Приложение 2. АНАЛИЗ РИСКА

Приложение 2

АНАЛИЗ РИСКА

Анализ риска представляет собой ряд логических шагов, позволяющий систематически определять и оценивать опасности, связанные с эскалаторами и пассажирскими конвейерами, а также их причины и последствия.

Определение опасностей при последующей оценке их тяжести и вероятности возникновения дает возможность получить меру риска, связанного с той или иной опасностью. После анализа и оценки каждой опасности и ее последствий принимаются меры, направленные на устранение опасности, или (в случае необходимости) принимаются соответствующие меры безопасности, направленные на снижение соответствующего риска до приемлемого уровня безопасности.

Определение риска - это всесторонняя оценка степени риска и связанных с ним последствий. Причины и следствия каждой опасности оцениваются по вероятности возникновения опасности и серьезности ее последствий. Сочетание серьезности опасности и частоты ее возникновения дает количественную оценку риска, связанного с этой опасностью.

                        Схема оценки риска

┌───────────────┐         ┌───────────────┐   ┌──────────────────┐
│     Риск,     │         │  Серьезности  │   │ Частота случаев  │
│  связанный с  │         │  возможного   │   │      ущерба      │
│рассматриваемой│         │   ущерба от   │   │    Частота и     │
│  опасностью   │ зависит │рассматриваемой│ x │продолжительность │
│               │   от    │   опасности   │   │   воздействия    │
│               │         │               │   │   Вероятность    │
│               │         │               │   │  возникновения   │
│               │         │               │   │ опасного события │
│               │         │               │   │    Возможность   │
│               │         │               │   │   избежать или   │
│               │         │               │   │ ограничить ущерб │
└───────────────┘         └───────────────┘   └──────────────────┘

Серьезность опасности это качественная мера самых наихудших возможных последствий, которые может вызвать конкретная опасность. Серьезность оценивается с учетом воздействия опасности на людей, оборудование и окружающую среду.

При оценке частоты возникновения опасности учитываются следующие факторы:

- частота и продолжительность воздействия;

- вероятность возникновения опасного события;

- технические и человеческие возможности избежать или ограничить ущерб (например: осведомленность о степени риска, уменьшение скорости, установка аварийных систем, устройства остановки оборудования и др.).

В таблице "Оценка риска" определены критерии серьезности опасности и вероятность уровней ее возникновения.

В результате оценки риска делается вывод, в какой степени оборудование (эскалатор или пассажирский конвейер) работает на допустимом уровне безопасности.

Если при создании нового оборудования, новой технологии, изменении условий окружающей среды или эксплуатации выявляется неприемлемый уровень безопасности, то для снижения риска следует использовать следующие методы:

- ликвидировать опасность, если это возможно (изменив проект или путем замены);

- если обнаруженную опасность нельзя ликвидировать, приняв соответствующие меры для снижения риска до приемлемого уровня безопасности (например: перепроектирование оборудования, изменение технологии, применение дополнительных устройств безопасности, ввод дополнительных средств безопасности и др.);

- уведомление пользователя оборудования о наличии остаточного риска (который больше нельзя уменьшить) и предоставление информации о дополнительных мерах безопасности, дополнительное обучение обслуживающего персонала, установка дополнительных предупредительных знаков, применение средств индивидуальной защиты и др.

ОЦЕНКА РИСКА

┌────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│    Частота     │              Тяжесть события                  │
│    событий     ├──────────┬───────────┬─────────────┬──────────┤
│                │    I -   │    II -   │     III -   │IV - Несу-│
│                │Катастро- │Критическая│  Небольшая  │щественная│
│                │ фическая │           │             │          │
├────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────┼──────────┤
│A - Часто       │    IA    │    IIA    │    IIIA     │\\\IVA\\\\│
├────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────┼──────────┤
│B - Вероятно    │    IB    │    IIB    │////IIIB/////│\\\IVB\\\\│
├────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────┼──────────┤
│C - Редко       │    IC    │////IIC////│\\\\IIIC\\\\\│...IVC....│
├────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────┼──────────┤
│D - Единично    │////ID////│\\\\IID\\\\│\\\\IIID\\\\\│...IVD....│
├────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────┼──────────┤
│E - Маловероятно│\\\\IE\\\\│\\\\IIE\\\\│....IIIE.....│...IVE....│
├────────────────┼──────────┼───────────┼─────────────┼──────────┤
│F - Невероятно  │....IF....│....IIF....│....IIIF.....│...IVF....│
└────────────────┴──────────┴───────────┴─────────────┴──────────┘

┌─────────┐
│         │ Неприемлемо, необходимы корректирующие действия
└─────────┘

┌─────────┐
│/////////│ Нежелательно, необходимы корректирующие действия
└─────────┘ для снижения риска

┌─────────┐
│\\\\\\\\\│ Приемлемо с проверкой, необходима проверка
└─────────┘ для определения нужны ли какие-либо действия

┌─────────┐
│.........│ Приемлемо без проверки, не требуется никаких действий
└─────────┘

Категория тяжести событий

I - Катастрофическая - смерть, разрушение оборудования.

II - Критическая - серьезные повреждения, серьезные увечья людей, серьезные разрушения оборудования.

III - Небольшая - небольшие повреждения, небольшие повреждения оборудования.

IV - Несущественная - отсутствие повреждений людей и оборудования.

Уровень частоты событий

A - Часто - случается часто.

B - Вероятно - случается часто в течение срока службы оборудования.

C - Редко - случается несколько раз в течение срока службы оборудования.

D - Единично - случается по крайней мере 1 раз за срок службы оборудования.

E - Маловероятно - маловероятно, на практике не отмечено.

F - Невероятно - не может произойти, кроме как в результате намеренного действия.