КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 1996 г. N 15-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 20 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН" В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ
СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО
СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего В.Д. Зорькина, судей Э.М. Аметистова, Н.Т. Ведерникова, Ю.М. Данилова, В.О. Лучина, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой,

с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный Суд Российской Федерации, - судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Ф.Ф. Мухаметова,

руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 101, 102 и 104 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности отдельных положений статьи 20 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан".

Поводом к рассмотрению дела явился запрос Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан о проверке конституционности отдельных положений Закона Республики Башкортостан "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан".

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем нормы.

Заслушав сообщение судьи - докладчика Ю.М. Данилова, объяснения представителя стороны, обратившейся с запросом, исследовав имеющиеся документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

установил:

1. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан 21 февраля 1995 года рассмотрела дело по жалобе гражданина М.З. Гайсина на решение Татышлинской окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Палаты Представителей Государственного Собрания Республики Башкортостан, а также на действия председателя Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан В.Н. Косенко. Судебная коллегия отменила решение окружной избирательной комиссии и обязала ее зарегистрировать гражданина М.З. Гайсина в качестве кандидата в депутаты, а действия председателя Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан признала не основанными на законе.

Решение суда было исполнено, гражданин М.З. Гайсин зарегистрирован и участвовал в выборах, состоявшихся в марте 1995 года, в качестве кандидата в депутаты.

При рассмотрении дела в Верховном Суде Республики Башкортостан подлежали применению положения статьи 20 Закона Республики Башкортостан "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан", предусматривающие в виде необходимых условий для регистрации кандидата в депутаты сбор в его поддержку подписей избирателей соответствующего округа в количестве не менее 5 процентов от общего числа избирателей округа (пункт 2), обязательность проведения общего собрания избирателей для выдвижения кандидата в депутаты, а также представление протокола (выписки из протокола) общего собрания избирателей вместе со списком не менее 100 человек, проголосовавших за выдвижение кандидата в депутаты (подпункт "б" части первой пункта 4).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан обратилась в Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку полагает, что указанные нормы устанавливают ряд условий для регистрации кандидата в депутаты, которые противоречат соответствующим положениям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" и тем самым ущемляют избирательные права граждан, предусмотренные статьей 32 Конституции Российской Федерации.

2. Право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти принадлежит к основным правам и свободам и в качестве такового признается и гарантируется в Российской Федерации (статьи 17 и 32 Конституции Российской Федерации).

Регулирование прав и свобод человека и гражданина Конституцией Российской Федерации отнесено к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "в"), а их защита - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б" части 1). Одним из способов такой защиты является законодательное закрепление гарантий реализации гражданами их конституционных прав и свобод, осуществленное, в частности, в Федеральном законе от 6 декабря 1994 года "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации либо по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, правовой акт субъекта Российской Федерации, регулирующий вопросы осуществления избирательных прав граждан, не должен противоречить Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

Вместе с тем в силу части третьей статьи 1 названного Федерального закона субъект Российской Федерации вправе наряду с основными гарантиями избирательных прав граждан, закрепленными данным Федеральным законом, установить в своем законе дополнительные гарантии этих прав.

3. Часть первая статьи 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" определяет, что количество подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты и порядок их сбора устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом в качестве общего правила закрепляется, что максимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты, не может превышать два процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа. В противоречие с данными положениями Федерального закона пункт 2 статьи 20 Закона Республики Башкортостан "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан" требует для регистрации кандидатов в депутаты сбора подписей в количестве не менее пяти процентов от общего числа избирателей округа.

Часть первая статьи 20 названного Федерального закона предусматривает, что кандидаты в депутаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу; одновременно в избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата. Сбор подписей избирателей под заявлением кандидата о его выдвижении, согласно части первой статьи 19 Федерального закона, проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства, а инициатива сбора подписей, согласно части третьей той же статьи, может исходить от любого избирателя (избирателей), т.е. даже от одного.

Закон Республики Башкортостан (подпункт "б" части первой пункта 4 статьи 20) помимо этого требует для регистрации кандидата в депутаты обязательного представления в окружную избирательную комиссию группой избирателей протокола (выписки из протокола) общего собрания избирателей по месту жительства, работы или учебы и заверенного в установленном порядке списка не менее 100 человек, проголосовавших за выдвижение кандидата в депутаты, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, номера и серии паспорта или иного заменяющего его удостоверения личности.

Таким образом, названные положения статьи 20 Закона Республики Башкортостан "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан" вводят дополнительные по сравнению с федеральным законом требования, ограничивающие для граждан, проживающих на территории Республики Башкортостан, предусмотренное статьей 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Завысив требование к количеству подписей избирателей, необходимому для регистрации кандидата в депутаты, а также усложнив процедуру их сбора, республиканский закон поставил граждан Башкортостана в неравные условия с гражданами других субъектов Российской Федерации при осуществлении ими избирательных прав, что не соответствует также статье 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в том числе, и от места жительства.

Оспариваемые нормы Закона Республики Башкортостан не согласуются и с положениями статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, а ограничения прав и свобод могут быть установлены лишь федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Закон "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан" был принят Верховным Судом Республики Башкортостан 13 октября 1994 года, когда федерального закона об основных гарантиях избирательных прав граждан не существовало. Такой Федеральный закон был принят Государственной Думой 26 октября 1994 года, одобрен Советом Федерации 16 ноября 1994 года и подписан Президентом Российской Федерации 6 декабря 1994 года.

Отсутствие федерального закона не препятствовало Республике Башкортостан урегулировать порядок выборов депутатов Государственного Собрания собственным законом, что вытекает из природы совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Однако с принятием Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" субъект Российской Федерации должен привести свою законодательную базу в соответствие с ним (статья 76, части 2 и 5 Конституции Российской Федерации). Между тем необходимые изменения в Закон Республики Башкортостан "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан" до настоящего времени не внесены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 72, 74 и 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

постановил:

1. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 32 (часть 2), 55 (части 2 и 3), 76 (части 2 и 5), следующие положения статьи 20 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года "О выборах депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан":

положение пункта 2, согласно которому для регистрации в избирательном округе кандидата в депутаты требуется собрать в его поддержку подписи не менее 5 процентов от общего числа избирателей округа;

положение подпункта "б" части первой пункта 4, согласно которому для регистрации в избирательном округе кандидата в депутаты в окружную избирательную комиссию представляются протокол (выписка из протокола) общего собрания избирателей и заверенный список не менее 100 человек, проголосовавших за выдвижение кандидата в депутаты, с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, номера и серии паспорта или иного заменяющего его удостоверения личности.

2. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.

3. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете", иных официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, в официальных изданиях органов государственной власти Республики Башкортостан. Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Конституционный Суд
Российской Федерации