Раздел I. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

Раздел I.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

1.1 Доклад по правоприменительной практике

В 2021 году проведена системная работа в ходе реформы контрольной (надзорной) деятельности, в рамках которой приняты ряд нормативных правовых актов.

Внесены предметные изменения в Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", переработано Положение о федеральном государственном пожарном надзоре (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 1016).

В рамках нового регулирования установлен предмет федерального государственного пожарного надзора, определены критерии и порядок отнесения объектов к определенной категории риска.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2169 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре" установлены ключевые показатели, необходимые для оценки результативности и эффективности деятельности МЧС России по указанному виду надзора.

Установленные ключевые показатели не зависят от количественных результатов проводимых проверок и будут учитывать реальную работу и достигнутые результаты на поднадзорных объектах.

Также в условиях развития риск-ориентированного подхода для организации внеплановых проверочных мероприятий приказом МЧС России от 07.06.2021 N 364 утвержден Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, являющихся основаниями для проведения внеплановых надзорных мероприятий.

В целях осуществления мониторинга контрольной (надзорной) деятельности, ее анализа, выявления проблем, возникающих при ее осуществлении, и определения причин их возникновения установлены индикативные показатели (приказ МЧС России от 23.07.2021 N 488 "Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного пожарного надзора").

Индикативные показатели используются при подготовке ежегодного доклада, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".

Реализуемый риск-ориентированный подход предполагает индивидуальное категорирование каждого конкретного здания, с учетом его пожарно-технических характеристик и добросовестности лиц, осуществляющих его использование.

Кроме того, теперь правообладатели объектов могут самостоятельно оценивать правомерность отнесения эксплуатируемых зданий и сооружений к соответствующей категории риска.

С учетом применения риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности на территории Российской Федерации зарегистрировано 2320411 объектов защиты, из них 1648347 объектов защиты подлежали плановым проверкам (19032 - объект категории чрезвычайно высокого риска, 118558 - объектов категории высокого риска, 396190 - объектов категории значительного риска, 315333 - объектов категории среднего риска и 799234 - объекта категории умеренного риска).

Вместе с тем, с учетом ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), в 2021 году проведено 227334 контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ) (плановых - 111889, внеплановых - 115445), в ходе которых выявлено 933188 нарушений требований пожарной безопасности.

По результатам проведенных мероприятий вручено 106680 предписаний об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Всего за отчетный период устранено 730114 нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении надзорных мероприятий.

Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются:

использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования;

нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;

неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;

нарушение правил эксплуатации систем отопления.

Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:

ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;

неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей;

ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.

Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, выделяются:

отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений;

выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости;

неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.

Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанных с необеспечением надлежащих условий тушения возможного пожара являются:

недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);

создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты;

ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.

Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:

незнание обязательных требований, низкая личная ответственность;

оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) с целью извлечения максимальной прибыли;

отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций.

Наряду с этим, в 2021 году реализован комплекс профилактических мероприятий.

Превентивные меры в рамках прохождения летнего пожароопасного сезона 2021 года осуществлялись в соответствии с задачами, поставленными решением Совета Безопасности Российской Федерации и поручениями Правительства Российской Федерации. Реализованный комплекс мер, направленных на защиту территорий населенных пунктов от угроз природных пожаров позволил устранить порядка 7 тыс. нарушений противопожарных требований.

Особое внимание уделено контролю установленного порядка выжигания сухой травянистой растительности.

В ходе данной работы выявлено и пресечено 49,5 тыс. неконтролируемых палов сухой растительности. Их количество в сравнении с 2020 годом сокращено практически на треть (с 67 тыс. в 2020 г. до 49,5 тыс. в 2021 г.), а выжиганий на землях сельхозназначения сокращено вдвое (с 6,3 тыс. в 2020 до 3,3 тыс. в 2021 г.).

22.12.2020 принят Федеральный закон N 454-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности".

Введенные определения "ландшафтный (природный) пожар" и "лесной пожар", позволили разграничить полномочия между соответствующими органами исполнительной власти при их тушении.

Федеральным законом N 454-ФЗ также предусмотрены изменения в части наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов, в том числе на межселенной территории, за границами городских и сельских населенных пунктов.

Кроме этого, предусмотрено уточнение оснований проведения органами государственного пожарного надзора внеплановых проверок в отношении органов местного самоуправления при введении особого противопожарного режима органом государственной власти.

Соответствующие проверочные мероприятия проводятся только в отношении населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, перечень которых утверждается соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с этим, разработаны и установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации критерии определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.

Дальнейшее развитие системы обучения мерам пожарной безопасности реализовано в 2021 году внесением изменений в статью 25 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

С 1 марта 2022 г. вступили в силу два базовых приказа определяющих новый порядок обучения лиц по программам противопожарного инструктажа, требования к содержанию указанных программ, а также требования к дополнительным профессиональным программам и категории лиц, проходящих обучение по ним.

Основное отличие заключается в отмене обучения по программам пожарно-технического минимума и получения образования по дополнительном профессиональным программам.

Контроль за реализацией положений указанного приказа будет осуществляться в рамках федерального государственного пожарного надзора за исполнением пунктов 3 и 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, которыми устанавливаются: требования по допуску лиц к работе только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности, необходимость обучения по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования, обязанность руководителя организации по установлению порядка обучения лиц мерам пожарной безопасности в организации.

Дополнительные профессиональные программы, разрабатываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, согласованию с органами ГПН не подлежат. Федеральный государственный контроль за образовательными организациями осуществляется органами Рособрнадзора.

Нами проведено обобщение поступающих обращений по вопросам применения указанных приказов. Соответствующие разъяснения размещены на официальном Интернет-сайте МЧС России (22 декабря 2021 года N ИВ-19-1999).

Наиболее частые вопросы правоприменения законодательства в области пожарной безопасности и ответы на них приведены в Таблице 1.

1.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения
законодательства в области пожарной безопасности

