КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2007 г. N 961-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ ГОРФУНКЕЛЯ
БОРИСА АБРАМОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ЧАСТЬЮ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ
ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬЕЙ 5 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВЫПЛАТЕ ПЕНСИЙ ГРАЖДАНАМ, ВЫЕЗЖАЮЩИМ
НА ПОСТОЯННОЕ ЖИТЕЛЬСТВО ЗА ПРЕДЕЛЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Б.А. Горфункеля вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Государства Израиль Б.А. Горфункель просит признать не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации часть третью статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона от 6 марта 2001 года N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" в той мере, в какой ими допускается лишение иностранных граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, права на получение пенсии по старости, назначенной им по нормам законодательства Союза ССР.
Как следует из представленных материалов, в 1988 году заявителю в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" была назначена пенсия по старости, выплата которой была приостановлена в связи с его выездом в августе 1990 года на постоянное жительство в Государство Израиль. Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Великие Луки и Великолукскому району Псковской области Б.А. Горфункелю было отказано в возобновлении выплаты пенсии, поскольку он не является гражданином Российской Федерации и пенсия по законодательству Российской Федерации ему не назначалась. Постановлением президиума Псковского областного суда от 16 марта 2007 года в возобновлении выплаты пенсии ему также отказано.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Статья 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Право на социальное обеспечение, в том числе на пенсионное обеспечение, гарантируется каждому человеку вне зависимости от наличия у него гражданства какого-либо государства, а следовательно, иностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом.
Правовые основания назначения и выплаты трудовых пенсий в Российской Федерации определяются Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", а также рядом иных нормативных правовых актов.
Часть третья статьи 3 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации), носят гарантийный характер и не затрагивают права иностранных граждан, проживающих за пределами Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" закреплены гарантии сохранения права граждан Российской Федерации, иностранных граждан на получение государственных пенсий, назначенных в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства, а потому они не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы этих лиц.
2.2. Из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации документов следует, что трудовая пенсия Б.А. Горфункелю ни по нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", ни в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не назначалась, соответственно, ее выплата на основании указанных нормативных правовых актов не приостанавливалась.
Назначение и выплата заявителю пенсии по старости осуществлялись согласно ранее действовавшему Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590), предусматривавшему, что выплата пенсий (по старости или по инвалидности, назначенных в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" гражданам СССР, выехавшим на постоянное жительство в капиталистические страны, по общему правилу, приостанавливается; перед отъездом из СССР указанным лицам выплачивается пенсия за 6 месяцев вперед. Особый порядок выплаты пенсий устанавливался в отношении пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания и пенсий по случаю потери кормильца.
Действующим правовым регулированием выплата гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу, пенсий, назначенных им по нормам законодательства Союза ССР (кроме случаев, указанных в Постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4461-1 "О выплате пенсий, назначенных по нормам ранее действовавшего законодательства СССР, гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за границу"), не предусмотрена. Это не исключает возможность закрепления порядка их пенсионного обеспечения в соответствующем международном договоре между Российской Федерацией и государством, на территории которого постоянно проживают указанные граждане. Предоставление иностранным гражданам, постоянно проживающим за пределами Российской Федерации, права получать пенсии, выплата которых была приостановлена согласно ранее действовавшему пенсионному законодательству Союза ССР, на чем настаивает заявитель, является, таким образом, прерогативой федерального законодателя и к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Государства Израиль Горфункеля Бориса Абрамовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