5. Критерии аккредитации метрологических служб юридических лиц на право поверки средств измерений
5.1. МС юридического лица должна установить, внедрить и поддерживать систему управления качеством поверки (далее - система качества).
МС юридического лица должна располагать положением о метрологической службе, персоналом, эталонами, иными СИ и вспомогательным оборудованием, необходимым для реализации требований документов на методики поверки, нормативной и методической документацией, а также помещениями и условиями, обеспечивающими проведение поверки СИ.
Администрация предприятия или организации, в составе которых функционирует аккредитованная МС, должна принять меры, обеспечивающие свободу руководства и сотрудников поверочных подразделений от любого внешнего или внутреннего коммерческого, финансового или другого давления и влияния, которое может оказать отрицательное воздействие на результаты поверки.
Примечания. 1. Положения о МС утверждают руководители государственных органов управления Российской Федерации или юридических лиц.
2. В настоящих правилах под вспомогательным оборудованием понимают технические устройства, не относящиеся к средствам измерений, но используемые при реализации требований документов на методики поверки и оказывающие влияние на показатели их достоверности.
5.2. Документация по вопросам, связанным с обеспечением качества поверочных работ, может быть составной частью общего документа (Руководства по качеству), определяющего цели, структуру и организацию работы системы качества МС, а также предприятия или организации в целом. В этом случае элементы системы качества, определяющие качество поверки, должны быть включены в общее Руководство по качеству или приложены к нему в виде отдельных документов (например, стандартов предприятия).
Документация системы качества должна быть доведена до сведения персонала, принимающего участие в осуществлении предусмотренных работ, понята им, доступна ему и выполняема им.
Работу по обеспечению внедрения системы качества и ее постоянному функционированию осуществляет сотрудник, на которого в установленном организацией - заявителем порядке возложена ответственность за осуществление указанной деятельности и определена его подчиненность должностному лицу, принимающему решения по политике в области качества и выделению ресурсов, необходимых для достижения намеченных целей.
5.3. Руководство по качеству должно содержать комплексное описание МС юридического лица и организацию работ по поверке.
Руководство по качеству должно содержать следующую информацию:
- определение организационной и управленческой структуры МС, ее место в вышестоящей организации и взаимосвязи между управлением качеством, технической деятельностью и вспомогательными службами;
- изложение политики в области обеспечения качества, содержащей заявление руководства об уровне обслуживания, осуществляемого МС, задачи, стоящие перед системой качества, требование к исполнителям ознакомиться с документацией системы качества и следовать в своей деятельности установленной политике и процедурам;
- описание процедуры управления всеми документами, являющимися составной частью системы качества (разработанными внутри МС или поступившими извне);
- описание процедуры анализа заявок на выполнение работ по поверке, включая анализ возможностей и ресурсов метрологической службы;
- описание политики и процедур по выбору необходимых услуг и запасов, влияющих на качество выполнения поверочных работ;
- изложение методов работы с другими подразделениями или организациями, которые являются заказчиками при выполнении поверочных работ (включая процедуры по разрешению претензий);
- описание процедуры приемки, хранения, поверки, оформления ее результатов и выдачи СИ, поступивших на поверку;
- описание политики и процедуры, к которым прибегают в тех случаях, когда какой-либо аспект поверочной деятельности не соответствует требованиям нормативных документов, собственным процедурам МС или согласованным с клиентом требованиям;
- описание политики, процедуры и соответствующих полномочий по принятию корректирующих действий в тех случаях, когда выявлены несоответствующая работа или отступления от политики или процедур, предусмотренных системой качества или нормативной документацией;
- изложение методов определения необходимых улучшений и потенциальных источников несоответствий технического характера или связанных с системой качества;
- описание процедуры идентификации, сбора, индексирования, доступа, систематизации, хранения, ведения и изъятия учетных данных по качеству и техническим вопросам, связанным с выполнением поверочных работ, сведения об информационных технологиях, обеспечивающих учет поверительных клейм и результатов поверки;
- описание порядка составления и утверждения графика, а также процедуры проведения внутренних проверок системы качества, включая вопросы анализа результатов проверки, проводимого руководством МС;
- сведения о поверяемых СИ и средствах поверки, необходимых для поверки СИ, установленных областью аккредитации (форма 2 приложения 2);
- сведения о кадровом составе (персонале) сотрудников, проводящих поверку (форма 3 приложения 2);
- должностные инструкции;
- процедуры и инструкции (или ссылки на процедуры и инструкции) на выполнение работ;
- сведения о состоянии производственных помещений (форма 4 приложения 2);
- сведения о применяемых нормативных документах и документах на методики поверки (форма 2 приложения 2);
- сведения об оснащенности эталонами и вспомогательным оборудованием (форма 5 приложения 2).
Рекомендуется включать в Руководство по качеству описание процедуры выбора места и условий проведения поверки СИ, которые, по техническим причинам или в соответствии с действующими метрологическими правилами и нормами, не могут быть поверены самой МС.
Ведение Руководства по качеству возлагается на сотрудника МС юридических лиц, назначенного руководством организации - заявителя.
5.4. Эталоны
5.4.1. МС юридического лица должна иметь эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование, необходимые для проведения поверки всех СИ, определенных областью аккредитации. Эталоны должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке, а вспомогательное оборудование подвергнуто контролю работоспособности в соответствии с требованиями технической документации.