Таблица 1

N п/п
Содержание вопроса
Содержание ответа
1.
В каких случаях и при каких обстоятельствах допускается отсрочка исполнения решений органов государственного пожарного надзора
Отсрочка исполнения решений органов государственного пожарного надзора осуществляется в порядке статьи 93 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), в рамках досудебного обжалования решений.
Досудебное обжалование решений должностных лиц надзорных органов МЧС России осуществляется в соответствии с положением Федерального закона N 248-ФЗ и Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Подаваемая жалоба должна быть подписана электронной подписью.
Одновременно, в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемым лицом представляются фактические доказательства, подтверждающие обстоятельства, вследствие которых исполнение предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в установленные сроки не представляется возможным.
Срок подачи обращения о предоставлении отсрочки исполнения решений органов государственного пожарного надзора законодательством не установлен.
С 10.03.2022 изменен порядок организации и осуществления контрольных (надзорных) мероприятий в том числе, контроля сроков исполнения выданных предписаний об устранении выявленных обязательных нарушений.
Так, в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в случае, если предписание об устранении выявленных обязательных нарушений выдано контролируемому лицу до 10.03.2022 и срок устранения истекает после 10.03.2022, исполнение продлевается на 90 календарных дней без ходатайств (заявлений).
2.
Участие органов государственного пожарного надзора в комиссиях о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) предметом государственной функции, связанной с осуществлением федерального государственного пожарного надзора является соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности.
При этом в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и статьей 34 Федерального закона N 69-ФЗ государственному контролю (надзору) подлежат объекты, находящиеся во владении граждан и организаций за исключением жилых помещений.
Основания, периодичность и порядок контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых органами государственного пожарного надзора регламентированы положениями Федерального закона N 248-ФЗ и Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1, 4 и 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение), устанавливаются требования к оценке и обследованию жилых помещений, предназначенных для проживания граждан.
Пунктом 5 Положения установлено, что под жилым помещением понимается: индивидуальный жилой дом, квартира в многоквартирном жилом доме, а также комната в квартире. Аналогичные критерии закреплены в статье 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разделом IV Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения проверяется его фактическое состояние требованиям установленным Разделом II Положения.
В соответствии со статьей 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с требованиями проектной документации. В рамках эксплуатации здания проводятся эксплуатационный контроль и техническое обслуживание.
В рамках эксплуатационного контроля проводится мониторинг состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения и содержит аналогичный ряд вопросов, установленных разделами II и IV Положения.
Учитывая изложенное, должностные лица органов государственного пожарного надзора не наделены правом проведения обследований и оценки соответствия жилых помещений требованиям, установленным Положением.
В свою очередь, состав комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, учитывал положения федерального законодательства Российской Федерации до 2007 года, в соответствии с которыми должностные лица органов государственного пожарного надзора участвовали с правом решающего голоса в работе комиссий по выбору площадок (трасс) строительства, а также комиссий по приемке завершенных строительством (реконструкцией) объектов.
Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения, в результате которых надзорные органы МЧС России исключены из состава указанных комиссий.
3.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 3 к приказу МЧС России N 806 лицо прошло обучение по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности.
Нужно ли ему проходить обучение по дополнительной программе - программе повышения квалификации, если его деятельность подпадает под категории лиц, установленных пунктом 1 приложения N 3 к приказу МЧС России N 806?
Приказом МЧС России от 18.11.2021 N 806 определены категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации.
Обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации в области пожарной безопасности проводится в целях совершенствования и (или) получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации с периодичностью, установленной законодательством об образовании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Для лиц, приступающих к осуществлению трудовой деятельности с 1 марта 2022 г., периодичность обучения по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации в области пожарной безопасности устанавливает непосредственно руководитель организации в соответствии с пожарной, взрывопожарной опасностью объекта защиты в определяемом им в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к приказу МЧС России N 806 порядке обучения мерам пожарной безопасности в организации.
4.
Как реализуются меры пожарной безопасности населенных пунктов
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности. Согласно статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ к мерам пожарной безопасности отнесены действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В порядке части 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность муниципальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого закона.
Статьей 63 Федерального N 123-ФЗ и статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования, а также обеспечение первичных мер в границах муниципального образования и вопросы градостроительной деятельности по разработке и осуществлению мероприятий обеспечения пожарной безопасности, которые предусматриваются в планах и программах развития территории, разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Согласно статье 1 Федерального закона N 69-ФЗ, под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Разделом II Федерального закона N 123-ФЗ устанавливаются требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов, а также требования пожарной безопасности при осуществлении градостроительной деятельности. Согласно указанного раздела планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, в том числе противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями, обеспечивающими нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.
В свою очередь, в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории, при этом проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
На основании вышеизложенного, реализация мер пожарной безопасности населенных пунктов, в том числе обеспечения нераспространения пожара устройством разрывов отнесена к компетенции органов местного самоуправления.
5.
Досудебное обжалование решений должностных лиц надзорных органов МЧС России субъектами малого и среднего предпринимательства
Досудебное обжалование решений должностных лиц надзорных органов МЧС России осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение).
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Подаваемая жалоба должна быть подписана электронной подписью.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесения изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также требованиями пункта 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, отнесение юридического лица к субъектам малого предпринимательства после формирования плана не является основанием для исключения проверки из ежегодного плана плановых проверок.
Вместе с тем, в целях соблюдения прав субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и в случае подтверждения отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства, проводимое контрольное (надзорное) мероприятие прекращается в установленном порядке.
6.
Вопросы организации и осуществления надзора за обучением мерам пожарной безопасности
Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ, внесшим изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 31.07.2020 N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", предусмотрено дальнейшее развитие системы обучения мерам пожарной безопасности посредством внесения изменений в статью 25 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и статью 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Основное изменение процесса обучения мерам пожарной безопасности заключается в том, что лица с целью исполнения ими обязанностей, связанных с обеспечением пожарной безопасности на объекте надзора, вместо обучения по программам пожарно-технического минимума с отрывом от производства получают дополнительное профессиональное образование в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании посредством повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
В рамках приведения системы обучения мерам пожарной безопасности в соответствие с законодательством об образовании и законодательством о пожарной безопасности МЧС России в 2021 году утверждены два приказа.
Приказ МЧС России от 18.11.2021 N 806 отменяет действующий в настоящее время приказ МЧС России от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (далее - приказ МЧС России N 645) и определяет порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требования к содержанию указанных программ и категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности.
Приказ учитывает положения пунктов 3 и 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, которыми устанавливаются требования по допуску лиц к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности, необходимость обучения лиц мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования, обязанность руководителя организации по установлению порядка и сроков обучения лиц мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации, а также право руководителя организации назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте.
Новеллами Приказа обеспечивается возможность обучения в электронной форме с применением дистанционных образовательных технологий, что позволяет снизить время отрыва от работы обучаемых и значительно уменьшить затраты организаций на обучение.
Сетевая форма обучения обеспечивает возможность выбора организации, предоставляющей образовательные услуги в области пожарной безопасности, с учетом временного и ценового преимущества для теоретической и практической частей образовательного процесса.
Контроль за реализацией положений Приказа осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора за исполнением пунктов 3 и 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 25 ноября 2021 г. регистрационный N 65974 и вступил в силу с 1 марта 2022 года.
Наряду с этим реализуемые в настоящее время примерные специальные программы обучения пожарно-техническому минимуму, приведенные в приказе МЧС России N 645, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 11.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и переработкой в его развитие национальных стандартов, сводов правил, иных документов, содержащих требования пожарной безопасности, содержательно устарели и не отвечают современному уровню знаний в области пожарной безопасности.
С целью создания методологической основы, обеспечения единообразия подходов к составлению дополнительных профессиональных программ, устранению возможности оказания образовательных услуг в этой области ненадлежащего качества часть 7 статьи 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" дополнена пунктом 8, устанавливающим требование по утверждению МЧС России типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности.
В порядке реализации указанной нормы утвержден приказ МЧС России от 05.09.2021 N 596 об утверждении таких программ.
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в субъектах Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации через переданные Российской Федерацией полномочия по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере образования.
Приказ зарегистрирован в Минюсте России 5 сентября 2021 г. регистрационный N 65408 и вступил в силу с 1 марта 2022 года.
7.
Вопросы оценки готовности образовательных организаций к новому учебному году
Органы государственного пожарного надзора осуществляют контрольные (надзорные) мероприятия с учетом риска причинения вреда охраняемым законом ценностям с соответствующей периодичностью, установленной Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290.
При выявлении нарушений требований пожарной безопасности надзорные органы МЧС России осуществляют выдачу контролируемым лицам предписаний об их устранении, содержащих конкретные сведения о противопожарных мероприятиях и сроках их выполнения.
Кроме этого должностные лица органов государственного пожарного надзора в обязательном порядке проводят профилактические визиты в отношении объектов образования перед началом их деятельности.
Вместе с тем в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006, МЧС России принимает участие в комиссионной работе по обследованию и категорированию объектов (территорий).
По результатам проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории), в том числе с указанием наличия систем противопожарной защиты и первичных средств пожаротушения объекта.
Дополнительно на объектах образования проводятся контрольные (надзорные) мероприятия по требованию прокурора. Также должностные лица МЧС России привлекаются в качестве специалистов органами прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора.
С учетом складывающейся экономической ситуации в стране, а также особенностями организации и осуществления в 2022 году контрольно-надзорной деятельности, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336, допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий в рамках федерального государственного пожарного надзора в отношении объектов дошкольного и начального общего образования, а также основного общего и среднего (полного) общего образования, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков.
Одновременно территориальными органами МЧС России ежегодно перед началом учебного года в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляется актуальная информация о текущем состоянии пожарной безопасности объектов образования для принятия решений и мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
С учетом изложенного, работу по оценке готовности организаций к новому учебному году в области пожарной безопасности предлагается осуществлять в рамках межведомственного электронного взаимодействия, о чем ранее информировалось Минпросвещения России письмами от 09.12.2020 N 43-8996-19, от 03.11.2021 N 43-6587-11 и от 01.02.2022 N 43-477-19.
8.
Вопрос получения заключений при лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта
Федеральным законом от 26.03.2022 N 74-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ, исключающие положения о необходимости получения заключений о соответствии объектов требованиям пожарной безопасности при лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
9.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года, а также несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора, размещен на официальном сайте МЧС России.
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 4 Технического регламента к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, утвержден приказом Росстандарта от 14.07.2020 N 1190.
10.
Порядок представления (регистрации) и форма декларации пожарной безопасности.
Порядок представления (регистрации) и форма декларации пожарной безопасности определены положениями Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171.
Декларация пожарной безопасности составляется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности, действующих на момент ее представления в органы государственного пожарного надзора, с учетом положений, предусмотренных частью 4 статьи 4 Технического регламента.
11.
Внесение изменений в декларацию пожарной безопасности в связи с принятием Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Внесение изменений в декларацию пожарной безопасности, зарегистрированную в установленном порядке, в связи с вступлением в силу новых нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности не требуется до момента ее корректировки в соответствии с положениями части 3 статьи 64 Технического регламента.

