КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
от 1 марта 2021 г. N 7
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Коллегия Евразийской экономической комиссии в целях реализации пунктов 4.12.5 и 4.12.7 Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 11 декабря 2020 г. N 12, и в соответствии с пунктом 6 Протокола о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей (приложение N 13 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года),
учитывая закрепленные в Декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза от 6 декабря 2018 года ключевые направления развития евразийской интеграции в части совершенствования рыночных институтов с учетом наилучших международных и национальных практик, повышения эффективности функционирования рынков товаров и услуг,
исходя из необходимости обеспечения гарантий качества и безопасности товаров (работ, услуг), а также информированности и надлежащей защиты прав потребителей,
признавая важность формирования для граждан государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) равных условий обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей,
рекомендует государствам-членам с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Союза при формировании согласованной политики в сфере защиты прав потребителей, а также при разработке нормативных правовых актов государств-членов в сфере защиты прав потребителей и программных документов, касающихся ее реализации, применять при необходимости Методические рекомендации по разработке программ государств - членов Евразийского экономического союза в области защиты прав потребителей, размещенные на официальном сайте Союза по адресу: http://eec.eaeunion.org/ru/act/texnreg/depsanmer/regulation/Documents/Рекомендации.pdf.
Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
М.МЯСНИКОВИЧ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации предлагают государствам - членам Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз) механизм правового обеспечения, разработки и реализации программ государств-членов по защите прав потребителей.
2. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются понятия, которые означают следующее:
"национальная система защиты прав потребителей" - совокупность правоустанавливающих норм международных договоров и законодательства государства-члена, субъектов правоприменения, определенных указанными нормами, и правоприменительных действий указанных субъектов, обеспечивающая условия для реализации и защиты прав потребителей в данном государстве-члене;
"ответственный исполнитель" - орган исполнительной власти государства-члена, назначенный в соответствии с законодательством данного государства-члена ответственным за организацию разработки и реализации программы по защите прав потребителей (раздела, мероприятия программы) и обеспечивающий планирование, координацию и контроль деятельности всех участников данной программы;
"потребитель" - физическое лицо, имеющее намерение заказать (приобрести) либо заказывающее (приобретающее, использующее) товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"программа по защите прав потребителей" - государственная программа, представляющая собой документ среднесрочного (на период от 3 до 5 лет) стратегического планирования в области защиты прав потребителей на территории государства-члена (административно-территориальной единицы государства-члена, в зависимости от административно-территориального устройства государства-члена и уровня принятия программы по защите прав потребителей), содержащий комплекс планируемых мероприятий, сгруппированных и взаимоувязанных по задачам и срокам их осуществления, исполнителям и ресурсам, обеспечивающий в результате их выполнения наиболее эффективное достижение общей цели программы по защите прав потребителей (далее - Программа);
"участники Программы" - ответственный исполнитель, иные государственные органы исполнительной власти государства-члена, органы местного самоуправления муниципальных образований, государственные и муниципальные организации (при наличии), общественные объединения потребителей, иные юридические и физические лица, непосредственно включенные в состав исполнителей мероприятий Программы или привлеченные в установленном порядке к участию в разработке и (или) реализации мероприятий Программы.
Иные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и законодательством государств-членов.
3. Цель Программы - развитие национальной системы защиты прав потребителей и формирование в государстве-члене равных условий для граждан государств-членов по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов государств-членов.
4. Приоритетом Программы является защита прав потребителей, обеспечивающая:
а) безопасность товаров и услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя, окружающей среды, а также экономических интересов потребителя;
б) защиту потребительских прав социально уязвимых групп населения;
в) развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям доступность необходимых товаров и услуг;
г) наличие доступной информации о товарах и услугах, способствующей их рациональному и осознанному выбору потребителем;
д) просвещение и образование, способствующие продвижению принципов рационального потребления;
е) содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей;
ж) восстановление нарушенных прав, установленных законодательством государства-члена, возмещение вреда, причиненного недобросовестной деятельностью хозяйствующих субъектов;
з) предотвращение появления недобросовестных практик хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях;
и) равноправие потребителей государств-членов при квалификации и разрешении трансграничных потребительских споров.
