ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 февраля 1996 г. N УБТП-11-133/429
О НЕОБХОДИМОСТИ СТРОГОГО
СОБЛЮДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТРЕБОВАНИЙ
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Анализ материалов уголовных дел, находившихся в производстве таможенных органов, показывает, что как последние, так и надзирающие прокуроры неоднозначно трактуют нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие полномочия таможенных органов как органов дознания, следствием чего являются грубейшие нарушения законности, в частности, проведение следственных действий по уголовным делам, находящимся в производстве таможенных органов, по истечении сроков проведения дознания, установленных ст. 121 УПК РСФСР.
Так, нами отмечались неоднократные случаи возврата надзирающими прокурорами ранее направленных им таможенными органами по подследственности уголовных дел "для проведения дополнительного дознания".
Отмечались и случаи обращений таможенных органов в транспортные прокуратуры для продления сроков дознания по различным составам преступлений, повторного принятия к своему производству уголовных дел, незаконное проведение ими следственных действий без отдельного поручения следователя либо прокурора по уголовным делам, предварительное следствие по которым обязательно, по истечении установленных ст. 121 УПК РСФСР сроков.
УБК ГТК России неоднократно обращало внимание на подобные грубейшие нарушения уголовно-процессуального законодательства, ставило вопрос о немедленном их устранении, привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, их допустивших.
Несмотря на это, подобные недостатки в деятельности таможенных органов продолжают выявляться практически во всех региональных таможенных управлениях.
ГТК России неоднократно своими нормативными и методическими письмами ориентировал таможенные органы на правильное применение уголовно-процессуальных норм, регламентирующих сроки проведения дознания по уголовным делам.
Так, согласно части 1 ст. 121 УПК РСФСР производство дознания по делам, производство предварительного расследования по которым обязательно, должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения дела.
(Применительно к сфере компетенции таможенных органов такими делами являются преступления, предусмотренные ст. ст. 78, 78.1, 78-2, ч. 2 ст. 162.6, ст. 169.1 УК РСФСР.)
В соответствии с ч. 2 ст. 121 УПК РСФСР по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, дознание должно быть закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая в этот срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела.
(Применительно к сфере компетенции таможенных органов такими делами является единственный состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 162.6 УК РСФСР.)
Только при производстве дознания по этому единственному составу преступления срок дознания может быть продлен прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания.
(Применительно к сфере компетенции таможенных органов таким прокурором является надзирающий транспортный прокурор.)
Каких-либо исключений в части, касающейся установления иных сроков проведения дознания по уголовным делам по составам преступлений, производство дознания по которым является компетенцией таможенных органов, действующее законодательство не предусматривает.
Нарушение сроков проведения дознания, как правило, влечет за собой незаконное производство таможенными органами следственных действий по уголовным делам, что является существенным нарушением требований УПК РСФСР, может послужить причиной возврата уголовного дела судом в соответствующий орган предварительного следствия для дополнительного расследования.
Необходимо иметь в виду и то обстоятельство, что в силу ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; в силу ч. 3 ст. 69 УПК РСФСР доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания обстоятельств, перечисленных в ст. 68 УПК РСФСР (событие преступления - время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления, виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, причины и условия, способствующие совершению преступления).
Таким образом, допускаемые таможенными органами на стадии проведения дознания по уголовным делам нарушения требований процессуального законодательства влекут за собой невозможность привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений в сфере таможенного дела.
На основании изложенного, в целях недопущения впредь отмеченных нарушений прошу сориентировать подчиненных сотрудников на неукоснительное соблюдение требований уголовно-процессуального закона, регламентирующего сроки проведения дознания таможенными органами по уголовным делам.
Начальник Управления
по борьбе с таможенными
правонарушениями
ГТК РФ
М.В.ВАНИН