ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Введение

В "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, подчеркнуто, что решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях должно достигаться на основе "...повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения...".

Одним из значимых направлений повышения такой эффективности является развитие органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), органов управления государственных органов власти и организаций, не входящих в РСЧС за счет информатизации процессов предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий, управления силами и средствами и обеспечения межведомственного взаимодействия.

В рамках данного направления МЧС России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и заинтересованными организациями разработана Концепция построения и АПК "Безопасный город", которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р.

АПК "Безопасный город" - совокупность комплексов средств автоматизации (далее - КСА) существующих и перспективных федеральных, региональных, муниципальных и объектовых автоматизированных систем на местном уровне, объединенных для решения задач в сфере обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, а также взаимодействующих с ними автоматизированных систем в рамках единой региональной информационно-коммуникационной инфраструктуры <1>.

--------------------------------

<1> Концепция региональной информатизации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2769-р.

Целями внедрения и развития АПК "Безопасный город" является:

повышение готовности органов управления к выполнению возложенных задач;

повышение эффективности систем мониторинга и предупреждения чрезвычайных ситуаций, происшествий и правонарушений;

снижение количества чрезвычайных ситуаций, пожаров, правонарушений, гибели и травматизма людей;

максимизация социально-экономических эффектов.

Практическая реализация названных задач обеспечивается путем:

информатизации процессов управления муниципальными экстренными и коммунальными службами, организациями и предприятиями, решающими задачи по обеспечению природно-техногенной, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

построения сегментов АПК "Безопасный город" на базе существующей инфраструктуры и дальнейшего развития их функциональных и технических возможностей;

внедрения интеграционной платформы, реализованной на открытых протоколах, для всех автоматизированных систем, взаимодействующих в рамках АПК "Безопасный город", и разработанной с учетом специфики каждого конкретного муниципального образования;

разработки регламентов межведомственного взаимодействия и нормативной базы для эффективного функционирования всех сегментов АПК "Безопасный город".

Базовым уровнем как построения и реализации АПК "Безопасный город", так и уровнем единой межведомственной информационной среды является муниципальный район и городской округ.

Все АПК "Безопасный город" реализуются в муниципальных районах (городских округах) в строго регламентированном порядке в составе комплексной системы безопасности жизнедеятельности (далее - КСБЖ) субъекта Российской Федерации, как в организационном, так и в техническом и аппаратно-программном аспекте (Приложении N 1).

Рисунок (не приводится)

В целях реализации Концепции и в соответствии с "Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС)", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794, целесообразно АПК "Безопасный город" и его сегменты реализовывать на базе органа повседневного управления РСЧС в муниципальном районе и городском округе, которым является единая дежурно-диспетчерская служба (далее - ЕДДС).

Таким образом, АПК "Безопасный город" является инструментом ЕДДС в сфере организации управления силами и средствами РСЧС муниципального уровня.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 года N Пр-1175 и Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 года N РД-П4-3968 на МЧС России возложены функции главного координатора по вопросам внедрения и развития АПК "Безопасный город" в субъектах Российской Федерации, а также функции главного распорядителя бюджетных средств. Соисполнителями определены заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (МВД России, Минтранс России, Минздрав России, ФСБ России и др.).

В рамках АПК "Безопасный город" комплексная информатизация процессов функционирования ЕДДС во взаимодействии с местными и региональными дежурно-диспетчерскими службами должна обеспечить:

своевременное представление главе муниципального образования, руководителям местной администрации и других заинтересованных органов местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, любых кризисных ситуаций и происшествий (далее - ЧСиП) на территории муниципального образования, оперативную подготовку дежурно-диспетчерскими службами и доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧСиП;

включение органов местного самоуправления, а также муниципальных организаций и предприятий, выполняющих различные задачи по обеспечению безопасности жизнедеятельности, в единое информационное пространство антикризисного управления, эффективное вовлечение региональных управленческих кадров в процессы подготовки и принятия решений по предупреждению и ликвидации ЧСиП на муниципальном уровне;

улучшение качества принимаемых решений и планов на основе использования аналитических и количественных методов их оценки, многовариантности и оптимизации выбора рационального варианта;

многократность использования первичной информации, упорядочивание потоков информации, увеличение достоверности и полноты используемых данных на основе их регулярной актуализации по утвержденным регламентам;

повышение оперативности процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧСиП, сокращение общего времени на поиск, обработку, передачу и выдачу информации;

обеспечение организационно-методической, информационно-лингвистической и программно-технической совместимости сегментов, подсистем и компонентов АПК "Безопасный город".

2.2. Назначение и цели методических рекомендаций

Настоящие рекомендации предназначены для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Основными целями рекомендаций являются:

формирование методических основ для эффективного выполнения комплекса организационно-технических и практических мероприятий по построению и развитию АПК "Безопасный город" на территориях муниципальных образований и субъектов Российской Федерации в целом;

обеспечение унификации и стандартизации результатов выполняемых работ, осуществления единой научно-технической политики по построению и развитию АПК "Безопасный город";

снижение возможных финансовых затрат на построение и развитие АПК "Безопасный город".