КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 декабря 2006 г. N 535-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ АНИШИНОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЧАСТИ
ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
"О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПУНКТА 8
СТАТЬИ 6.1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Е.А. Анишиной вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В жалобе гражданки Е.А. Анишиной, назначенной Указом Президента Российской Федерации от 29 января 2000 года N 118 на должность председателя Навлинского районного суда Брянской области без ограничения срока полномочий и без указания предельного срока пребывания в этой должности, оспаривается конституционность части третьей статьи 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" (в редакции Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 года N 5-ФЗ) и пункта 8 статьи 6.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" (статья 6.1 введена Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ), согласно которым председатели и заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет; одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. В жалобе оспаривается также конституционность положения статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому начало срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2000 года до 31 декабря 2000 года, исчисляется начиная с 2002 года с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность.
Заявительница утверждает, что распространение содержащихся в названных законоположениях требований, касающихся ограничения срока полномочий председателей и заместителей председателей судов, на судей, председателей и заместителей председателей судов, назначенных на должность до вступления в силу названного Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ без каких-либо ограничений срока их полномочий, т.е. придание этим положениям обратной силы, ухудшает статус указанных лиц, ограничивает гарантии их независимости, нарушает принцип равенства перед законом, а наделение Президента Российской Федерации полномочием назначать председателей и заместителей председателей федеральных судов не имеет под собой конституционных оснований. Тем самым, по мнению заявительницы, эти законоположения противоречат статьям 15 (часть 1), 55 (часть 2) и 128 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявительницу о том, что ее жалоба не соответствует требованиям названного Федерального конституционного закона.
2. Вопрос о конституционных и законодательных гарантиях статуса судей ранее уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
В Постановлениях от 7 марта 1996 года N 6-П, от 17 июля 1998 года N 23-П и от 19 февраля 2002 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, признал, что законодатель вправе - исходя из конституционно-правового статуса судей, предопределенного осуществлением ими публично-правовых задач судебной власти, - предъявлять к ним как к представителям судебной власти особые квалификационные требования, включая специальные требования к кандидатам на должность судьи, порядку назначения на должность, пребывания в должности и прекращения полномочий.
Развивая сформулированные в названных Постановлениях правовые позиции, Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 15 февраля 2005 года N 1-О по запросу Верховного Суда Российской Федерации, от 11 марта 2005 года N 3-О по жалобе гражданина Р.М. Смакова, от 11 марта 2005 года N 148-О по жалобе граждан М.И. Гришина, Г.И. Грошевой, В.Т. Мустафенкова и В.В. Назарова указал, что предписания Конституции Российской Федерации, согласно которым федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации (статья 119) и полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом (статья 121, часть 2), предполагают право законодателя урегулировать в федеральных законах - с соблюдением принципа независимости судей - и порядок замещения судьями должностей председателя и заместителя председателя суда, а также основы их правового статуса.
В настоящее время такими законами являются Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" (статья 13) и Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (статьи 6.1 и 6.2), в соответствии с которыми - в отличие от прежнего законодательного регулирования, не ограничивавшего пребывание в должности председателя или заместителя председателя суда каким-либо сроком, - председатели и заместители председателей федеральных судов назначаются на должность сроком на шесть лет с возможностью назначения одного и того же лица на указанную должность в одном и том же суде неоднократно, но не более двух сроков подряд.
Введение определенного срока пребывания в должности председателя или заместителя председателя федерального суда само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных гарантий статуса судей, в том числе тех, которые были назначены на указанные должности до вступления в силу соответствующих законодательных изменений. Поскольку статьи 119, 120 и 121 Конституции Российской Федерации непосредственно не предполагают занятие должности судьи, председателя или заместителя председателя суда бессрочно (пожизненно), отказ от бессрочности замещения этих должностей не может рассматриваться как ущемление конституционного статуса судей в Российской Федерации.
Кроме того, за этими лицами сохраняется конституционно-правовой статус судьи, его гарантии распространяются на них в полной мере, т.е. их судейский статус не изменяется и не ухудшается, при том что для всех судей возможность быть назначенными на должность председателя или заместителя председателя суда обеспечивается равным образом.
Не нарушают конституционные права заявительницы оспариваемые нормы и в той их части, в какой они закрепляют полномочие Президента Российской Федерации назначать председателей и заместителей председателей федеральных судов.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Анишиной Елены Александровны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