МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ПИСЬМО
от 11 октября 2000 г. N НФ/11986
В МАП России поступает большое количество обращений граждан и писем территориальных управлений с просьбой дать правовую оценку договорам на приобретение жилья, при заключении которых потребители вводятся в заблуждение относительно характера договора, в результате чего не получают должной правовой защиты своих прав при ненадлежащем исполнении договора хозяйствующим субъектом.
Как правило, на практике эти договоры называются договорами о долевом участии в строительстве, о совместной деятельности, инвестировании и т.п. Суды в таких случаях нередко не признают граждан потребителями и, соответственно, не применяют законодательство о защите прав потребителей при рассмотрении дел, вытекающих из таких договоров.
МАП России неоднократно разъяснял свою позицию по данному вопросу. Несмотря на название договора, наименования сторон, такие договоры, как правило, оформляют отношения сторон по передаче товара (квартиры), выполнению работ (строительства жилья) или оказанию услуг (по поиску подрядчика, продавца, оформлению квартиры в собственность и т.д.) или содержат смешанные условия разных договоров.
Заключая такие договоры, граждане, безусловно, преследуют исключительно личные и бытовые цели приобретения жилья, а не ведения совместной деятельности или инвестирования своих средств. Соответственно, отношения, вытекающие из таких договоров, регулируются законодательством о защите прав потребителей.
В целях обеспечения защиты прав потребителей при заключении и исполнении указанных договоров МАП России поручает в ноябре 2000 г. - декабре 2000 г.:
провести кампанию по широкому оповещению позиции Министерства по рассматриваемому вопросу в средствах массовой информации, разъяснению прав потребителей, исходя из специфики заключаемых договоров, особое внимание обращая на необходимость внимательного изучения условий договора, обращения за юридической помощью до и в момент его заключения;
осуществить проверку стандартных форм договоров хозяйствующих субъектов (1 - 3 организации) и приведение их в соответствие с законодательством в добровольном порядке;
обращаться в суды с исками в защиту неопределенного круга потребителей о признании действий организаций по заключению таких договоров вводящими в заблуждение потребителей относительно предмета договора и вытекающих из него прав и обязанностей сторон и соответственно нарушающими права потребителей;
организовать информирование населения и хозяйствующих субъектов через средства массовой информации о проделанной работе (о проводимых проверках, выявленных нарушениях, принятых мерах, направленных на защиту прав потребителей).
Информацию о результатах проделанной работы включить в отчет территориального управления за 2000 год.
Н.Е.ФОНАРЕВА