II. Механизм правового обеспечения, разработки
и реализации Программы
5. Механизм правового обеспечения, разработки и реализации Программы, если он не установлен законодательством государства-члена, может быть определен соответствующим распорядительным актом государства-члена.
6. Механизм разработки и реализации Программы может, при необходимости, предусматривать:
а) создание при правительстве государства-члена (административно-территориальной единицы государства-члена) координационного, совещательного органа по проведению политики в сфере защиты прав потребителей (далее - координационный орган);
б) создание при координационном органе рабочей группы по подготовке проекта Программы и назначение ответственного исполнителя;
в) подготовку рабочей группой при координационном органе и согласование с заинтересованными органами государственной власти предложений, касающихся объема, источников и механизмов финансирования Программы и мероприятий по ее разработке и реализации;
г) подготовку проекта распорядительного акта соответствующего органа государственного управления с поручениями, касающимися разработки проекта Программы и порядка его публичного обсуждения, межведомственного согласования, утверждения и последующего сопровождения Программы;
д) подготовку проекта Программы;
е) публичное обсуждение проекта Программы;
ж) межведомственное согласование проекта Программы;
з) корректировку проекта Программы по результатам его публичного обсуждения и межведомственного согласования (при необходимости);
и) утверждение проекта Программы;
к) опубликование Программы в средствах массовой информации.
7. Мероприятия, обеспечивающие решение задач Программы, предлагаются для включения в проект Программы ее участниками и иными заинтересованными лицами с учетом перечня мероприятий, предложенного в настоящих Методических рекомендациях, который может быть изменен или дополнен, в соответствии с национальными интересами каждого государства-члена. Поступившие предложения оцениваются рабочей группой координационного органа по двум критериям: достаточность потенциала для достижения целей и решения задач Программы и стоимость. На основе результатов такой оценки и возможностей ресурсного обеспечения рабочая группа принимает по каждому предложению одно из следующих возможных решений:
а) рекомендовать к приоритетному включению в Программу,
б) рекомендовать к включению в Программу в случае, если после включения в нее приоритетных мероприятий останутся средства,
в) рекомендовать к отклонению.
8. При принятии решения о разработке Программы может быть предусмотрено ресурсное обеспечение Программы.
9. По разделам Программы рекомендуется устанавливать целевые показатели, с учетом примерного перечня, предложенного в настоящих Методических рекомендациях.
При установлении целевых показателей необходимо учитывать, что для достоверной оценки величин отдельных показателей может потребоваться разработка специальных методик.
10. Проект Программы, согласованный с ответственными исполнителями разделов и мероприятий, выносится ее ответственным исполнителем на общественное обсуждение с подведением его итогов на заседаниях координационного органа (при наличии).
11. Информация о Программе, ходе и результатах ее реализации размещается ответственным исполнителем Программы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
12. Реализацию утвержденной Программы рекомендуется осуществлять в соответствии с годовыми планами мероприятий по ее реализации, содержащими перечень контрольных событий Программы с указанием их сроков, ответственных исполнителей, соисполнителей и ожидаемых результатов Программы.
13. Ответственный исполнитель Программы ежегодно, в установленный законодательством государства-члена срок, представляет координационному органу (при наличии), осуществляющему контроль реализации программы, годовой отчет, который содержит:
а) перечень контрольных событий, не выполненных в сроки, установленные планом реализации Программы, с указанием причин и предложений по дальнейшему выполнению планов реализации и (или) по их корректировке;
б) анализ факторов, повлиявших на ход реализации Программы;
в) данные о получении и использовании бюджетных ассигнований и внебюджетных средств на выполнение мероприятий Программы;
г) сведения о достижении значений целевых показателей Программы;
д) информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в Программу;
е) предложения по дальнейшей реализации Программы (в том числе по оптимизации бюджетных расходов на реализацию ее мероприятий и корректировке целевых показателей программы на текущий год и плановый период).
