Утверждаю
Заместитель Министра
Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
А.П.ЧУПРИЯН
03.02.2017 N 2-4-71-2-11

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Под общей редакцией директора Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России Мануйло О.Л.

Настоящие Методические рекомендации по разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти разработаны в соответствии с требованиями федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с учетом опыта деятельности МЧС России и других федеральных органов исполнительной власти.

Методические рекомендации предназначены для федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Методические рекомендации разработаны коллективом сотрудников Департамента гражданской обороны и защиты населения и ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в составе: Акатьев С.В., Курников М.В., Казанцева А.О., Полторанов Д.В., Руденко А.В.

Введение

Основные направления современной государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций формируются и реализуются с учетом геополитических, стратегических, социально-экономических и иных факторов, которые за последние годы претерпели значительные изменения.

Развитие военно-политической обстановки в мире в ближайшей перспективе будет характеризоваться формированием новой системы международных отношений, обусловленных углублением глобализации, становлением новых центров силы и ужесточением конкуренции между ними.

Ожидается наращивание военного присутствия сил Организации Североатлантического договора на территории восточноевропейских стран - членов альянса и в акваториях Балтийского и Черного морей. В целом в период до 2030 года возможность прямой вооруженной агрессии против Российской Федерации и ее союзников, в том числе с применением оружия массового поражения, по-прежнему представляется маловероятной, однако данный факт не снижает актуальности планирования гражданской обороны. Более того, происходящие изменения в военно-политической обстановке, в социальной и экономической сферах государства, в характере ведения современных войн обусловливают необходимость формирования новых подходов к решению задач гражданской обороны.

За последние годы Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) проделана важная работа по внедрению новых подходов к ведению гражданской обороны Российской Федерации. Вместе с тем проблемы планирования и осуществления мероприятий по гражданской обороне остаются актуальными, что обусловливает необходимость поиска возможностей по повышению эффективности данных мероприятий.

Безусловно, необходимой предпосылкой для обеспечения должного уровня проведения мероприятий по гражданской обороне является эффективное планирование данных мероприятий, одним из главных элементов которого является процесс выработки и принятия решений.

Данный процесс должен основываться на анализе возможной обстановки, которая может сложиться в результате применения современных средств поражения вероятным противником или в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В условиях, когда планомерное приведение в готовность гражданской обороны невозможно, дополнительно должны учитываться и реальные возможности федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций по проведению мероприятий по гражданской обороне, т.е. должно учитываться реальное состояние гражданской обороны.

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации предназначены для использования должностными лицами федеральных органов исполнительной власти при разработке, согласовании и утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны.

1.2. В соответствии с Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804, Положение об организации и ведении гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти определяет порядок подготовки к ведению гражданской обороны (далее - ГО) в федеральных органах исполнительной власти и разрабатывается в обязательном порядке.

1.3. Подготовка к ведению ГО в федеральных органах исполнительной власти заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите работников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций, а также материальных ценностей, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) природного и техногенного характера.

1.4. Ведение ГО в федеральных органах исполнительной власти заключается в непосредственном выполнении мероприятий по защите работников центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций, а также материальных ценностей, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Ведение ГО в федеральном органе исполнительной власти осуществляется на основе соответствующего Плана гражданской обороны федерального органа исполнительной власти, который определяет объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по ГО и ликвидации ЧС.

1.5. Мероприятия по ГО организуются в федеральных органах исполнительной власти в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, а также Положением об организации и ведении ГО в федеральном органе исполнительной власти.

2. Порядок разработки, согласования и утверждения
Положения об организации и ведении гражданской обороны
в федеральных органах исполнительной власти

2.1. Разработку Положения об организации и ведении гражданской обороны организует руководитель федерального органа исполнительной власти.

2.2. Разработка Положения об организации и ведении гражданской обороны осуществляется, как правило, в два этапа и включает в себя:

на первом этапе:

издание распорядительного документа о разработке Положения об организации и ведении гражданской обороны, в котором определяются: руководитель рабочей группы и ее состав; распределение обязанностей между членами рабочей группы; сроки разработки Положения;

уточнение членами рабочей группы: требований к выполнению мероприятий по ГО, предъявляемыми действующими нормативными правовыми, нормативно-техническими и иными документами; перечней территориальных органов федерального органа исполнительной власти, организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти и продолжающих работу в военное время, а также организаций, отнесенных к категориям по ГО.

на втором этапе:

практическая разработка Положения;

согласование и издание проекта приказа об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти разрабатывается в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" подготовленный проект приказа об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти согласовывается с МЧС России.

После государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации копия приказа об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в федеральном органе исполнительной власти направляется в МЧС России.

3. Рекомендуемая структура и содержание
Положения об организации и ведении гражданской обороны
в федеральных органах исполнительной власти

3.1. Положение об организации и ведении ГО в федеральном органе исполнительной власти рекомендуется разрабатывать с учетом следующей структуры:

I. Общие положения.

II. Основные задачи, функции и полномочия федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны.

III. Основные мероприятия федерального органа исполнительной власти по гражданской обороне.

VI. Заключительные положения.

3.2. В разделе "I. Общие положения" указываются:

нормативные и правовые основы подготовки к ведению и ведения ГО в федеральном органе исполнительной власти;

органы, осуществляющие руководство ГО в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях;

система управления ГО федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных организаций;

организация взаимодействия федерального органа исполнительной власти с Национальным центром управления в кризисных ситуациях, находящимся в ведении МЧС России, а также территориальных органов федерального органа исполнительной власти и его подведомственных организаций с центрами управления в кризисных ситуациях, находящимися в ведении МЧС России;

организация сбора и обмена информацией в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях, в целях обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий по ГО, в том числе своевременного оповещения о прогнозируемых и возникших опасностях в военное время;

организация планирования мероприятий по ГО в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях, а также порядок реализации соответствующих планов ГО;

состав сил и средств ГО федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных организаций.

