1. Классификация правил
32. В соответствии с настоящей Методикой классификация правил формирования реквизитов электронного вида документа определяется в зависимости от назначения и уровня нормативного регулирования правил, от формы и специфики требований, от наличия условий, в зависимости от которых формулируются требования, а также от сложности формулировок.
33. В зависимости от назначения правила подразделяются на структурные и оперативные правила.
Структурные правила формулируют требования к информации, содержащейся в документах, и предназначены для принятия решения о правильности формирования реквизитов электронного вида документов. Например:
реквизит должен быть заполнен
Оперативные правила формулируют требования к действиям субъектов при формировании и (или) проверке реквизитов электронного вида документов, не связанные с принятием решений субъектов о правильности формирования реквизитов электронного вида документов, и предназначены для оценки действий субъектов. Например:
заинтересованное лицо должно указать организационно-правовую форму организации
34. В зависимости от уровня нормативного регулирования выделяются следующие виды правил:
общее правило - правило, которое устанавливается правом Союза и обязательно к применению во всех государствах-членах;
частное правило - правило, которое устанавливается правом Союза и определяет особенности заполнения реквизита в государстве-члене;
правило государства-члена - правило, которое устанавливается законодательством государства-члена или технической особенностью реализации информационных систем в государстве-члене.
35. В зависимости от формы требований правила подразделяются на обязывающие и запрещающие.
Обязывающие правила формулируют требования, устанавливающие обязательность определенного состава, формы и (или) содержания информации, или устанавливающие обязанность совершения определенных действий. Обязывающие правила формулируются с помощью глагола "должен". Например:
реквизит должен быть заполнен
или:
заинтересованное лицо должно указать организационно-правовую форму организации
Запрещающие правила формулируют требования, запрещающие определенный состав, форму и (или) содержание информации, или запрещающие совершение определенных действий. Запрещающие правила формулируются с помощью глагола "должен" с отрицанием. Например:
реквизит не должен использоваться
или:
заинтересованное лицо не должно указывать организационно-правовую форму организации
36. В зависимости от наличия условий, в соответствии с которыми формулируются требования, правила подразделяются на безусловные и условные.
Безусловные правила формулируют требования, которые выполняются независимо от каких-либо условий. Например:
реквизит должен быть заполнен
Условные правила формулируют требования, которые выполняются в случае выполнения некоторого условия. Условное правило состоит из условной и утвердительной частей. Например:
если реквизит "Код вида документа" (csdo:DocKindCode) содержит значение "09999", то реквизит "Регистрационный номер таможенного документа" (cacdo:CustomsDocIdDetails) должен быть заполнен
Условные правила могут дополнительно формулировать требования, которые выполняются в случае невыполнения некоторого условия. Например:
если реквизит "Код вида документа" (csdo:DocKindCode) содержит значение "09999", то реквизит "Регистрационный номер таможенного документа" (cacdo:CustomsDocIdDetails) должен быть заполнен, иначе реквизит не должен использоваться
37. В зависимости от количества требований в утвердительной части правила требования подразделяются на правила с простой утвердительной частью и правила с составной утвердительной частью. Требования могут быть связаны между собой операторами конъюнкции ("и") или дизъюнкции ("или"). Например:
реквизит не должен использоваться или реквизит должен содержать значение "другое"
В соответствии с принципом атомарности правила, содержащие несколько требований, связанных между собой оператором конъюнкции ("и"), должны быть разбиты на более простые правила. Например, правило:
если реквизит "Код вида адреса" (csdo:AddressKindCode) содержит значение "1" - адрес регистрации, то реквизит "Город" (csdo:CityName) должен быть заполнен и реквизит "Почтовый индекс" (csdo:PostCode) не должен использоваться
разбивается на следующие правила:
если реквизит "Код вида адреса" (csdo:AddressKindCode) содержит значение "1" - адрес регистрации, то реквизит "Город" (csdo:CityName) должен быть заполнен
и:
если реквизит "Код вида адреса" (csdo:AddressKindCode) содержит значение "1" - адрес регистрации, то реквизит "Почтовый индекс" (csdo:PostCode) не должен использоваться
В отдельных случаях принцип атомарности может быть нарушен, если разбиение правила приводит к усложнению перечня правил в целом.