Примечание. Все эталоны, помимо свидетельств о поверке, должны иметь в наличии протоколы поверки, которые сохраняют в течение всего периода использования эталона.
5.4.2. Эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование, используемые при осуществлении поверки, следует содержать в условиях, обеспечивающих их работоспособность, сохранность и защиту от повреждения и преждевременного износа.
Для эталонов, СИ и вспомогательного оборудования должны быть разработаны и утверждены руководством метрологической службы графики по техническому обслуживанию, а также графики поверки эталонов и проверки работоспособности вспомогательного оборудования.
5.4.3. Неисправные эталоны, иные СИ и вспомогательное оборудование следует снимать с эксплуатации и снабжать соответствующими этикетками, указывающими на их непригодность для выполнения своих функций (в случае, если нанесение этикетки невозможно, следует принять иные меры по недопущению случайного использования неисправного оборудования в процессе поверки; эти меры должны быть описаны в Руководстве по качеству).
5.4.4. На каждый эталон и каждую единицу вспомогательного оборудования должна быть нанесена этикетка, отражающая их состояние: пригодный к эксплуатации, годный с ограничениями, подлежащий ремонту (этикетку наносят не на само устройство, а на упаковку или ячейку для хранения); и оформлен учетный документ в МС юридического лица. Учетный документ на каждую единицу оборудования должен включать следующие сведения:
- наименование;
- предприятие - изготовитель (фирма), тип (марка), заводской и инвентарный номер;
- метрологические характеристики;
- дату изготовления, дату получения и ввода в эксплуатацию;
- состояние при покупке (новый, бывший в употреблении, после ремонта и т.п.);
- место расположения (при необходимости);
- данные о неисправностях, ремонтах и техобслуживании;
- данные о поверках, межповерочный интервал.
5.5. Персонал
5.5.1. Персонал должен иметь профессиональную подготовку, технические знания и опыт, необходимые для проведения поверки в заявленной области аккредитации.
5.5.2. Поверочные лаборатории должны располагать достаточным количеством поверителей, обеспечивающим выполнение планируемого объема работ.
5.5.3. Каждый специалист должен иметь должностную инструкцию, устанавливающую функции, обязанности, права и ответственность, требования к образованию, техническим знаниям и опыту работы.
5.5.4. Поверка средств измерений осуществляется физическим лицом, аттестованным в качестве поверителя органом ГМС.
5.6. Помещения и окружающая среда
5.6.1. Помещения для проведения поверки должны соответствовать по производственной площади характеру и объему выполняемых работ. Состояние помещений и обеспечиваемые в них условия (температура, влажность, чистота воздуха, освещенность, звуко- и виброизоляция, защита от излучений, магнитного, электрического и других физических полей, снабжение электроэнергией, водой, воздухом, теплом, хладагентом и т.п.) должны соответствовать требованиям нормативных документов по поверке, санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды. Соответствие помещений установленным требованиям должно быть документально подтверждено.
Условия, в которых производят поверку, не должны отрицательно влиять на полученные результаты и снижать их нормированную точность. Это требование распространяют и на помещения, не принадлежащие заявителю, но используемые им в целях поверки, а также на передвижные поверочные лаборатории.
5.6.2. Доступ к месту проведения поверки следует контролировать.
5.7. Нормативная документация
5.7.1. МС юридического лица должна располагать актуализированной документацией, включающей:
- организационные и методические НД;
- документы на методики поверки СИ, определенные областью аккредитации, в том числе официальными изданиями стандартов, регламентирующих деятельность в области поверки;
- документы, регламентирующие правила поддержания в надлежащем состоянии эталонов и вспомогательного оборудования (графики поверки, паспорта, эксплуатационная документация);
- документы, определяющие хранение информации и результатов поверки (протоколы, рабочие журналы, автоматизированные информационные системы и т.п.).
В поверочных подразделениях аккредитованной метрологической службы должны быть установлены и документированы процедуры, обеспечивающие актуализацию и наличие в установленных местах НД, связанных с проведением поверки, техникой безопасности и ведением документации.
5.8. Поверяемые средства измерений
Должны быть установлены правила приемки, хранения и возврата СИ, поступающих на поверку.
5.9. Учет результатов поверки и хранение документов.
Поверочные подразделения аккредитованных МС юридических лиц должны иметь систему учета и документирования результатов поверки, которая обеспечивает регистрацию протоколов поверки, выданных свидетельств о поверке и извещений о непригодности СИ, использовании поверительных клейм, а также возможность передачи указанных данных в соответствующую автоматизированную систему (АИС) учета поверочной деятельности Госстандарта России.
МС должны обладать документально подтвержденными процедурами по хранению (включая продолжительность) и защите хранимой информации. Сведения о результатах поверок следует хранить не менее трех межповерочных интервалов.
5.10. Регистрация, хранение и выдача поверительных, защитных и аннулирующих клейм
Хранение и учет поверительных клейм в МС юридических лиц возлагают на ответственного сотрудника, назначаемого руководством МС. Поверительные клейма выдаются персонально каждому поверителю с регистрацией в журнале учета. Соответствующую информацию передают в АИС учета поверочной деятельности Госстандарта России.
5.11. Юридическое лицо, в составе которого функционирует аккредитуемая метрологическая служба, должно иметь достаточные ресурсы, требуемые для деятельности в области поверки СИ.