Статья 8 КВВТ РФ. Содержание внутренних водных путей
1. Содержание внутренних водных путей, заключающееся в содержании судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов), проведении работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, содержании судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием судовых ходов работ), содержании инфраструктуры внутренних водных путей, организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также из других не запрещенных законом источников.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации вправе участвовать в софинансировании расходных обязательств Российской Федерации в части содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях федерального значения, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, и осуществлять финансирование содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, в порядке, определенном соглашением между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, и высшим исполнительным органом соответствующего субъекта Российской Федерации, путем предоставления субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.
2. Содержание судовых ходов на подходах к портам или причалам, не являющимся портами или причалами общего пользования, и пунктам отстоя, а также проведение работ по устройству и содержанию рейдов в этих портах осуществляется за счет владельцев этих портов или причалов и пунктов отстоя.
Содержание судовых ходов в зависимости от установленной категории внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений осуществляется в соответствии с правилами содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Нормативы финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений утверждаются Правительством Российской Федерации.
3. Работы по содержанию внутренних водных путей осуществляются без специальных разрешений и согласования.
Комментарий к статье 8 КВВТ РФ
1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет условия финансирования содержания внутренних водных путей.
Содержание внутренних водных путей включает в себя следующую деятельность:
- содержание судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов). В рамках подобной деятельности проводятся дноочистительные, выправительные и другие работы.
Дноочистительные работы включают в себя обследование водного пути и отыскание подводных препятствий, обозначение подводных препятствий, находящихся на судовом ходу или прилегающих к нему полосах русла, извлечение подводных препятствий из воды, удаление подводных препятствий в такое место, откуда они не могут быть смыты водой или вынесены ледоходом в реку.
Выправительные работы являются одним из способов улучшения судоходных рек, основанным на принципе использования энергии речного потока, и совместно с другими видами путевых работ должны обеспечивать создание устойчивой в течение длительного времени и удобной для судовождения судоходной трассы;
- проведение работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования (об остальных см. комментарий к п. 2 настоящей статьи);
- содержание судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием судовых ходов работ);
- содержание инфраструктуры внутренних водных путей - объектов, обеспечивающих судоходство по внутренним водным путям и включающих в себя, в частности, судоходные гидротехнические сооружения, маяки, рейды, пункты отстоя судов технического флота и другие объекты (см. комментарий к ст. 3);
- организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта.
Все эти виды деятельности объединяет общая цель - обеспечение безопасности судоходства. По своей юридической природе это меры поддержания и улучшения условий, необходимых для судоходства, в том числе обеспечения безопасности судоходства.
Финансирование содержания водных путей должно производиться за счет:
- средств федерального бюджета. В соответствии с ч. 1 ст. 13 БК федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ;
- доходов от собственной деятельности администрации бассейна внутренних водных путей;
- других не запрещенных законом источников.
Правило о том, что финансирование содержания водных путей осуществляется именно за счет средств федерального бюджета и является расходным обязательством Российской Федерации связано с тем, что внутренние водные пути находятся в федеральной собственности.
Однако комментируемая статья предусматривает возможность участия субъектов РФ в финансировании содержания водных путей за счет средств бюджетов субъектов РФ. Предусмотрены два варианта в зависимости от значения водного пути:
1) субъекты РФ вправе участвовать в софинансировании расходных обязательств Российской Федерации в части содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях федерального значения, расположенных в границах субъекта РФ;
2) субъекты РФ вправе осуществлять финансирование содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта РФ.
Порядок участия субъектов РФ в финансировании содержания водных путей определяется соглашением между Росморречфлотом и высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта РФ.
Такое участие возможно в форме субсидий федеральному бюджету из бюджетов субъектов РФ. Субсидиями бюджета субъекта РФ федеральному бюджету являются денежные средства соответствующего бюджета, имеющие целевое предназначение для содержания судовых ходов и инфраструктуры внутренних водных путей регионального значения, расположенных в границах соответствующего субъекта РФ.