III. Структура и содержание Программы
14. При определении структуры Программы рекомендуется учитывать структуру исполнительных органов государственной власти государства-члена (административно-территориальной единицы государства-члена) и организационно-правовые отношения между ними (полномочия, ответственность и порядок взаимодействия), а также практику применения программно-целевых инструментов.
15. Структура Программы формируется исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий целям и задачам Программы, что позволит в дальнейшем провести оценку эффективности бюджетных расходов на реализацию Программы.
16. Рекомендуется формулировать одну цель, которая будет соответствовать приоритетам и целям социально-экономического развития государства-члена в сфере защиты прав потребителей и определять конечные результаты реализации Программы.
Цель рекомендуется формулировать кратко, без применения специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов ее достижения.
17. Достижение цели обеспечивается решением задач Программы.
18. Состав мероприятий (основных мероприятий) должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач Программы с учетом реализации мер государственного и правового регулирования, предусмотренных в рамках Программы.
19. При постановке целей и задач необходимо обеспечить возможность проверки и подтверждения их достижения и решения. Для этого рекомендуется сформировать показатели (индикаторы) исходя из принципов их необходимости и достаточности для достижения целей и решения задач Программы.
Систему показателей (индикаторов) рекомендуется выстраивать таким образом, чтобы к каждой задаче Программы был сформирован как минимум один индикатор, характеризующий ее решение.
20. В структуре Программы рекомендуется предусмотреть следующие компоненты:
а) паспорт Программы (примерный паспорт предложен в таблице 1), включающий ее наименование, сроки реализации, ответственного исполнителя Программы исполнителей по разделам и задачам, соисполнителей, цель, приоритеты, перечень задач, сгруппированных в разделы, и мероприятия по решению каждой задачи, состав целевых показателей и показателей ресурсного обеспечения;
б) характеристика текущего состояния, тенденций развития национальной системы защиты прав потребителей, с учетом перспектив развития национального потребительского рынка и законодательства государства-члена и права ЕАЭС, включающая оценку действующего национального законодательства, оценки фактических значений целевых показателей на год, предшествующий году ожидаемого начала реализации Программы, и их ожидаемых значений на год завершения ее реализации;
в) планы мероприятий по решению задач, включенных в разделы Программы, с указанием по каждому мероприятию сроков его выполнения, ответственного исполнителя и иных участников, объемов ресурсного обеспечения и его источников, ожидаемого влияния выполнения мероприятия на целевые показатели раздела и Программы;
г) порядок сопровождения Программы, включая контроль ее реализации, подготовку предложений по ее корректировке и внесение необходимых изменений в программу и в нормативные правовые акты государства-члена, устанавливающие права потребителей и регулирующие их реализацию.
21. В составе характеристики текущего состояния и тенденций развития национальной системы защиты прав потребителей рекомендуется предусмотреть:
а) обзор основных норм законодательства государства-члена о защите прав потребителей, изменений, внесенных в него за базовый период, и тенденций его развития с учетом подготовленных проектов изменений и поручений высших должностных лиц по подготовке таких проектов;
б) обзор документов стратегического планирования, затрагивающих сферу защиты прав потребителей;
в) обзор действующих актов, составляющих право ЕАЭС и рекомендаций Евразийской экономической комиссии, с оценкой их значения для развития национальной системы защиты прав потребителей;
г) краткую характеристику основных государственных, муниципальных, общественных и иных институтов правоприменения в сфере защиты прав потребителей, их полномочий, организационного, кадрового и лабораторного потенциала, в том числе о результатах государственного контроля (надзора), а также о результатах муниципального и общественного контроля (при наличии), количестве и причинах обращений потребителей в указанные органы и организации, оказываемой им помощи, позициям по актуальным вопросам правового регулирования и правоприменения в сфере защиты прав потребителей, иной деятельности институтов национальной системы защиты прав потребителей;
д) материалы судебной статистики по делам о защите прав потребителей и информацию об исполнении судебных решений по таким делам;
е) результаты изучения мнения граждан об уровне защиты потребительских прав в различных сегментах национального потребительского рынка и факторах, определяющих риски их нарушения;
ж) значения целевых показателей Программы в базовом периоде, анализ влияющих на них факторов и оценку их желательных и возможных изменений вследствие реализации Программы.
