КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2009 г. N 965-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАН БАЧУРИНА ИВАНА ЗАХАРОВИЧА, ИВАНОЧКИНА
ИВАНА ЯКОВЛЕВИЧА И ДРУГИХ НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию граждан И.З. Бачурина, И.Я. Иваночкина и других вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане И.З. Бачурин, И.Я. Иваночкин, И.П. Кобляков, П.М. Кулемин, В.И. Лобанов, В.М. Лучин и В.Г. Терехов просят предоставить участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", права и льготы участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона; исключить из данного Федерального закона статью 17; выплатить участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", единовременное денежное пособие, а также привлечь к ответственности лиц, виновных в разграничении участников Великой Отечественной войны на отдельные категории.

Как следует из жалобы и представленных материалов, заявители признаны участниками Великой Отечественной войны в соответствии с подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период) и пользуются мерами социальной поддержки, установленными статьей 17 данного Федерального закона.

По мнению заявителей, отсутствие для всех участников Великой Отечественной войны единого статуса, предоставление участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", меньшего объема мер социальной поддержки, чем это установлено статьей 15 данного Федерального закона, подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и другими нормативными правовыми актами для всех других категорий участников Великой Отечественной войны, противоречит Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7), но не определяет конкретные способы и объемы социальной поддержки, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определенной свободой усмотрения при определении мер такой поддержки.

Реализуя свои полномочия, законодатель выделил несколько категорий военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункт 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах"), меры социальной защиты которых предусмотрены статьями 15 и 17 данного Федерального закона, Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (подпункты "а" и "б" пункта 1), другими нормативными правовыми актами и различаются по объему.

Установление законодателем различных мер социальной защиты участников Великой Отечественной войны свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, и основано на объективных критериях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 1997 года N 40-О, от 20 ноября 2003 года N 435-О, от 21 декабря 2006 года N 603-О).

Принятие же решения о предоставлении всем без исключения участникам Великой Отечественной войны мер социальной защиты (прав и льгот) в одинаковом объеме, исключении статьи 17 из Федерального закона "О ветеранах", а также об установлении единовременных денежных пособий отдельным категориям граждан относится к исключительной компетенции законодателя и в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бачурина Ивана Захаровича, Иваночкина Ивана Яковлевича, Коблякова Ивана Петровича, Кулемина Петра Михайловича, Лобанова Владимира Ивановича, Лучина Виктора Михайловича и Терехова Василия Григорьевича, поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН