КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 марта 2009 г. N 433-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ПИМЯНОВА ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 8 СТАТЬИ 26 И ПУНКТОМ 23
СТАТЬИ 138 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ЗАКОНОВ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина В.Д. Пимянова,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.Д. Пимянов оспаривает конституционность пункта 8 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым из статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" исключена норма о выплате лицам в возрасте до 30 лет процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет, а также пункта 23 статьи 138 данного Федерального закона, которым установление размера процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и порядка ее выплаты отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, В.Д. Пимянов, родившийся и постоянно проживающий на Крайнем Севере (город Мурманск), с 20 февраля 2007 года по 8 октября 2007 года работал водителем в Октябрьском районном суде города Мурманска. Приказом исполняющего обязанности председателя этого суда от 18 июня 2007 года ему с 23 июня 2007 года была установлена процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера в размере 20 процентов. Приказом от 28 сентября 2007 года он был уволен в соответствии с пунктом 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию). В.Д. Пимянов, считавший, что процентная надбавка установлена ему в размере меньшем, чем это предусмотрено статьей 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (80 процентов), обратился к мировому судье судебного участка N 1 Октябрьского административного округа города Мурманска в суд с иском к Управлению Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Мурманской области о взыскании задолженности по заработной плате, ее индексации и компенсации морального вреда. Решением от 25 марта 2008 года, оставленным без изменения определением Октябрьского районного суда города Мурманска от 25 июня 2008 года, в удовлетворении заявленных требований ему было отказано со ссылкой на оспариваемые законоположения.
По мнению заявителя, пункт 8 статьи 26 и пункт 23 статьи 138 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ противоречат статьям 2, 15 (части 1 и 4), 18, 19 (часть 2), 37 (часть 3) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, а также не соответствуют преамбуле и статье 153 того же Федерального закона - в той мере, в какой данными законоположениями лица в возрасте до 30 лет, прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет и работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лишаются права на получение процентной надбавки с первого дня работы в полном размере.
2. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, части 1 и 3).
Из смысла названных конституционных положений вытекает, что законодатель при регулировании трудовых отношений должен исходить из конституционного принципа справедливости, что, в свою очередь, находит отражение в Трудовом кодексе Российской Федерации, закрепляющем в качестве основных принципов трудового права обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда и на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы (статья 2).
С учетом этого федеральный законодатель при регулировании труда лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и установлении для них государственных гарантий и компенсаций (глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации) учитывал прежде всего специфику работы и проживания в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями и необходимость оптимизации численности трудоспособного населения в районах Севера.
В частности, в статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Необходимость установления процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Соответственно, определение ее размера, порядка выплаты, круга субъектов, на которых она распространяется, источника финансирования, равно как и их изменение - компетенция федерального законодателя, который вправе поручить разрешение этих вопросов Правительству Российской Федерации. Однако при этом он должен обеспечить соблюдение конституционных принципов, прежде всего принципов справедливости и поддержания доверия граждан к действиям государства. В противном случае новое правовое регулирование означало бы, по существу, отмену для определенных категорий граждан прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемых ими в конкретных правоотношениях, что несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О и др.).
3. Условия выплаты процентной надбавки, фактически являющиеся предметом жалобы В.Д. Пимянова, периодически изменялись.
Традиционно работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, выплачивалась процентная надбавка к месячному заработку, размер которой возрастал с увеличением стажа непрерывной работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (статья 251 КЗоТ РСФСР). С 1 января 1991 года для лиц в возрасте до 30 лет, проживших не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающих в трудовые отношения, надбавки устанавливались в льготном порядке: в размере 20 процентов по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 процентов за каждые последующие шесть месяцев, а по достижении 60-процентной надбавки - последние 20 процентов - за один год работы (подпункт "е" пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера").
Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в целях более эффективного привлечения молодежи, проживающей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к работе по месту жительства было установлено, что лицам в возрасте до 30 лет процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере (для районов Крайнего Севера - в размере 80 процентов от заработка) с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет (статья 11). Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в действие 1 февраля 2002 года, подтвердил, что размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются федеральным законом (статья 317).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в указанное правовое регулирование оспариваемыми законоположениями были внесены изменения, в результате которых норма о выплате процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы была исключена из статьи 11 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (пункт 8 статьи 26), а установление размера процентной надбавки и порядок ее выплаты отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации (пункт 23 статьи 138), в результате чего для молодежи процентная надбавка стала начисляться в порядке, установленном подпунктом "е" пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года N 458.
4. Согласно Федеральному закону от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, принятому в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, а также решения задач по обеспечению конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышению материального благосостояния граждан, обеспечению экономической безопасности государства и приведению системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны, в частности, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, при этом нормы данного Федерального закона не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина (преамбула); в рамках длящихся правоотношений данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий для лиц, у которых до 1 января 2005 года возникло право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых им нормах, реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 153).
В силу приведенных положений Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ само по себе изменение на федеральном уровне правового регулирования предоставления рассматриваемой процентной надбавки к заработной плате для лиц в возрасте до 30 лет в части, касающейся перераспределения полномочий по установлению порядка и условий ее выплаты - при том что сохраняется право лиц, получавших ее до 1 января 2005 года, на ее получение в полном объеме - не может рассматриваться как нарушающее конституционные права данной категории граждан.
Из представленных В.Д. Пимяновым документов следует, что он поступил на работу в 2007 году и действующая на федеральном уровне после 1 января 2005 года для лиц моложе 30 лет процентная надбавка к заработной плате была ему выплачена в том размере, в каком она выплачивается всем лицам, приобретшим право на ее получение после указанной даты, а потому оспариваемые им положения Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства и право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
5. Нарушение принципа равенства прав и свобод человека (статья 19 Конституции Российской Федерации) заявитель усматривает в том, что Законом Мурманской области от 29 декабря 2004 года N 579-01-ЗМО "О государственных гарантиях и компенсациях, правовое регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера" для работников в возрасте до 30 лет, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и финансируемых из средств областного бюджета (за исключением случая, предусмотренного для работников исполнительных органов государственной власти Мурманской области, образованных для выполнения переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, а также работников подведомственных им учреждений), установлена процентная надбавка к заработной плате в полном размере, если они прожили в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет суммарно независимо от периода проживания.
Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, финансовое регулирование, федеральный бюджет находятся, согласно Конституции Российской Федерации, в ведении Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "ж", "з"); защита прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство - в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "к" части 1). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).
Согласно статье 6 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти, при этом более высокий уровень трудовых прав и гарантий работникам по сравнению с установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Соответственно, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии по оплате труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации. При этом, однако, условия оплаты их труда не могут быть хуже по сравнению с тем, как эти условия определены на федеральном уровне.
Согласно Закону Мурманской области "О государственных гарантиях и компенсациях, регулирование которых отнесено к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера" процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера работникам в возрасте до 30 лет, работающим в организациях, финансируемых из средств бюджета Мурманской области, выплачивается в полном размере с первого дня работы при условии суммарного проживания в "северных" районах не менее 5 лет (статья 6).
Данное регулирование улучшает положение этих работников по сравнению с работниками организаций, финансируемых из федерального бюджета, принято в пределах компетенции органов законодательной власти Мурманской области и не может расцениваться как нарушающее права тех, кто не отнесен законодателем к числу пользующихся установленной им льготой (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года N 187-О, от 16 ноября 2006 года N 511-О и др.). Следовательно, оспариваемые заявителем положения Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и с этой точки зрения не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства и права лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета.
Фактически требования В.Д. Пимянова сводятся к требованию восстановить выплату процентной надбавки к заработной плате в ее прежнем (до 1 января 2005 года) размере и существовавший ранее порядок ее выплаты лицам в возрасте до 30 лет, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в учреждениях, финансируемых из средств федерального бюджета. Между тем разрешение данного вопроса не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а является прерогативой федерального законодателя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пимянова Владимира Дмитриевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