XII. Публикация индекса потребительских цен
XII.1. ИПЦ за месяц публикуется в ежемесячном экономическом докладе Госкомстата России "Социально - экономическое положение России" и размещается на сайте Госкомстата России в информационной системе Интернет в сроки, предусмотренные Федеральной программой статистических работ.
XII.2. ИПЦ по России в целом ежеквартально публикуется в "Российской газете" до 20 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. В те же сроки публикуется ИПЦ за квартал, рассчитанный по набору товаров и услуг без учета товаров необязательного пользования.
XII.3. Информация об ИПЦ за год публикуется в ежегодных статистических изданиях "Российская Федерация в цифрах", "Российский статистический ежегодник", "Регионы России", а также в статистическом сборнике "Цены в России".
XII.4. Порядок публикации ИПЦ на региональном уровне определяется территориальными органами государственной статистики.
XII.5. В случае необходимости может производиться корректировка ранее опубликованных данных, с учетом имевших место уточнений.
XII.6. При опубликовании внешними пользователями информации об ИПЦ, рассчитанном Госкомстатом России, а также другой ценовой информации, собираемой органами государственной статистики, в обязательном порядке должна производиться ссылка на источник информации (Госкомстат России).
* * *
С введением настоящих Основных положений отменяется ранее действовавшее Положение "О порядке наблюдения за изменением цен и тарифов на товары и услуги, определения индекса потребительских цен", утвержденное Постановлением Госкомстата России от 26 мая 1995 г. N 79.
* * *
По мере совершенствования информационной базы, используемой для расчетов индексов потребительских цен, в настоящие "Основные положения" могут быть внесены соответствующие изменения.
Управление статистики
цен и финансов
Госкомстата России
КРАТКИЙ ГЛОССАРИЙ
Индекс цен - относительный показатель, выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени или в пространстве.
Индивидуальный индекс цен - представляет собой отношение цены конкретного товара (услуги) в определенный период времени к цене того же товара (услуги) в базисном периоде.
Сводный индекс цен - взвешенное среднее значение всех индивидуальных индексов цен.
Индекс цен базисный - базисный индекс рассчитывается как отношение цены текущего периода к цене периода, принятого за базу.
Индекс цен цепной - строится методом отнесения цены текущего периода к цене предыдущего периода. При постоянных весах действует правило, согласно которому произведение цепных индексов равняется базисному.
Базисный период индекса - период, для которого значение индекса устанавливается равным 1,0, или 100%.
Цена (тариф) - денежное выражение стоимости товара (услуги) в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара. Уровень цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки (особенность товара, его конкурентоспособность, степень монополизации рынка и т.п.), а также субъективных обстоятельств (выбор контрагента, рынка сбыта, времени, места и способа заключения сделки и т.п.).
Потребительская (розничная) цена (тариф) - фактическая цена или тариф на товары и услуги, реализуемые в свободной продаже в организациях торговли сферы услуг в стационарных торговых заведениях и при передвижной торговле (киоски, палатки и т.д.), а также на рынках. Потребительская цена является конечной ценой потребления и включает в себя НДС, акциз, налог с продаж и другие косвенные налоги, а также затраты и прибыль организаций товаропроводящей сети.
Сопоставимая цена (тариф) - цена (тариф), зарегистрированная в одной и той же организованной торговле (сфере услуг) на один и тот же товар (услугу).
Средняя цена (тариф) - среднеарифметическая величина из уровней цен товара (услуги) - представителя, зарегистрированных в различных городах.
Средняя арифметическая взвешенная цена -
n SUM pidi i=1 P = ----------, n SUM di i=1
где:
pi - цена товара;
dj - доля численности населения территории.
Регистрация цен (тарифов) - метод сбора информации о ценах на товары (услуги), вошедшие в сформированные наборы товаров (услуг) - представителей в организациях, отобранных для наблюдения за потребительскими ценами.
Товар (услуга) - представитель - вся совокупность товаров (услуг) определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские их свойства, и должны быть однородными по своему потребительскому назначению.
Набор товаров (услуг) - представителей - единая для всех регионов Российской Федерации репрезентативная выборка групп товаров и платных услуг, наиболее часто потребляемых населением.
Взвешивание - метод индексных расчетов для получения сводных показателей из индивидуальных элементов, каждому из которых придается определенное значение, или вес, в общей их совокупности.
Веса - мера относительной значимости товара (услуги) в рамках сводного индекса цен.