VI. МАШИНИСТЫ КРАНОВ (КРАНОВЩИКИ)
УКАЗАНИЯ ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ НОРМАТИВАМИ ЧИСЛЕННОСТИ
Нормативы численности машинистов кранов (крановщиков), управляемых из кабины, приведены в карте 72.
При пользовании этими нормативами расчет численности крановщиков производится по следующим формулам:
Явочная численность
где
Списочная численность
где
Пример расчета численности машинистов кранов (крановщиков) по нормативам приводится далее. Численность машинистов железнодорожных кранов и их помощников определяется по соответствующим единым нормам (см. приложение к сборнику).
Пример расчета
Необходимо определить численность крановщиков в сборочном цехе предприятия.
Исходные данные. В пролетах цеха действуют во всех сменах шесть электромостовых кранов
Расчет. По карте 72, поз. 1 определяем норматив численности крановщиков
С учетом исходных данных определяем явочную численность крановщиков
Затем - списочную численность
Округлив расчетное значение
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
Машинисты кранов (крановщики) обслуживают в цехах предприятия электрические мостовые краны.
Управление краном осуществляется из кабины.
Управление кранами с пола, а также стропление грузов в этом случае осуществляется основными производственными рабочими цеха, имеющими соответствующие права.
Показатели режима работы крана, определенные по рекомендациям ВНИИПТмаша, приводятся ниже.
─────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────── Наименование и условное │Средний коэффициент использования крана обозначение режима работы крана ├────────────────────┬──────────────────── │по грузоподъемности │ по времени работы │ крана │ в течение суток ─────────────────────────────────┼────────────────────┼──────────────────── Легкий (Л) │ 0,4 │ 0,4 Средний (С) │ 0,65 │ 0,45 Тяжелый (Т) │ 0,9 │ 0,5 Весьма тяжелый (ВТ) │ 1,0 │ 0,65 ─────────────────────────────────┴────────────────────┴────────────────────
Обслуживаемые крановщиками рабочие места (технологическое оборудование) участка (пролета) цеха расположены в порядке, обеспечивающем необходимый при передвижении крана обзор, а также видимость сигналов вызова крана, окончания застропки или расстропки грузов (деталей, узлов, изделий).
Опасные при перемещении грузов зоны на участке (в пролете) цеха окрашены в условные цвета, обозначены соответствующими знаками или огорожены.
Вызов крана производится по сигналу (движением руки или свистком) мастером участка или бригадиром производственной бригады. На отдельных предприятиях кран вызывается по телефону.
────────────────────────────────────────┬────────────────────────────────── НОРМАТИВЫ ЧИСЛЕННОСТИ МАШИНИСТОВ КРАНОВ│ Основное и вспомогательное (крановщиков) │ производство ├────────────────────────────────── │ Карта 72 ────────────────────────────────────────┴────────────────────────────────── Содержание работы 1. Приемка крана, опробование и периодическая смазка его основных механизмов. 2. Подъем, перемещение и опускание грузов (включая заливку расплавленного металла в формы) с помощью крана. 3. Передвижение крана к различным рабочим местам в пролете. 4. Сдача смены. В состав рабочего времени крановщика также входят регламентированные его перерывы в связи с ожиданием окончания застропки или расстропки груза и вызова крана. ─────────┬───────────────────────────────────────────┬────────┬──────────── N │ Наименование вида кранов │ Режим │Численность позиции │ │ работы │крановщиков │ │ крана │в смену на │ │ │ один кран ─────────┼───────────────────────────────────────────┼────────┼──────────── 1 │Мостовые электрические, управляемые из│ Все │ 1 │ кабины │ режимы │ ─────────┼───────────────────────────────────────────┼────────┼──────────── 2 │Краны-штабелеры мостового типа, управляемые│ То же │ 1 │ из кабины │ │ ─────────┼───────────────────────────────────────────┼────────┼──────────── 3 │Краны мостовые электрические; краны-│ " │ - │ штабелеры, управляемые с пола; а также│ │ │ однобалочные, грейферные и прочие,│ │ │ управляемые с пола │ │ ─────────┴───────────────────────────────────────────┴────────┴────────────
Примечания:
1. При определении явочной численности крановщиков следует иметь в виду, что норматив по поз. 3 не установлен, так как в этом случае краном управляет основной производственный рабочий.
2. В литейных, кузнечных и гальванических цехах, независимо от объема работ и загрузки крана, разрешается иметь одного крановщика в смену.
3. В случаях эпизодической загрузки нескольких кранов в одном цехе менее половины смены допускается обслуживание двух и более кранов.