III. Основания и порядок возбуждения дел об административных правонарушениях
3.1. Дела об административных правонарушениях (далее - дела) возбуждаются должностными лицами, уполномоченными в соответствии со статьей 28.3 КоАП составлять протоколы, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Должностное лицо структурного подразделения территориального органа Федерального казначейства, не уполномоченное на составление протоколов, при получении из информационных систем (подсистем) Федерального казначейства сведений, указывающих на нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также на нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок формирует комплект документов (материалов), подтверждающих факт совершения административного правонарушения, который заверяется должностным лицом, выявившим указанные нарушения, подписью с указанием Ф.И.О. и должности (в случае формирования материалов на бумажном носителе) либо электронной подписью (в случае формирования материалов в электронном виде).
Вышеуказанные материалы, сформированные на бумажном носителе или в электронном виде, предоставляются должностными лицами УФК, выявившими признаки административных правонарушений, сопроводительным письмом (служебной запиской) в территориальный орган Федерального казначейства (его структурное подразделение), должностные лица которого уполномочены на составление протоколов, ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за окончанием квартала (за исключением признаков административных нарушений, по которым истекают установленные статьей 4.5 КоАП сроки давности привлечения к административной ответственности до окончания соответствующего квартала и которые подлежат направлению незамедлительно).
Производство по делу возбуждается путем составления протокола по форме согласно приложению N 5 к Порядку или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования при необходимости проведения административного расследования в соответствии со статьей 28.7 КоАП по форме согласно приложению N 6 к Порядку.
Информация о делах, возбужденных должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы, отражается в Журнале регистрации протоколов об административных правонарушениях и определений о возбуждении дел об административных правонарушениях.
В случае, если должностное или юридическое лицо, в действиях (бездействии) которых содержатся признаки административного правонарушения, находятся не на территории субъекта Российской Федерации, в котором были выявлены признаки административного правонарушения, должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы, перенаправляет заверенные в порядке, предусмотренном абзацем вторым настоящего пункта, соответствующие информацию и документы в территориальный орган Федерального казначейства по месту совершения административного правонарушения для возбуждения дела об административном правонарушении и проведения административного расследования в порядке, предусмотренном абзацем третьим настоящего пункта.
Абзац утратил силу. - Приказ Казначейства России от 12.03.2024 N 85.
О результатах рассмотрения документов (материалов), указанных в абзацах втором и седьмом настоящего пункта, информируется территориальный орган Федерального казначейства (его структурное подразделение), выявивший признаки административного правонарушения.
3.2. Протокол об административном правонарушении
3.2.1. Протокол составляется должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, в том случае, если имеющихся материалов дела достаточно для установления состава правонарушения, с учетом соблюдения при составлении протокола требований частей 3 - 6 статьи 28.2 КоАП.
3.2.2. Для составления протокола установлены следующие сроки:
- немедленно после выявления совершения административного правонарушения (часть 1 статьи 28.5 КоАП);
- в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, в случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о лице, в отношении которого возбуждается дело (часть 2 статьи 28.5 КоАП);
- по окончании административного расследования в соответствии со статьей 28.7 КоАП - в случае, если в ходе его проведения не установлены обстоятельства, определенные статьей 24.5 КоАП (часть 3 статьи 28.5 КоАП);
- после оформления акта о проведении проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) <3>.
--------------------------------
<3> При наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП повода к возбуждению дела в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора).
3.2.3. Должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы, направляет лицу, в отношении которого возбуждается производство по делу (законному представителю юридического лица), письменное уведомление о составлении протокола, составленное по форме согласно приложению N 7 к Порядку (далее - уведомление).
Уведомление вручается лицу, в отношении которого возбуждается производство по делу (законному представителю юридического лица), под расписку либо направляется одним из следующих способов:
- заказным письмом с уведомлением о вручении;
- телеграммой;
- по факсимильной связи;
- телефонограммой;
- иным способом, позволяющим зафиксировать факт его получения и обеспечить соблюдение сроков составления протокола.
Направление уведомления по факсимильной связи или телефонограммой осуществляется со служебных телефонов территориального органа Федерального казначейства. При этом необходимо фиксировать данные лица, принявшего телефонограмму. Справка о передаче телефонограммы должна включать текст переданной телефонограммы и подпись лица, осуществившего ее передачу.
Почтовые документы, справка о передаче телефонограммы, документы, подтверждающие направление по факсимильной связи или иные документы, свидетельствующие о получении Уведомления, в том числе отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором с официального сайта АО "Почта России" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.pochta.ru), приобщаются к материалам дела.
3.2.4. Извещение (уведомление) направляется в следующем порядке (статья 25.15 КоАП):
- гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, - по месту их жительства;
- юридическим лицам - по адресу их места нахождения, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц или иных источников, позволяющих достоверно установить местонахождение юридического лица.
Должностным лицам извещения (уведомления) направляются по месту жительства, а также могут быть направлены по их месту работы (службы). При этом, в случае неявки указанных лиц на составление протокола, они будут считаться надлежаще уведомленными о времени и месте его составления при наличии документов, подтверждающих получение ими извещений (уведомлений) по месту жительства.
Юридическому лицу, участвующему в производстве по делу через представителя, извещение (уведомление) направляется также по месту нахождения (месту жительства) представителя.
В случае заявления лицом, участвующим в производстве по делу, ходатайства о направлении извещений (уведомлений) по иному адресу, должностное лицо территориального органа Федерального казначейства, в производстве которого находится дело, направляет извещение (уведомление) также по указанному в ходатайстве адресу. В этом случае для должностного лица территориального органа Федерального казначейства, в производстве которого находится дело, в качестве подтверждения вручения извещения (уведомления) будет являться доставка извещения (уведомления) по адресу, указанному в ходатайстве лицом, участвующим в производстве по делу.
Должностное лицо территориального органа Федерального казначейства, в производстве которого находится дело, обязано принять все зависящие от него меры по доведению до участников процессуального действия информации о процессуальных действиях с фиксацией факта ее получения лицом, участвующим в производстве по делу.
Направление извещений (уведомлений) может осуществляться путем комбинирования различных способов связи (почтовой, телефонограммой, электронной почтой, нарочным).
3.2.5. Должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы, обязано проверить полномочия лиц, участвующих в производстве по делу.
Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются учредительными и иными документами, удостоверяющими его служебное положение. Копии этих документов, заверенные надлежащим образом, должны быть приобщены к материалам дела.
Защитник допускается к участию с момента возбуждения дела. Полномочия защитника подтверждаются ордером (для адвоката) либо доверенностью, оформленной в соответствии с законом (для иных лиц). Копии ордера, доверенности приобщаются к материалам дела.
3.2.6. Лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу, а также иные лица, указанные в главе 25 КоАП, принимающие участие в данном процессуальном действии, должны быть ознакомлены с правами и обязанностями согласно их процессуальному статусу, о чем делается запись в протоколе.
3.2.7. В ходе осуществления производства по делу лицом, в отношении которого возбуждено дело (законным представителем юридического лица), защитником могут даваться объяснения по существу дела, которые заносятся в протокол и (или) прилагаются к протоколу.
В случае отсутствия объяснений, в протоколе делается соответствующая запись.
3.2.8. Протокол подписывается должностным лицом территориального органа Федерального казначейства, его составившим, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (законным представителем юридического лица). В случае отказа указанного лица от подписания протокола, либо его неявки, в протоколе делается соответствующая запись должностным лицом территориального органа Федерального казначейства, его составившим.
Протокол также подписывается лицами, указанными в главе 25 КоАП, в случае их участия в производстве по делу. При отказе указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись должностным лицом территориального органа Федерального казначейства, его составившим.
3.2.9. Копия протокола вручается под расписку лицу, в отношении которого возбуждено дело (законному представителю юридического лица), защитнику <4>.
--------------------------------
<4> При наличии соответствующих полномочий у защитника.
3.2.10. В случае неявки лица, в отношении которого ведется производство по делу (законному представителю юридического лица), на составление протокола, если оно извещено надлежащим образом в порядке, установленном подпунктом 3.2.4 пункта 3.2 Порядка, протокол составляется в его отсутствие. Копия протокола направляется в его адрес в течение трех дней со дня составления указанного протокола заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим зафиксировать факт его получения, с соблюдением требований, установленных подпунктом 3.2.4 пункта 3.2 Порядка, в том числе в случае вручения копии протокола защитнику.
3.2.11. Протокол и материалы дела направляются сопроводительным письмом для рассмотрения судье, в контрольный орган в сфере закупок, руководителю территориального органа Федерального казначейства, уполномоченным в соответствии с главой 23 КоАП рассматривать соответствующие дела.
Протокол, составленный должностным лицом Межрегионального контрольно-ревизионного УФК, непосредственно обнаружившим административное правонарушение по результатам рассмотрения информации о наличии признаков административного правонарушения в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, его должностных лиц, полученной из информационных систем (подсистем) Федерального казначейства, а также материалы дела подлежат направлению для рассмотрения в Юридическое управление Федерального казначейства.
Протокол и материалы дела должны быть направлены в течение трех суток с момента составления протокола.
В материалы, прилагаемые к протоколу, направляемые на рассмотрение судье, включаются необходимые для уплаты суммы наложенного административного штрафа реквизиты.
Копии протоколов и материалов дел, направленных для рассмотрения судье, в контрольный орган в сфере закупок, сшиваются должностным лицом территориального органа Федерального казначейства, в производстве которого находилось дело, и хранятся в соответствующих структурных подразделениях территориального органа Федерального казначейства, направивших эти материалы для рассмотрения, не менее пяти лет.
3.3. Определение о возбуждении дела об административном
правонарушении и проведении административного расследования
3.3.1. В случае, если после выявления административного правонарушения осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, принимается решение о возбуждении дела и проведении административного расследования в виде определения по делу об административном правонарушении.
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования оформляется с учетом требований статьи 28.7 КоАП и выносится немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
В случае, если имеющихся сведений недостаточно для составления протокола об административном правонарушении, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, выносится определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, по форме согласно приложению N 21 к Порядку.
3.3.2. Административное расследование по делу, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, проводится указанным должностным лицом.
Все процессуальные документы, формируемые в период административного расследования (а равно по его итогам) и относящиеся к его предмету, подписываются лицом его проводящим.
3.3.3. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу (законному представителю юридического лица), либо направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении или направляется с использованием иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт ее получения адресатом с соблюдением требований, установленных подпунктом 3.2.4 пункта 3.2 Порядка. При этом почтовые или иные документы, свидетельствующие о получении копии указанного определения, приобщаются к материалам дела.
3.3.4. Дело подлежит передаче другому должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы, в следующих случаях:
- проводившее административное расследование должностное лицо территориального органа Федерального казначейства уволено со службы;
- проводившее административное расследование должностное лицо территориального органа Федерального казначейства отстранено от занимаемой должности.
Передача дела может быть осуществлена в следующих случаях:
- проводившее административное расследование должностное лицо территориального органа Федерального казначейства временно отсутствует на службе на момент его завершения, в том числе в связи с временной нетрудоспособностью, пребыванием в командировке или в иных случаях;
- в отношении должностного лица территориального органа Федерального казначейства, проводившего административное расследование, по заявлению лица, привлекаемого к административной ответственности, возбуждена служебная проверка по вопросу неправомерных действий, совершенных первым в отношении второго, при неотстранении должностного лица территориального органа Федерального казначейства от занимаемой должности;
- в отношении должностного лица территориального органа Федерального казначейства, проводившего административное расследование, по заявлению лица, привлекаемого к административной ответственности, возбуждено судебное производство, предметом которого являются неправомерные действия первого в отношении второго;
- имеются иные основания для передачи дела другому должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы.
Передача дела осуществляется на основании служебной записки структурного подразделения территориального органа Федерального казначейства, должностные лица которого уполномочены на составление протоколов, руководителем территориального органа Федерального казначейства (его заместителем) <6> путем наложения резолюции.
--------------------------------
<6> В соответствии с распределением обязанностей между руководителем территориального органа Федерального казначейства и его заместителями.
3.3.5. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления признаков административного правонарушения.
3.3.6. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, уполномоченного составлять протоколы, может быть продлен руководителем территориального органа Федерального казначейства (его заместителем) <7> на срок не более одного месяца. <8>
--------------------------------
<7> В соответствии с распределением обязанностей между руководителем территориального органа Федерального казначейства и его заместителями.
<8> Общий срок продления административного расследования не может превышать один месяц.
Ходатайство оформляется по форме согласно приложению N 8 к Порядку.
3.3.7. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения по форме согласно приложению N 9 к Порядку.
Продление срока проведения административного расследования может быть произведено в следующих случаях:
- неполучение документов на момент окончания первоначального срока административного расследования, запрошенных в рамках его проведения, необходимых для квалификации действия лица, в отношении которого возбуждено дело, в том числе неполучение таких документов в рамках направленного запроса о правовой помощи в порядке главы 29.1 КоАП;
- незавершение к моменту окончания срока административного расследования назначенной в его рамках экспертизы;
- отсутствие к моменту окончания срока административного расследования доказательств надлежащего уведомления лица, в отношении которого возбуждено дело (законного представителя юридического лица), о времени и месте составления протокола, а равно незавершенное к указанному сроку доставление указанного лица в случае наличия соответствующего обращения в органы внутренних дел;
- иные случаи, не позволяющие по объективным причинам завершить административное расследование в сроки, предусмотренные подпунктом 3.3.6 пункта 3.3 Порядка.
Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается лицу, в отношении которого проводится административное расследование (законному представителю юридического лица), в порядке, предусмотренном подпунктом 3.3.3 пункта 3.3 Порядка.
3.3.8. При подтверждении факта совершения административного правонарушения по окончании административного расследования при отсутствии оснований, определенных статьей 24.5 КоАП, составляется протокол в порядке, предусмотренном пунктом 3.2 Порядка.
В случае если по окончании административного расследования факт совершения административного правонарушения не подтвержден, дело должно быть прекращено должностным лицом территориального органа Федерального казначейства, в производстве которого оно находится, путем вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении по форме согласно приложению N 10 к Порядку.
3.4. Определение об отказе в возбуждении дела
об административном правонарушении
3.4.1. Отказ в возбуждении дела при наличии поступивших из правоохранительных органов, из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, структурных подразделений территориального органа Федерального казначейства материалов, а также сообщений и заявлений физических и юридических лиц, сообщений в средствах массовой информации, которые содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, допускается в случае выявления хотя бы одного из обстоятельств, указанных в статье 24.5 КоАП, исключающих производство по делу.
Решение об отказе в возбуждении дела принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы, рассмотревшим указанные выше материалы, сообщения, заявления.
Принятое решение в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП оформляется в виде мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по форме согласно приложению N 11 к Порядку.
Копия определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении направляется лицу, от которого поступили материалы (сообщения, заявления).
3.4.2. Определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях и копии материалов дел хранятся в соответствующих структурных подразделениях территориального органа Федерального казначейства, вынесших такие определения, в порядке, установленном разделом II Порядка, не менее пяти лет.
III.1. Порядок формирования и направления комплекта
документов, свидетельствующих о наличии признаков
отдельных административных правонарушений,
и возбуждения соответствующих дел
3.1.1. В случае получения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство, должностные лица УФК, выявившие признаки административных правонарушений, формируют в порядке, указанном в абзацах втором и третьем пункта 3.1 Порядка, комплект документов (материалов), подтверждающих факт совершения указанного административного правонарушения, а также направляют таблицу в электронной форме, содержащую следующие данные:
- дату заключения договора (контракта);
- номер бюджетного и (или) денежного обязательства;
- сумму бюджетного и (или) денежного обязательства;
- наименование получателя бюджетных средств;
- должностное лицо, подписавшее сведения о бюджетном и (или) денежном обязательстве;
- дату подписания сведений о бюджетном и (или) денежном обязательстве, на основании которых поставлено на учет соответствующее бюджетное и (или) денежное обязательство;
- дату постановки на учет (изменения) бюджетного (денежного) обязательства;
- количестве рабочих дней просрочки постановки на учет сведений о бюджетном и (или) денежном обязательстве.
3.1.2. В случае получения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, выразившегося в нарушении порядка принятия бюджетных обязательств в части принятия бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, должностные лица УФК, выявившие признаки административных правонарушений, формируют и направляют в порядке, указанном в абзацах втором и третьем пункта 3.1 Порядка, комплект документов (материалов), подтверждающих факт совершения указанного административного правонарушения. Указанный комплект должен содержать в том числе следующие документы:
- сведения о бюджетном обязательстве по государственному контракту (договору);
- копии государственного контракта (договора), дополнительного соглашения к государственному контракту (договору), содержащего изменения в части цены;
- отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на дату заключения государственного контракта (договора) или дополнительного соглашения к государственному контракту (договору), содержащего изменения в части цены;
- отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на день, следующий за датой заключения государственного контракта (договора) или дополнительного соглашения к государственному контракту (договору), содержащего изменения в части цены;
- отчет о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на дату размещения извещения в Единой информационной системе в сфере закупок (при наличии).
3.1.3. Должностные лица Отдела производств по делам об административных правонарушениях Межрегионального контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства обеспечивают самостоятельное выявление признаков административных правонарушений, указанных в пунктах 3.1.1 и 3.1.2 Порядка, и возбуждение соответствующих дел не реже одного раза в квартал.