22. Данные официальной отчетности и результаты изучения общественного мнения желательно анализировать в целом по государству-члену и, по возможности, в сравнении с аналогичными показателями в других государствах-членах с целью получения более объективных оценок актуальности отдельных направлений, механизмов и проблем защиты прав потребителей на территории данного государства-члена.
23. Мнение населения выявляется по результатам социологических опросов, а также опросов на официальных сайтах органов власти, общественных и иных организаций, занимающихся защитой прав потребителей. Опросы населения могут также периодически использоваться для оценки результативности мероприятий Программы на протяжении всего срока ее реализации.
24. На основе характеристики текущего состояния и тенденций развития национальной системы защиты прав потребителей определяются уровни значимости для государства-члена (административно-территориальной единицы государства-члена), как этой сферы в целом, так и отдельных приоритетов, и задач ее развития, что необходимо для обоснования потребности в финансовых и иных ресурсах, и их распределения между разделами и задачами Программы.
25. При формировании состава мероприятий Программы и оценке ожидаемых результатов ее реализации могут учитываться возможные объемы ее бюджетного финансирования и возможности использования внебюджетных источников и нефинансовых инструментов государственной политики для решения задач Программы.
26. В случае если законодательством государства-члена предусмотрено взыскание в пользу государства штрафов за нарушение прав потребителей и (или) за отказ нарушителей от добровольного удовлетворения законных требований потребителей, поступающие в доходы государства суммы таких штрафов или их часть рекомендуется использовать на цели финансирования Программы, приняв для обеспечения такой возможности соответствующие поправки в законодательство государства-члена.
27. Участие некоммерческих объединений предпринимателей (саморегулируемых организаций, отраслевых союзов и ассоциаций), а также отдельных правообладателей в реализации мероприятий программы, в частности, мероприятий по защите потребительского рынка от незаконного обращения товаров и услуг, может осуществляться за счет их собственного финансирования.
28. Участие в мероприятиях Программы органов местного самоуправления (при их наличии), обеспечивается средствами муниципальных бюджетов, в том числе в порядке софинансирования мероприятий, реализуемых совместно с иными участниками.
29. Участие общественных объединений потребителей и иных некоммерческих организаций осуществляется за счет их собственного финансирования, а также бюджетных средств и внебюджетных источников, выделяемых на реализацию Программы и ее отдельных мероприятий.
30. Указанные компоненты Программы могут быть дополнены или изменены, если этого требует законодательство государства-члена.
31. В состав Программы рекомендуется включать разделы, содержащие функционально однородные задачи, обеспечивающие достижение приоритетов, обозначенных в пункте 4 настоящих Методических рекомендациях.
32. В таблице 2 приведен пример перечня задач, рекомендуемых для включения в проект Программы.
33. При включении в Программу мероприятий по отдельным разделам, целесообразно указать сроки их проведения, наименования исполнителей, выделяемые ресурсы и ожидаемые результаты выполнения.
IV. Целевые показатели Программы
34. Значения целевых показателей Программы формируются с учетом параметров прогноза социально-экономического развития государства-члена, характеристики текущего состояния сферы защиты прав потребителей.
При этом количественное выражение (в абсолютных или относительных показателях) целевых индикаторов и показатели мероприятий Программы должны отражать реализацию основных целей и задач Программы с учетом специфики развития национальной системы защиты прав потребителей государства-члена и соотноситься с критериями оценки качества реализации Программы.
35. При формировании целей, задач и основных мероприятий, а также характеризующих их целевых показателей учитываются объемы соответствующих источников финансирования, включая бюджеты бюджетной системы государства-члена, внебюджетные источники, а также иные инструменты государственной политики в сфере защиты прав потребителей, влияющие на достижение результатов государственной программы.
36. При установлении целевых показателей Программы рекомендуется исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономичности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). При этом оценка экономической эффективности бюджетных расходов должна быть основана на анализе полноты и качества проведенных мероприятий и процедур, направленных на обеспечение использования наименьшего объема бюджетных средств, необходимого для реализации утвержденных в составе Программы мероприятий.
V. Оценка качества реализации Программы
37. Оценку качества реализации Программы
а) экономическая эффективность, учитывающая оценку вклада Программы в экономическое развитие государства-члена в целом, оценку влияния ожидаемых результатов Программы на различные сферы потребительского рынка;
б) социальная эффективность, учитывающая ожидаемый вклад реализации Программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке;
в) бюджетная эффективность, учитывающая необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного программой объема средств;
г) установление и соблюдение плана (графика) реализации Программы;
д) своевременность доведения и полнота распределения лимитов бюджетных обязательств;
е) степень достижения целей и показателей Программы;
ж) соответствие задач и показателей государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в случае оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в соответствии с Программой;
з) качество межведомственного взаимодействия ответственного исполнителя с иными заинтересованными органами при реализации Программы;
и) качество взаимодействия с предприятиями и общественными организациями, государственными внебюджетными фондами и другими заинтересованными органами и организациями при реализации Программы;
к) уровень достижения значений показателей и их достоверность на основе сопоставления с данными статистического наблюдения, бухгалтерской и финансовой отчетности;
л) качество систем внутреннего контроля и аудита при реализации Программы;
м) соблюдение требований по открытости и прозрачности информации об исполнении Программы, ее мероприятиях, о расходах и о процедурах принятия решений.
38. Оценка результативности реализации Программы может основываться на анализе:
а) наилучших количественных и качественных характеристик исполнения мероприятий Программы и их сопоставлении с фактическими характеристиками;
б) степени достижения установленных социально-экономических целей, удовлетворенности целевых групп потребителей государственных услуг.
Таблица 1
ПРИМЕРНЫЙ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНА ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Ответственный исполнитель Программы
|
орган исполнительной власти государства-члена, назначенный в установленном порядке ответственным за организацию разработки и реализации Программы.
|
Соисполнители Программы
|
государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, государственные и муниципальные организации (при наличии), общественные объединения потребителей, иные юридические и физические лица.
|
Участники Программы
|
государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, государственные и муниципальные организации (при наличии), общественные объединения потребителей, иные юридические и физические лица.
|
Цели Программы
|
развитие национальной системы защиты прав потребителей и формирование в государстве-члене равных условий для граждан по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов;
|
повышение уровня и качества жизни граждан, развитие экономического потенциала государства-члена на основе установления четких и прозрачных механизмов государственного контроля на потребительском рынке;
|
|
обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам;
|
|
защита интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения.
|
|
Задачи Программы
|
обеспечение населения государства-члена качественными и доступными товарами и услугами в приоритетных сферах: продовольствие, медицинские услуги, водоснабжение, фармацевтические товары, энергоснабжение, коммунальные и туристические услуги;
|
проведение политики, ориентированной на производство в государстве-члене продукции гарантированного качества, обеспечение наличия в обороте качественной и безопасной продукции, с полной и достоверной маркировкой;
|
|
создание и развитие просветительских и исследовательских программ в сфере защиты прав потребителей, включающих привитие навыков здорового питания, повышение осведомленности о фальсификации потребительской продукции, недобросовестной рекламы (в том числе в Интернет медиа ресурсах), маркировке товаров, доступе к механизмам урегулирования споров;
|
|
совершенствование и гармонизация законодательства государства-члена о защите прав потребителей на основе рекомендаций Евразийской экономической комиссии;
|
|
организация эффективного взаимодействия и координации деятельности участников национальной системы защиты прав потребителей;
обеспечение равных возможностей по защите прав всех групп населения;
|
|
стимулирование участия общественных объединений потребителей в просветительской работе социально уязвимых групп населения, развитии института независимой экспертизы качества товаров (работ, услуг);
|
|
обеспечение защиты потребителей в сфере электронной торговли на уровне не ниже того, который обеспечивается применительно к другим формам торговли;
|
|
продвижение принципов рационального потребления, предполагающего удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в товарах (работах, услугах) экономически, социально и экологически рациональными способами.