3.3. В разделе "II. Основные задачи, функции и полномочия федерального органа исполнительной власти в области гражданской обороны" указываются:

основные задачи в области ГО, решаемые федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными организациями;

функции и полномочия федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных организаций в области ГО, с учетом решаемых задач в области ГО;

права и обязанности должностных лиц и работников федерального органа исполнительной власти, его территориальных органов и подведомственных организаций в области ГО.

3.4. В разделе "III. Основные мероприятия федерального органа исполнительной власти по гражданской обороне" указываются:

основные мероприятия по ГО, проводимые федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными организациями в целях решения задач в области ГО;

организация и порядок выполнения мероприятий по ГО, проводимых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными организациями.

3.5. В разделе "VI. Заключительные положения" указываются:

порядок планирования и финансирования мероприятий по ГО в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях;

организация контроля за выполнением мероприятий по ГО в федеральном органе исполнительной власти, его территориальных органах и подведомственных организациях, а также ответственность соответствующих должностных лиц и работников за невыполнение требований и мероприятий в области ГО.

Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по разработке Положения
об организации и ведении
гражданской обороны в федеральных
органах исполнительной власти

ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Федеральные законы:

1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного "характера".

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

4. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

5. Федеральный закон от 27 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

6. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".

7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

8. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".

9. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Указы Президента Российской Федерации:

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года N 683 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

2. Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года N 696 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года".

3. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму" (ред. от 07.12.2016).

Постановления Правительства Российской Федерации:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (ред. от 14.11.2015).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями".

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. N 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" (ред. от 22.10.2015).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (ред. от 18.07.2015).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" (ред. от 14.10.2016).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне".

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств".

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" (ред. от 09.04.2015).

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ред. от 10.09.2016).

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (ред. от 30.11.2016).

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303 "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы" (ред. от 03.02.2016).

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти".

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. N 305 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны".

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091 "О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя" (ред. от 17.12.2016).

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (ред. от 31.10.2015),

19. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (ред. от 30.09.2015).

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1418 "О государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. N 804 "Об утверждении Правил отнесения организаций категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения".

Приказы МЧС России:

1. Приказ МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" (ред. от 01.08.2016).

2. Приказ МЧС России от 28.02.2003 N 105 "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения".

3. Приказ МЧС России от 27.05.2003 N 285 "Об утверждении и введении в действие правил пользования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля" (ред. от 30.11.2015).

4. Приказ МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".

5. Приказ МЧС России от 06.08.2004 N 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации".

6. Приказ МЧС России от 28.12.2004 N 621 "Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".

7. Приказ МЧС России от 23.12.2005 N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (ред. от 30.06.2014).

8. Приказ МЧС России от 21.07.2005 N 575 "Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время" (ред. от 14.09.2015).

9. Приказ МЧС России от 13.11.2006 N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации".

10. Приказ МЧС России от 31.07.2006 N 440 "Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций" (ред. от 04.07.2016).

11. Приказ МЧС России от 17.12.2008 N 783 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ред. от 26.09.2016).

12. Приказ МЧС России от 14.11.2008 N 687 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (ред. от 01.08.2016).

13. Приказ МЧС России от 16.02.2012 N 70ДСП "Об утверждении порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения" (ред. от 04.02.2016).

14. Приказ МЧС России от 18.12.2014 N 701 "Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне".

15. Приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты".

16. Приказ МЧС России от 28.11.2016 N 632ДСП "Об утверждении показателей для отнесения организаций к категориям по гражданской обороне".

Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по разработке Положения
об организации и ведении
гражданской обороны в федеральных
органах исполнительной власти

ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ПЛАНИРУЮЩИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ДОКУМЕНТОВ
В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Приказы (распоряжения):

1. Приказ (распоряжение) о создании (назначении) в федеральном органе исполнительной власти структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны <1, 2>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны".

<2> Приказ МЧС России от 31 июля 2006 г. N 440 "Об утверждении Примерного положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работников) организаций" (зарегистрировано в Минюсте России 31 октября 2006 г. N 8421).

2. Приказ (распоряжение) о составе и организации работы эвакуационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти <3>.

--------------------------------

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303 ДСП "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы".

3. Приказ об организации и осуществлении обучения должностных лиц и работников гражданской обороны, а также сотрудников центрального аппарата и подведомственных организаций в области гражданской обороны <4>.

--------------------------------

<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".

4. Приказ об утверждении Положения о комиссии по повышению устойчивости функционирования организаций в федеральном органе исполнительной власти.

5. Приказ об утверждении Положения о нештатных аварийно-спасательных формированиях, создаваемых в федеральном органе исполнительной власти <5>.

--------------------------------

<5> Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. N 999 "Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований" (зарегистрировано в Минюсте России 19 января 2006 г. N 7383).

Планы:

1. План основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах федерального органа исполнительной власти на текущий год.

2. План гражданской обороны федерального органа исполнительной власти <6>.

--------------------------------

<6> Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28 "О гражданской обороне".

В соответствии со спецификой деятельности федерального органа исполнительной власти по решению руководителя гражданской обороны могут разрабатываться другие распорядительные, организационные и методические документы в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.