КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2015 г. N 1647-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА МАМОНТОВА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ АБЗАЦЕМ ТРЕТЬИМ ПУНКТА 5
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПОРЯДКЕ
ИСЧИСЛЕНИЯ ВЫСЛУГИ ЛЕТ, НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ПЕНСИЙ,
КОМПЕНСАЦИЙ И ПОСОБИЙ ЛИЦАМ, ПРОХОДИВШИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
В КАЧЕСТВЕ ОФИЦЕРОВ, ПРАПОРЩИКОВ, МИЧМАНОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
СВЕРХСРОЧНОЙ СЛУЖБЫ ИЛИ ПО КОНТРАКТУ В КАЧЕСТВЕ СОЛДАТ,
МАТРОСОВ, СЕРЖАНТОВ И СТАРШИН ЛИБО СЛУЖБУ В ОРГАНАХ
ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ,
УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,
И ИХ СЕМЬЯМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина А.П. Мамонтова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.П. Мамонтов, проходящий военную службу в должности оперуполномоченного отдела Федеральной службы безопасности Российской Федерации, оспаривает конституционность примененного в его деле судами общей юрисдикции абзаца третьего пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в соответствии с которым служба военнослужащих органов военной контрразведки Федеральной службы безопасности Российской Федерации и особых отделов Комитета государственной безопасности бывшего Союза ССР, находящихся в одинаковых условиях несения службы с личным составом обслуживаемых воинских частей и соединений, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях и в таком же порядке, как и военнослужащим этих воинских частей и соединений.

Как следует из представленных материалов, правоприменители, в том числе суды общей юрисдикции, отказали заявителю в зачете в выслугу лет в льготном исчислении периода его службы в должности оперуполномоченного отдела Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативному обеспечению войсковых частей, так как она не относится к воинской части специального назначения и военнослужащим время службы в выслугу лет на льготных условиях не засчитывается, за исключением военнослужащих одного взвода специального назначения.

По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку предусматривает возможность зачета военнослужащим органов военной контрразведки Федеральной службы безопасности Российской Федерации в выслугу лет на льготных условиях периоды нахождения в одинаковых условиях несения службы с личным составом только обслуживаемых воинских частей и соединений, без учета условий службы в их подразделениях.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", закрепляя правовые основания назначения пенсий перечисленным в нем категориям граждан, в том числе за выслугу лет лицам, проходившим военную службу (ранее - срочную военную службу) в качестве мичманов, и определяя, какие виды службы и иной деятельности засчитываются в выслугу лет, в статье 18 устанавливает правило о том, что время прохождения ими службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, а порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого предписания Правительство Российской Федерации постановлением от 22 сентября 1993 года N 941 утвердило Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации, в котором определило обычный и льготный порядок исчисления выслуги лет.

Абзац третий пункта 5 данного Постановления Правительства Российской Федерации устанавливает правила исчисления выслуги для назначения пенсий военнослужащим органов военной контрразведки Федеральной службы безопасности Российской Федерации и особых отделов Комитета государственной безопасности бывшего Союза ССР, направлен на обеспечение исчисления им выслуги лет на равных условиях и в порядке, аналогичном установленному для военнослужащих обслуживаемых воинских частей и соединений, в случае нахождения с ними в одинаковых условиях несения службы. Тем самым указанным лицам обеспечивается увеличение продолжительности выслуги лет для назначения пенсии на равных условиях с личным составом обслуживаемых воинских частей и соединений.

Таким образом, оспариваемая норма направлена на обеспечение максимально благоприятного подсчета выслуги лет для назначения пенсий указанным в ней лицам в зависимости от условий несения службы и не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Разрешение же поставленного А.П. Мамонтовым вопроса связано с оценкой условий несения им службы, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мамонтова Александра Павловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН