КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
от 10 февраля 2015 г. N 3
О ПРОВЕДЕНИИ
СТАТИСТИЧЕСКИХ ДОСЧЕТОВ НЕУЧТЕННЫХ ОБЪЕМОВ ВНЕШНЕЙ
И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии с пунктом 12 Протокола о порядке формирования и распространения официальной статистической информации Евразийского экономического союза (приложение N 4 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года)
рекомендует с даты официального опубликования настоящей Рекомендации уполномоченным органам государств - членов Евразийского экономического союза при формировании данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли товарами применять методы проведения статистических досчетов неучтенных объемов внешней и взаимной торговли товарами согласно приложению.
Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
В.ХРИСТЕНКО
Приложение
к Рекомендации Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 10 февраля 2015 г. N 3
МЕТОДЫ
ПРОВЕДЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ
ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДОСЧЕТОВ
НЕУЧТЕННЫХ ОБЪЕМОВ ВНЕШНЕЙ И ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ
I. Общие положения
1. Настоящий документ направлен на регламентацию проведения уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - уполномоченные органы, государства-члены) статистических досчетов неучтенных объемов внешней и взаимной торговли товарами (далее - статистические досчеты) в целях обеспечения полноты официальной статистической информации государств-членов об экспорте и импорте товаров во взаимной торговле между государствами-членами (далее - взаимная торговля) и внешней торговле с третьими странами (далее - внешняя торговля) с учетом положений международного методологического стандарта "Статистика международной торговли товарами: концепции и определения, 2010 год" (подготовлен Статистическим отделом Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата Организации Объединенных Наций).
2. Целесообразность применения уполномоченными органами методов проведения статистических досчетов обусловлена:
а) необходимостью учета внешнеторговой деятельности, которая не может быть оценена на основе результатов официальных статистических наблюдений в области внешней и взаимной торговли товарами и сведений, содержащихся в декларациях на товары и других документах, представленных таможенным органам государств-членов;
б) необходимостью охвата данных, поступающих с запаздыванием в связи с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров;
в) возможным неполучением отчетов от респондентов официальных статистических наблюдений в области внешней и взаимной торговли товарами.
3. В целях настоящего документа под статистическими досчетами понимаются статистические расчеты, позволяющие оценить (в стоимостных и (или) количественных единицах измерения) неучтенные в рамках официального статистического наблюдения объемы на основе таких методов, как метод товарных потоков, метод оценки расхождений, метод корректировки данных, применяемых в целях достижения полного охвата данных.
II. Метод товарных потоков
4. Метод товарных потоков основан на достижении равенства ресурсов и использования конкретного товара в экономике государства-члена и представляет собой разновидность балансового метода.
Баланс ресурсов и использования товара состоит из двух частей - ресурсной и распределительной, которые, в свою очередь, формируются из отдельных статей.
5. Ресурсная часть баланса, характеризующая имеющиеся в государстве-члене ресурсы товара, складывается из объема произведенного в государстве-члене товара, объема его импорта в государство-член, а также объема запасов этого товара в государстве-члене на начало отчетного периода.
Распределительная часть баланса охватывает направления использования ресурсов товара и складывается из объема экспорта товара за пределы государства-члена, объема его потребления в государстве-члене (производственного и личного) с учетом возможных потерь, а также объема запасов этого товара в государстве-члене на конец отчетного периода.
Общая схема баланса выглядит следующим образом:
┌─────────┐ ┌───────────────┐ ┌─┤ Ресурсы ├─┐ ┌──┤ Использование ├──┐ │ └────┬────┘ │ │ └────────┬──────┘ │ \/ │ \/ \/ │ \/ ┌───────────┐ │ ┌────────┐ ┌──────────┐ │ ┌─────────┐ │ Запасы на │ │ │ Импорт │ │ Запасы на│ │ │ Экспорт │ │начало года│ │ └────────┘ │конец года│ │ └─────────┘ └───────────┘ \/ └──────────┘ \/ ┌──────────────┐ ┌─────────────┐ │ Производство │ ┌──┤ Потребление ├──┐ └──────────────┘ │ └───────┬─────┘ │ \/ \/ \/ ┌────────────────┐ ┌────────┐ ┌────────┐ │Производственное│ │ Потери │ │ Личное │ └────────────────┘ └────────┘ └────────┘
6. Данные о производстве товара формируются в порядке, установленном уполномоченным органом, с учетом необходимости обеспечения наиболее полного охвата производителей.
7. Данные об импорте и экспорте товара формируются на основе сведений, содержащихся в декларациях на товары и других документах, представленных таможенным органам государства-члена, в документах, представленных участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы при взаимной торговле, а также в иных источниках информации.
8. Запасы товара рекомендуется определять в организациях промышленности (включая запасы продукции, произведенной из давальческого сырья), строительства, сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли.
9. Потребление товара производственно-технического назначения охватывает весь фактический расход товара (в основном и вспомогательном производствах, на комплектование продукции, на строительно-монтажные работы, изготовление строительных конструкций и деталей, все виды ремонта, капитальное строительство, выполняемое собственными силами, производство потребительских товаров, все прочие эксплуатационные и хозяйственные нужды организаций), потери и недостачи вследствие аварий, стихийных бедствий, хищений и других причин, продажу населению.
Потребление потребительского товара включает в себя продажу его населению, организациям социальной сферы и иным юридическим лицам.
10. При отсутствии статистических данных по отдельным составляющим потребления товара может осуществляться их экспертная оценка в порядке, установленном уполномоченным органом (например, путем расчета потребления по удельному весу в ресурсах либо в общем объеме потребления на основе анализа динамики показателей и имеющихся статистических данных за предыдущие годы).
11. Разница между ресурсами товара и его использованием рассчитывается по следующей формуле:
Р = (Зн + П + И) - (Пт + Э + Зк),
где:
Р - разница (неучтенный экспорт либо импорт товара);
Зн и Зк - запасы на начало и на конец года;
П - производство;
И - импорт;
Пт - потребление;
Э - экспорт.
Если разница между ресурсами товара и его использованием принимает положительное значение, досчитывается экспорт товара, при отрицательном результате - импорт.
12. Баланс ресурсов и использования товара составляется в натуральном (количественном) выражении. Для стоимостной оценки неучтенных объемов экспорта либо импорта товара может использоваться средняя фактически сложившаяся цена на товар согласно сведениям, содержащимся в декларациях на товары и других документах, представленных таможенным органам государства-члена, либо цена, определенная экспертным путем.
13. Метод товарных потоков применим для проведения досчетов, если в распоряжении у составителей баланса имеются надежные источники статистической информации (например, опрос или обследование) по всем статьям баланса.
Поскольку причиной отсутствия баланса между ресурсами и использованием товара может являться неполнота информации по любой статье баланса, досчеты по статьям "экспорт" либо "импорт" осуществляются в тех случаях, когда данные по другим статьям баланса признаны более надежными.
14. Экспертное распределение объемов статистического досчета по странам позволяет разделить досчет на внешнюю и взаимную торговлю товарами.
15. Оценка неучтенных объемов внешней и взаимной торговли товарами государства-члена с использованием метода товарных потоков проводится отдельно по каждому товару (группе товаров). Рекомендуется определить перечень товаров производственно-технического назначения и потребительских товаров, по которым осуществляется построение балансов.
16. При применении метода товарных потоков в качестве контрольного индикатора может быть использовано совокупное стоимостное расхождение между ресурсами товаров в экономике государства-члена и их использованием, рассчитываемое на основе статистики национальных счетов.
17. Статистический досчет рекомендуется осуществлять ежегодно. На основе полученных объемов неучтенного экспорта и импорта конкретных товаров за предыдущий год могут осуществляться ежемесячные расчеты в отчетном году.
III. Метод оценки расхождений
18. Метод оценки расхождений основывается на сравнении двух источников данных об одном и том же явлении.
Данный метод рекомендуется использовать для проведения статистического досчета неучтенных объемов взаимной торговли товарами.
19. Источниками данных при использовании метода оценки расхождений могут служить сведения из документов, представленных участниками внешнеэкономической деятельности в уполномоченные органы при взаимной торговле (далее - статистические формы), и сведения из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, представляемых в налоговые органы государств-членов (далее - заявления).
20. Для определения стоимостного объема статистического досчета по импорту товаров рекомендуется сформировать перечень налогоплательщиков (плательщиков сборов) (далее - налогоплательщик), представивших в налоговый орган государства-члена заявления за каждый месяц отчетного периода, а также перечень респондентов, представивших в уполномоченный орган статистические формы по импорту товаров за каждый месяц отчетного периода. Путем сравнения этих двух перечней формируется перечень налогоплательщиков, которые не представляли в уполномоченный орган статистические формы по импорту товаров, но представили в налоговый орган заявления (далее - перечень сравнения).
21. Стоимостной объем статистического досчета по импорту товаров рекомендуется определять за каждый месяц отчетного периода по каждому государству-члену в отдельности (устанавливается по указанному в заявлении месту нахождения продавца товара) путем суммирования стоимостей товаров, указанных в заявлениях налогоплательщиков, включенных в перечень сравнения по импорту товаров.
22. Если стоимость товара указана в заявлении не в долларах США, то пересчет в доллары США предлагается производить по курсу национального (центрального) банка государства-члена на указанную в заявлении дату принятия на учет товара.
23. Распределение объема статистического досчета по кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) рекомендуется производить при наличии в заявлениях необходимой информации.
В этом случае статистический досчет может осуществляться как в стоимостном, так и количественном выражении.
24. Расчет стоимостного объема статистического досчета по экспорту товаров рекомендуется осуществлять аналогичным образом, учитывая, что для формирования перечня сравнения необходимо использовать сведения о налогоплательщиках, указанных в качестве продавцов товаров в заявлениях, представленных в налоговые органы других государств-членов.
25. В качестве источника данных для сравнения при проведении статистических досчетов неучтенных объемов взаимной торговли товарами методом оценки расхождений могут использоваться данные статистики взаимной торговли товарами другого государства-члена ("зеркальные" данные).
IV. Метод корректировки данных
26. Метод корректировки данных предназначен для устранения эффекта систематического занижения оперативных данных статистики внешней торговли товарами, возникающего по причине запаздывания поступления первичной статистической информации в связи с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров.
Данный метод основан на расчете коэффициента корректировки данных за последний месяц отчетного периода (далее - коэффициент корректировки) и его применении для статистического досчета оперативных данных статистики внешней торговли товарами за последний месяц каждого отчетного периода.
Метод предполагает корректировку данных только за последний месяц отчетного периода. Статистический досчет, осуществленный в отчетном периоде, в данные за последующие периоды не включается.
27. Расчет коэффициента корректировки и осуществление статистического досчета рекомендуется проводить для категорий товаров (с максимально возможным уровнем детализации по ТН ВЭД ЕАЭС), за счет которых происходит систематическое занижение оперативных данных статистики внешней торговли.
28. Для расчета коэффициента корректировки из оперативных данных статистики внешней торговли товарами, сформированных в каждом из отчетных периодов предыдущего года, отбираются данные за последний месяц каждого отчетного периода и данные за этот же месяц из оперативных данных статистики внешней торговли за каждый последующий отчетный период. Таким образом формируется 11 пар данных за периоды с января по ноябрь предыдущего года - одна пара значений по каждому месяцу. Пара данных за январь получается из оперативных данных за январь и данных за январь из оперативных данных за январь - февраль, пара данных за февраль - из данных за февраль из оперативных данных за январь - февраль и данных за февраль из оперативных данных за январь - март и т.д. Данные за декабрь для расчета коэффициента корректировки не используются.
По каждой паре данных рассчитывается коэффициент изменения данных за последний месяц отчетного периода из оперативных данных статистики внешней торговли товарами за отчетный период и данных за этот же месяц из оперативных данных статистики внешней торговли товарами за последующий период (далее - коэффициент изменения данных) по следующей формуле:
где:
i - порядковый номер месяца, принимает значения от 1 до 11.
Итоговый коэффициент корректировки определяется как среднее геометрическое полученных значений коэффициентов изменения данных.
29. Расчет коэффициента корректировки рекомендуется проводить до формирования оперативных данных статистики внешней торговли товарами за январь каждого года и использовать его при формировании оперативных данных статистики внешней торговли товарами ежемесячно для статистического досчета данных за последний месяц каждого отчетного периода года.
V. Заключительные положения
30. Принятие решения уполномоченным органом о проведении статистических досчетов, в том числе выбор метода их проведения, рекомендуется осуществлять с учетом экономической значимости и конкретных потребностей государства-члена в соответствующих данных, а также целесообразности организации данной работы.
31. Использование методов, предусмотренных настоящим документом, для проведения статистических досчетов не исключает применения уполномоченными органами других методов.
Применение нескольких методов в целях достижения полного охвата данных требует анализа полученных результатов на предмет недопущения двойного счета.
32. При невозможности распределения объема статистического досчета по кодам ТН ВЭД ЕАЭС (в целях идентификации статистического досчета) рекомендуется использовать в качестве кода товара условный код 9800 00 000 0.
33. В случае проведения статистических досчетов уполномоченным органам рекомендуется включать в метаданные подробное описание используемых в этих целях методов, чтобы обеспечить надлежащее использование статистических материалов и облегчить проведение сопоставлений на международном уровне.