38. В зависимости от количества условий в условной части правила требования подразделяются на правила с простой условной частью и правила с составной условной частью. Условия могут быть связаны между собой операторами конъюнкции ("и") или дизъюнкции ("или"). Например:
если реквизит "Код вида документа" (csdo:DocKindCode) содержит значение "09999" и номер указываемого документа соответствует шаблону "ТТТТТТТТ/ДДММГГ/ННННННН/РР", где ТТТТТТТ - код таможенного органа (2, 5 или 8 знаков), ДДММГГ - дата регистрации документа, ННННННН - номер документа по журналу регистрации, РР - порядковый номер изменений и (или) дополнений (элемент РР может отсутствовать), то реквизит "Регистрационный номер таможенного документа" (cacdo:CustomsDocIdDetails) должен быть заполнен
В соответствии с принципом атомарности условные правила, содержащие несколько условий, связанных между собой оператором дизъюнкции ("или") должны быть разбиты на более простые правила. Например, правило
если реквизит "Код вида документа" (csdo:DocKindCode) содержит значение "09999" или реквизит "Признак наличия или отсутствия информации" (casdo:InformationUnknownIndicator) имеет значение "1", то реквизит "Регистрационный номер таможенного документа" (cacdo:CustomsDocIdDetails) должен быть заполнен
разбивается на следующие правила:
если реквизит "Код вида документа" (csdo:DocKindCode) содержит значение "09999", то реквизит "Регистрационный номер таможенного документа" (cacdo:CustomsDocIdDetails) должен быть заполнен
и:
если реквизит "Признак наличия или отсутствия информации" (casdo: InformationUnknownIndicator) содержит значение "1", то реквизит "Регистрационный номер таможенного документа" (cacdo:CustomsDocIdDetails) должен быть заполнен
В отдельных случаях принцип атомарности может быть нарушен, если разбиение правила приводит к усложнению перечня правил в целом.
39. В зависимости от специфики требований к информации выделяются следующие виды структурных правил:
а) правила формирования реквизитного состава, которые определяют порядок следования и (или) вложенности реквизитов, обязательности (необязательности) их заполнения, а также допустимое количество экземпляров реквизита (множественность);
б) форматные (синтаксические) правила, которые определяют ограничения на использование отдельных символов и (или) на допустимую длину содержимого реквизита;
в) прикладные правила, которые определяют смысловое содержимое реквизита в соответствии со справочниками, классификаторами, словарями, глоссариями и прочими источниками прикладного смысла;
г) правила взаимосвязанности, которые определяют отношения между значениями реквизитов в составе одного документа;
д) правила соответствия (ссылочной целостности), которые определяют соответствие значений реквизита информации значениям, содержащимся в других информационных источниках.
40. Оперативные правила не подлежат формализации и автоматизации в соответствии с настоящей Методикой и могут приводиться в качестве общего руководства к формированию реквизитов электронного вида документов. Оперативные правила формулируются в соответствии с принципами, приведенными в разделе II.
41. Структурные правила подлежат формализации и автоматизации в соответствии с настоящей Методикой и формулируются в соответствии с рекомендациями, приведенными в подразделах 5 - 10 настоящего раздела в зависимости от специфики требований к информации.
42. Кроме правил при формировании реквизитов электронного вида документов могут использоваться рекомендации, которые не обязательны для исполнения, и, в первую очередь, предназначены для формулирования инструкций по формированию реквизитов электронного вида документов на национальном уровне государств-членов. Рекомендации не подлежат формализации и автоматизации в соответствии с настоящей Методикой и формулируются в свободной форме в соответствии с принципами, приведенными в разделе II.