Определение в п. 1 комментируемой статьи источников финансирования для проведения работ по содержанию внутренних водных путей не означает снятие с владельцев соответствующих объектов обязанности по обеспечению их безопасности. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 56 КВВТ владельцы причалов портов должны обеспечить безопасные подходы для судов, безопасную стоянку судов у таких причалов. Пунктом 2 ст. 9 КВВТ предусмотрено, что владельцы сооружений на внутренних водных путях обязаны за свой счет устанавливать навигационные огни и знаки, другое оборудование и обеспечивать их действие в целях безопасности судоходства. Эти требования должны исполняться независимо от источника финансирования работ по содержанию внутренних водных путей, определенных в комментируемой статье. Это подтверждает и судебная практика (см. Определение Верховного Суда РФ от 2 декабря 2015 г. N 302-КГ15-15052 по делу N А58-6198/2014).
2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет то, за кем закреплены обязанности по содержанию судовых ходов на подходах к портам или причалам, не являющимся портами или причалами общего пользования, и пунктам отстоя, а также по проведению работ по устройству и содержанию рейдов в таких портах.
Эти обязанности владельцы портов, причалов или пунктов отстоя должны осуществлять за свой счет.
На Минтранс возлагается обязанность разработки и принятия правил содержания судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений, а также определения категорий внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений. Проект таких правил разработан Минтрансом и внесен на обсуждение 26 сентября 2017 г. <31>
--------------------------------
<31> URL: https://regulation.gov.ru/p/60628 (дата обращения: 1 марта 2019 г.).
В соответствии с представленным проектом внутренние водные пути по условиям обеспечения безопасности судоходства должны подразделяться на 7 категорий:
- с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой навигационной обстановкой;
- с гарантированными габаритами судовых ходов и со светоотражающей навигационной обстановкой;
- с гарантированными габаритами судовых ходов и с неосвещаемой навигационной обстановкой;
- без гарантированных габаритов судовых ходов и с освещаемой навигационной обстановкой;
- без гарантированных габаритов судовых ходов и со светоотражающей навигационной обстановкой;
- без гарантированных габаритов судовых ходов и с неосвещаемой навигационной обстановкой;
- без гарантированных габаритов судовых ходов и без навигационной обстановки.
Такие же категории внутренних водных путей выделяет и действующее Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2014 г. N 1295 "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений".
Гарантированные габариты судовых ходов, служащие критерием определения категории внутренних водных путей, устанавливаются на участках внутренних водных путей, на которых возможно определение проектных уровней воды по гидрологическим постам при продолжительности навигации более 30 суток. К таким участкам относятся:
- судоходные каналы и (или) шлюзованные системы;
- участки внутренних водных путей, по которым осуществляется судоходство между смежными бассейнами внутренних водных путей;
- участки внутренних водных путей, через которые осуществляется выход во внутренние морские воды;
- участки внутренних водных путей, по которым осуществляется перевозка пассажиров на социально значимых транспортных маршрутах;
- участки внутренних водных путей, по которым осуществляется перевозка пассажиров на судах, следующих по расписанию;
- участки внутренних водных путей, по которым обеспечивается завоз топливно-энергетических ресурсов, продовольственных товаров и продукции производственно-технического назначения, осуществляемый в рамках государственных закупок, в населенные пункты, расположенные в удаленных и труднодоступных регионах РФ;
- участки внутренних водных путей, по которым осуществляется подход к речным портам, судостроительным и судоремонтным предприятиям, убежищам, укрытиям и пунктам отстоя флота;
- участки внутренних водных путей, по которым осуществляется подход к причалам общего пользования;
- участки внутренних водных путей, по которым осуществляется перевозка грузов при строительстве крупных промышленных объектов.
Участки внутренних водных путей, которые не относятся к приведенным категориям, содержатся без гарантированных габаритов судовых ходов.
Содержание судовых ходов и судоходных гидротехнических сооружений должно соответствовать требованиям категории внутренних водных путей.
3. Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает важное правило о том, что работы по содержанию внутренних водных путей осуществляются без специальных разрешений и согласования с какими-либо органами государственной власти.
В судебной практике подчеркивается, что работы по содержанию судовых ходов не могут расцениваться как добыча полезных ископаемых, деятельность по недропользованию. Законодательством о недрах они не регулируются. В региональной правотворческой практике подобный подход встречался, что вызвало необходимость оспаривания региональных актов в судах.
Пример: Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 16 марта 2007 г. ГС N 2119-Ш было утверждено Положение о порядке пользования участками недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, на территории Республики Саха (Якутия). Подпунктом 1 п. 4 раздела 4 названного Положения предусмотрено, что не требуется оформления лицензии на пользование участком недр при сооружении и эксплуатации судовых ходов.
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании приведенных нормативных положений противоречащими федеральному законодательству и недействующими, сославшись на то, что они противоречат федеральному законодательству, приняты с превышением полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 января 2008 г. заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено.
При рассмотрении кассационной жалобы Верховный Суд РФ отметил, что сооружение и эксплуатация судовых ходов, проведение дноуглубительных, землечерпательных работ на участках недр, расположенных на дне водоемов, имеют цель - обеспечение безопасности судоходства, а не использование недр для добычи полезных ископаемых. Дноуглубительные работы, хотя и связаны непосредственно с извлечением естественных грунтов, в том числе песка и песчано-гравийной смеси, не могут расцениваться как добыча полезных ископаемых, так как осуществляются всего лишь с использованием самого дна реки и без цели достижения глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Поэтому рассматриваемое Положение в части оспариваемых норм противоречит федеральному законодательству, поскольку принято с превышением полномочий органов государственной власти субъекта РФ (см. Определение Верховного Суда РФ от 9 апреля 2008 г. по делу N 74-Г08-18).
В Алтайском крае тоже имели место попытки признания деятельности по сооружению и эксплуатации судовых ходов, проведению дноуглубительных, землечерпательных работ на участках недр, расположенных на дне водоемов, разновидностью пользования недрами. Суд аналогично признал это незаконным.
Пример: ФБУ "Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" обратилось в Алтайский краевой суд с заявлением о признании ч. 2 ст. 15 Закона Алтайского края от 27 декабря 2008 г. N 137-ЗС "О недропользовании на территории Алтайского края" недействующей, ссылаясь на противоречие этой региональной нормы в том числе ст. 8 КВВТ. В обоснование своих требований заявитель указывал, что сооружение и эксплуатация судовых ходов, проведение дноуглубительных, землечерпательных работ на участках недр, расположенных на дне водоемов, имеют цель - обеспечение безопасности судоходства, а не использование недр для добычи полезных ископаемых. Добыча песка является неотъемлемой частью технологического процесса, а не результатом недропользования.
Решением Алтайского краевого суда от 8 июня 2012 г. заявление ФБУ "Обское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" удовлетворено. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда не нашла оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Судебная коллегия разъяснила следующее: путевые работы (дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы по устройству и содержанию средств навигационного оборудования на внутренних водных путях), будучи по своей юридической природе мерами поддержания и улучшения условий, необходимых для судоходства, в том числе обеспечения безопасности судоходства, не могут рассматриваться пользованием недрами в смысле ст. 6 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", требующим оформления специального государственного разрешения в виде лицензии.
Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности, а не законодательства в области недропользования (см. Определение Верховного Суда РФ от 5 сентября 2012 г. по делу N 51-АПГ12-10).
Т.А. Диканова, А.Н. Жеребцов, А.И. Бондарев, С.Н. Зайкова, А.В. Сивопляс, Н.А. Темникова, С.В. Ротко, Н.Ю. Чернусь, В.В. Ястребов, М.А. Беляев, Д.А. Подолян, Д.А. Тимошенко
"КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 7 МАРТА 2001 Г. № 24-ФЗ"
2019 год