;
9. Методика анализа опасности аварийных взрывов и определения параметров их механических воздействий на потенциально опасных объектах;
10. Единая межведомственная методика оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и террористического характера, а также классификация и учет чрезвычайных ситуаций. МЧС России, 2001;
11. Временная методика оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения (РД 153-34.2-002-01) (утв. Приказом Минэнерго России от 26.04.2001 N 130);
12. Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах (утв. Минтопэнерго РФ 1 ноября 1995 г.);
13. Руководство по безопасности "Методика оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей" (утв. Приказом Ростехнадзора от 31.03.2016 N 137);
14. Методические рекомендации по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах (РД 03-496-02) (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 04.11.2002 N 63);
15. Методика моделирования аварийных разливов нефти на суше с применением ГИС-технологий;
16. Методика расчета зон затопления при гидродинамических авариях на хранилищах производственных отходов химических предприятий (РД 09-391-00) (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 04.11.2000 N 65);
17. Методика прогнозирования последствий землетрясений (аттестована Межведомственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК) протокол от 19 января 2001 г. N 1);
18. Методика оценки последствий лесных пожаров;
19. Межгосударственный стандарт. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации 1 января 1997 г.;
20. Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии. (НП-064-05) (утв. Постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.12.2005 N 16).
В паспортах территории объектов в соответствующих подразделах раздела "Риски возникновения ЧС" размещаются также планы мероприятий по ликвидации и локализации возможных аварий (Постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 730 "Об утверждении положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах") и планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов"), разработанные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Планы мероприятий по ликвидации и локализации возможных аварий в Паспорте обновляются не позднее 5 календарных дней после истечения их срока действия.