ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПИСЬМО
от 2 июня 1999 г. N 04-12/11-367
ПО ВОПРОСУ О ВЗИМАНИИ ПЛАТЕЖЕЙ
ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ С ПЛАТЕЛЬЩИКОВ
ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 12.05.99 N ЮМ-П13-15353 Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды представляет свою позицию по вопросу о взимании платежей за загрязнение окружающей среды с плательщиков единого налога на вмененный доход.
Действие норм Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" не может распространяться на взимание платежей, перечисляемых во внебюджетные экологические фонды, и, следовательно, указанные платежи не могут быть заменены единым налогом на вмененный доход по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Согласно указанной ст. 19 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" к федеральным налогам относятся платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии же со ст. 21 Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" платежи за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения подлежат перечислению в государственные внебюджетные экологические фонды, а не в соответствующие бюджеты.
При этом следует отметить, что Закон РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (ст. 20) разграничивает плату за природные ресурсы (за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов и на воспроизводство и охрану природных ресурсов) и плату за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия (за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов и сверх установленных лимитов).
Далее, ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" предусматривает зачисление сумм единого налога в установленном размере в следующие государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Перечисление части суммы единого налога в государственные внебюджетные экологические фонды законом не предусмотрено. Тем самым нарушаются требования ст. 20 (ч. 4) и 21 (ч. 2) Закона РСФСР от 19.12.91 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды", а также Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", предусматривающего, что плата за загрязнение окружающей среды взимается со всех предприятий, учреждений, организаций, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
Следует отметить, что в разъяснениях Министерства Российской Федерации по налогам и сборам нет единого мнения по данному вопросу. Так, в письме МНС России от 17.12.98 N 02-01-13 указано, что экологические платежи действительно не могут быть заменены единым налогом на вмененный доход, и должны уплачиваться в установленном порядке за счет дохода, остающегося в распоряжении организации после налогообложения.
Для устранения указанного противоречия возможно принять следующие меры:
а) подготовить совместные разъяснения МНС России и Госкомэкологии России о нераспространении норм Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" на взимание платежей, перечисляемых во внебюджетные экологические фонды, в случае, если будет достигнута соответствующая договоренность;
б) подготовить проект Федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
При подготовке проекта необходимо обязательно решить вопрос о платежах, перечисленных природопользователями за период существования спорной ситуации: будут ли указанные платежи возвращены природопользователям либо останутся в распоряжении экологических фондов.
Заместитель Председателя
Государственного комитета
Российской Федерации
по охране окружающей среды
В.М.АСТАПЧЕНКО