1.3. Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам
по соблюдению требований пожарной безопасности

1. При заключении договоров аренды рекомендуется в тексте договора разграничить ответственность арендодателя и арендатора по соблюдению требований пожарной безопасности, при использовании передаваемого в аренду имущества. Определить конкретные права и обязанности при эксплуатации систем противопожарной защиты, а также соблюдения установленных правил противопожарного режима, в том числе соблюдения требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

2. Перед заключением договора аренды, проведением перепланировки или реконструкции здания (помещения) рекомендуется проконсультироваться в органе ФГПН по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности при осуществлении конкретного вида деятельности в занимаемых зданиях (помещениях).

3. При заключении договоров на обслуживание противопожарных систем на объекте защиты рекомендуется обратить особое внимание на составление графиков проведения обслуживания с учетом периодичности, установленной требованиями пожарной безопасности. Кроме этого, в обязательном порядке предусматривать разумные сроки для проведения восстановительных работ соответствующих систем при обнаруженных недостатках в их работе.

4. В случае работы на предприятии подрядных организаций в обязательном порядке определите конкретную ответственность за обеспечение пожарной безопасности (от проведения первоначального инструктажа по мерам безопасности, финансовой ответственности за нарушение требований пожарной безопасности).

5. В случае невозможности определить качество работ по проектированию, монтажу или эксплуатации систем пожарной безопасности, (автоматическая пожарная сигнализация, система автоматического пожаротушения, система оповещения о пожаре, система противопожарного водопровода), а также проведенного расчета пожарного риска рекомендуется обратиться в компетентную организацию, где вам окажут квалифицированную помощь.

6. При осуществлении деятельности рекомендуется застраховать имущество от возможного пожара.

1.4. Доклад с руководством по соблюдению
обязательных требований

В 2021 году продолжено реформирование системы нормирования в области пожарной безопасности.

В указанных целях, МЧС России проведен анализ всех нормативных правовых актов и нормативных документов, устанавливающих требования в области пожарной безопасности.

В настоящее время к рассмотрению во втором чтении в Государственной Думе Российской Федерации подготовлен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" направленный на систематизацию обязательных требований пожарной безопасности, расширение условий соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе при использовании различных расчетных обоснований.

Законопроектом в части систематизации обязательных требований исключаются устаревшие, избыточные и дублирующие требования пожарной безопасности, включая требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, установленные техническим регламентом Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" (ТР ЕАЭС 043/2017), принятым Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 40, а также требования к средствам индивидуальной защиты органов дыхания и зрения, используемых гражданами при пожаре, установленные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011), принятым Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878.

Законопроект также направлен на установление единообразного понимания порядка дублирования сигнала о пожаре, в части возможности использования различных каналов связи для систем передачи извещений о пожаре, прошедших в установленном порядке процедуру подтверждения соответствия. При этом выполнение функции передачи извещения о пожаре в автоматическом режиме исключает человеческий фактор.

Положения законопроекта также демонополизируют рынок указанных услуг, конкретизируют способ передачи сигнала, при этом введение новых и изменение существующих обязанностей и ограничений для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности не предусматривается.

Одновременно, в рамках завершившейся в 2021 году работы по реализаций механизма "регуляторной гильотины", приняты постановление Правительства Российской Федерации от 01.09.2021 N 1464 "Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре", а также приказы МЧС России от 05.09.2021 N 596 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности" и от 18.11.2021 N 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности".

Также не остается без внимания вопрос разработки и переработки действующих сводов правил по пожарной безопасности. Работа направлена, в том числе на исключение устаревших, избыточных и дублирующих требований, а также на приведение положений сводов правил в соответствие с последними достижениями науки и техники. При этом учитываются обращения, поступающие от бизнес-сообществ, проектных, строительно-монтажных, экспертных организаций и граждан.

За период 2019 - 2021 годов Министерством разработаны 15 сводов правил и изменений к ним, из которых 12 утверждены приказами МЧС России в 2020 году, 3 свода правил в 2021 году.

В частности, в полном объеме переработаны своды правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", СП 2.13130 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты. Требования пожарной безопасности", СП 6.13130 "Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности", СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", СП 10.13130 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности". Откорректированы СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты" и СП 7.13130 "Отопление, вентиляция и кондиционирование".

Отдельно стоит отметить СП 484.1311500 "Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования", СП 485.1311500 "Системы противопожарной защиты. Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" и СП 486.1311500 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации", и принятые МЧС России в 2020 году взамен переработанного в полном объеме СП 5.13130 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования".

Изданы новые своды правил СП 455.1311500 "Блок начальных классов с дошкольным отделением в составе общеобразовательных организаций. Требования пожарной безопасности", СП 456.1311500 "Многофункциональные здания. Требования пожарной безопасности" и "Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности" и СП 505.1311500 "Расчет пожарного риска. Требования к оформлению", СП 506.1311500 "Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности".

Совместно с Минстроем России, проведена работа по исключению требований пожарной безопасности из Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2021 N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985" вступило в силу с 1 сентября 2021 года.

Кроме того, в рамках реализации дорожных карт, утвержденных Правительством Российской Федерации, продолжается работа по установлению комплекса требований пожарной безопасности в части: развития "зеленой энергетики"; инфраструктуры электро- и водородомобилей; рынка малотоннажного сжиженного природного газа; атомной энергетики; деревянного домостроения жилого и общественного назначения.

Как видно, объем проделанной и проводимой работы в области технического регулирования и стандартизации колоссальный, что во многом обусловлено развитием технологий и науки, возникновением новых вызовов экспертному и научному сообществу.