КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 марта 2012 г. N 445-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА САФОНОВА ЮРИЯ БОРИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Ю.Б. Сафонова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ю.Б. Сафонов оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности":
части 3 статьи 5, согласно которой обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями;
пункта 1 части 1 статьи 11, согласно которому квалификационный аттестат аудитора выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендующее на его получение, сдало квалификационный экзамен;
части 4.1 статьи 23, согласно которой с 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 данного Федерального закона.
Как следует из представленных материалов, Ю.Б. Сафонов в 2011 году обратился в саморегулируемую организацию аудиторов с заявлением о выдаче квалификационного аттестата аудитора нового образца взамен имеющегося у него квалификационного аттестата аудитора на право деятельности в области общего аудита, выданного в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Саморегулируемая организация аудиторов отказала заявителю в выдаче квалификационного аттестата аудитора нового образца, разъяснив, что аттестат может быть выдан только после сдачи квалификационного экзамена.
Арбитражные суды первой, апелляционной и кассационной инстанций оставили без удовлетворения требование заявителя о признании данного отказа незаконным. В передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора заявителю также отказано.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения противоречат статьям 8, 34 (часть 1), 35 (части 1 и 2), 37 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку после 1 января 2012 года лишают аудитора, имеющего действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", права участвовать в аудиторской деятельности, предусмотренной частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", без сдачи дополнительного экзамена.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Ю.Б. Сафоновым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Вступившими в силу с 1 января 2011 года частями 1 - 8 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" был изменен порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора.
Действовавшее ранее правовое регулирование предусматривало выдачу нескольких типов квалификационных аттестатов аудитора, дающих право на осуществление аудиторской деятельности по определенным направлениям аудита, и дифференциацию программ квалификационного экзамена в зависимости от типа аттестата (статья 15 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и пункты 16 и 27 Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2002 года N 93н).
По смыслу же статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ и конкретизирующего ее Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 153н, предусматривается выдача квалификационного аттестата аудитора, который дает право на участие в аудиторской деятельности (осуществление аудиторской деятельности) по любому направлению аудита, и, соответственно, квалификационный экзамен сдается по единой программе. При этом действующее правовое регулирование не предусматривает возможности выдачи взамен квалификационного аттестата аудитора определенного типа, выданного в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 119-ФЗ, квалификационного аттестата аудитора нового образца с указанием на направления аудита, по которым аудитор не вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность).
Часть 4.1 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ предусматривает, что с 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 года, вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, в том числе в проведении обязательного аудита, за исключением случаев, перечисленных в части 3 статьи 5 данного Федерального закона, а именно участия в проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности.
По смыслу данного законоположения во взаимосвязи с частью 4 той же статьи указанные аудиторы, для того чтобы участвовать в аудиторской деятельности, перечисленной в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ, должны сдать квалификационный экзамен. При этом с 1 января 2011 года до 1 января 2013 года они вправе сдавать его в упрощенном порядке (пункт 2 части 4 статьи 23 и пункт 2 статьи 26 указанного Федерального закона).
В отличие от общего порядка сдачи квалификационного экзамена, предусмотренного Положением о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, при упрощенном порядке экзамен сдается без билетов и задач в виде теста по сокращенному перечню вопросов, а области проверяемых знаний зависят от типа имеющегося квалификационного аттестата аудитора (пункты 5, 6 и 22 Положения об упрощенном порядке сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 118н).
Кроме того, на данную категорию аудиторов не распространяется установленное пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ требование о том, что не менее двух лет из последних трех лет стажа работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, должны приходиться на работу в аудиторской организации (пункт 2 части 4 статьи 23 указанного Федерального закона).
Таким образом, оспариваемые законоположения в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сафонова Юрия Борисовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН