КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 января 2001 г. N 24-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН КАТАЕВА МОВЛАДИНА ХАСАНОВИЧА
И КАТАЕВОЙ КЛАРЫ ХУДОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД ПУНКТОМ "В" ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 16 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О РЕАБИЛИТАЦИИ ЖЕРТВ
ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя Т.Г. Морщаковой, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы граждан М.Х. Катаева и К.Х. Катаевой,
установил:
1. Гражданин М.Х. Катаев и выступающая в его интересах гражданка К.Х. Катаева неоднократно обращались в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой проверить конституционность пункта "в" части второй статьи 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 3 сентября 1993 года).
По мнению заявителей, эта норма противоречит статьям 7 и 39 Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяет бесплатно предоставлять специальное автотранспортное средство инвалидам из числа реабилитированных лиц при наличии у них противопоказаний к вождению автомобиля, чем ставит их в неравное положение с другими категориями инвалидов, которые при наличии противопоказаний к вождению автомобиля вправе передавать управление другим лицам.
2. Согласно пункту "в" части второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на бесплатное обеспечение автомобилем класса ЗАЗ-968М при наличии медицинских показаний на мотоколяску, при отсутствии противопоказаний к вождению автомобиля.
Названная норма направлена на государственную поддержку и социальную защиту инвалидов (статья 7, часть 2; статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации), в том числе лиц, признанных жертвами политических репрессий, и является одной из гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих им условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (статья 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Именно в этих целях инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. При этом нуждаемость в обеспечении специальными автотранспортными средствами определяется по объективным медицинским данным о нарушении здоровья и степени расстройства функций организма для обеспечения и компенсации жизнедеятельности инвалида. Перечни медицинских показаний устанавливаются Правительством Российской Федерации и преследуют цель осуществления реабилитации инвалида по основной жизненной функции - возможности самостоятельного передвижения.
Таким образом, главным основанием обеспечения инвалида специальным транспортным средством являются медицинские показания по характеру заболевания. Наличие же перечня соответствующих показаний не может быть истолковано как ограничение какого-либо конституционного права.
3. Как следует из статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемая норма была применена или подлежала применению в деле заявителя.
Между тем, как видно из письма Министерства труда и социальной защиты Республики Адыгея, М.Х. Катаев в республиканское бюро медико-социальной экспертизы для определения медицинских показаний на бесплатное обеспечение автомобилем не обращался. Кроме того, по запросу Конституционного Суда Российской Федерации из Министерства труда и социального развития Российской Федерации поступило сообщение о том, что инвалидность М.Х. Катаева связана с заболеванием, которое не является основанием для обеспечения транспортным средством.
Таким образом, пункт "в" части второй статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" правоприменительными органами в деле гражданина М.Х. Катаева не применялся и применяться не мог, ввиду чего данная жалоба не является допустимой в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Катаева Мовладина Хасановича и Катаевой Клары Худовны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
Т.Г.МОРЩАКОВА
Судья Конституционного Суда
Российской Федерации
О.И.ТИУНОВ