|
|
Целевые индикаторы и показатели программы
|
доля потребителей в общем количестве потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей (процентов);
|
доля споров с участием потребителей, разрешенных в досудебном и внесудебном порядке, в общем количестве споров с участием потребителей (процентов);
|
|
количество сфер рынка потребительских товаров (услуг) в государстве-члене, в которых разработаны и широко применяются процедуры внесудебного урегулирования споров (с участием посредника, медиатора);
|
|
количество нормативных правовых актов государства-члена, содержащих указание на специальные меры по защите прав потребителей среди социально уязвимых групп населения;
|
|
доля общественных объединений потребителей в общем количестве существующих на текущий период времени, приглашенных к участию в работе консультативных советов, межведомственных комиссий, координационных органов, участвующих в разработке и проведении политики в сфере защиты прав потребителей (процентов);
|
|
доля нормативных правовых актов в сфере защиты прав потребителей в общем количестве таких актов, разработанных и принятых с участием экспертного сообщества и с учетом мнения общественных объединений потребителей (процентов);
|
|
доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков (процентов);
|
|
доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту конкретного потребителя (процентов);
|
|
доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, по которым дано заключение в целях защиты прав потребителей (процентов).
|
|
Этапы и сроки реализации Программы
|
I этап (___ годы);
II этап (___ годы);
III этап (___ годы)
|
Объемы бюджетных ассигнований Программы
|
объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств ________ бюджета составляет ________,
в том числе:
20__ год - ________;
20__ год - ________;
20__ год - ________;
20__ год - ________;
20__ год - ________.
|
Ожидаемые результаты реализации Программы
|
обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам;
|
защита интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения;
|
|
повышение уровня и качества жизни населения государства-члена;
|
|
организация эффективного взаимодействия государства, граждан и бизнеса на основе баланса интересов и повышения качества и доступности товаров и услуг, производимых на предприятиях государств - членов ЕАЭС;
|
|
обеспечение высокой степени интеграции государства-члена в единое экономическое пространство ЕАЭС за счет максимальной стандартизации и гармонизации механизмов обеспечения и защиты прав потребителей;
|
|
предупреждение информационной и правовой изолированности отдельных граждан и социальных групп потребителей;
|
|
расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.
|
Таблица 2
ПРИМЕР ПЕРЕЧНЯ ЗАДАЧ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ
В ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВА - ЧЛЕНА ЕВРАЗИЙСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Раздел 1. Обеспечение физической и экономической безопасности потребителей
|
|
1.1
|
Предупреждение рисков причинения вреда, имуществу и экономическим интересам потребителей, связанных с незаконным обращением товаров и услуг
|
1.2
|
Повышение эффективности государственного надзора
|
1.3
|
Повышение эффективности муниципального контроля
|
1.4
|
Повышение эффективности общественного контроля
|
1.5
|
Контроль со стороны правообладателей, саморегулируемых организаций бизнеса, иных предпринимательских объединений
|
1.6
|
Развитие независимой экспертизы потребительских товаров и услуг
|
1.7
|
Подготовка специалистов по товароведению и экспертизе качества услуг
|
1.8
|
Повышение эффективности обязательных процедур оценки безопасности и качества товаров и услуг в рамках национального законодательства государства - члена Евразийского экономического союза и права Евразийского экономического союза
|
Раздел 2. Обеспечение доступности необходимых товаров и услуг для всех категорий потребителей
|
|
2.1
|
Обеспечение физической доступности мест приобретения товаров и услуг либо их доставки в место проживания для людей с ограниченными физическими возможностями
|
2.2
|
Повышение доступности товаров и услуг для сельских жителей
|
2.3
|
Бюджетное субсидирование части расходов низкодоходных семей с детьми на приобретение рекомендуемых органами здравоохранения пищевых продуктов местного производства
|
2.4
|
Развитие продуктовой благотворительности за счет передачи пригодных к потреблению продуктов их производителями, дистрибьюторами и розничными торговыми компаниями благотворительным организациям для своевременного распределения их нуждающимся потребителям
|
2.5
|
Подготовка к введению обеспечения граждан с низкими доходами лекарственными средствами по медицинским показаниям в состав услуг обязательного медицинского страхования
|
2.6
|
Подготовка к созданию механизмов льготного кредитования граждан под государственные гарантии по представлениям служб социальной защиты в связи с неотложной жизненной необходимостью
|
Раздел 3. Обеспечение потребителей достоверной информацией о качестве товаров и услуг
|
|
3.1
|
Формирование общедоступной государственной базы данных (информационной платформы) о качестве товаров и услуг, а также о претензиях потребителей к качеству товаров и услуг и к действиям контрагентов по рассмотрению их обращений
|
3.2
|
Выявление и представление потребителям информации о товарах и услугах высокого качества, производимых (оказываемых) хозяйствующими субъектами государств-членов
|
3.3
|
Организация сравнительного тестирования качества товаров и услуг, конкурирующих на потребительском рынке государства-члена, информирование общественности о его результатах
|
Раздел 4. Обеспечение условий для внедрения моделей рационального потребления
|
|
4.1
|
Обучение школьников и студентов в рамках основных предметов среднего и высшего образования знаниям, направленным на развитие навыков рационального и бережного потребления, а также правовым основам защиты потребителей
|
4.2
|
Экономическое стимулирование рационального потребительского поведения государством и работодателями
|
4.3
|
Организация систематического информирования потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав
|
Раздел 5. Обеспечение восстановления нарушенных прав потребителей и возмещения причиненного им вреда
|
|
5.1
|
Правовое консультирование потребителей в рамках государственных (муниципальных) услуг
|
5.2
|
Развитие внесудебных механизмов разрешения споров
|
5.3
|
Помощь потребителям в судебной защите их прав
|
5.4
|
Обеспечение исполнения судебных решений в пользу потребителей
|
5.5
|
Правовое просвещение предпринимателей
|
Раздел 6. Обеспечение представления интересов потребителей при подготовке и принятии решений
|
|
6.1
|
Создание консультативных советов потребителей при органах власти (высших должностных лицах административно-территориальных единиц государства-члена), устанавливающих обязательные правила производства и обращения товаров, оказания услуг, при органах управления государственных компаний, производящих и реализующих товары и оказывающих услуги потребителям
|
6.2
|
Включение представителей общественных объединений потребителей в консультативные советы, рабочие и экспертные группы, осуществляющие подготовку решений, затрагивающих интересы потребителей
|
6.3
|
Подготовка и переподготовка руководителей и специалистов подразделений по защите прав потребителей органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений потребителей
|
Раздел 7. Обеспечение равноправия потребителей государств - членов Евразийского экономического союза при квалификации и разрешении трансграничных потребительских споров
|
|
7.1
|
Подготовка и продвижение предложений по единообразному законодательному определению национальной системы защиты прав потребителей, ее инфраструктуры и принципов ее финансового обеспечения в государствах-членах
|
7.2
|
Изучение и использование лучших мировых практик по конкретным приоритетам и задачам защиты прав потребителей путем участия в подготовке рекомендаций Евразийской экономической комиссии и их учета при совершенствовании национального регулирования
|
7.3
|
Правовое обеспечение разработки, принятия и реализации документов стратегического планирования в сфере защиты прав потребителей
|