2. Цель и основные принципы надзорной и контрольной деятельности
2.1. Госгортехнадзор России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, на который возложено осуществление соответствующего нормативного регулирования, специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций.
Госгортехнадзор России в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет контрольные и надзорные функции в области:
1) промышленной безопасности в угольной, горнорудной, нерудной, металлургической, коксохимической, нефте- и газодобывающей промышленности, при ведении геолого-разведочных и геолого-маркшейдерских работ, строительстве подземных сооружений и подземных объектов транспортного, специального и иного хозяйственного назначения, при ведении взрывных и горных работ, а также пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
2) промышленной безопасности в химической, нефтехимической, нефте- и газоперерабатывающей промышленности, при переработке зерна, хранении зерна и продуктов его переработки и в других отраслях промышленности, где получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, перевозятся и уничтожаются опасные вещества;
3) промышленной безопасности магистральных нефте-, газо- и продуктопроводов, систем газоснабжения природными и сжиженными углеводородными газами, используемыми в качестве топлива;
4) промышленной безопасности подъемных сооружений, паровых и водогрейных котлов, оборудования, работающего под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также технических устройств и оборудования, предназначенных для применения на опасных производственных объектах;
5) разработки, испытания, изготовления в организациях - потребителях взрывчатых материалов промышленного назначения, а также их перевозки, хранения, применения, уничтожения и учета;
6) безопасности гидротехнических сооружений в подконтрольных организациях;
7) рационального использования и охраны недр при добыче и переработке полезных ископаемых (включая гидроминеральные ресурсы и общераспространенные полезные ископаемые), а также при использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых (в том числе отработанных горных выработок и естественных подземных полостей для размещения в них объектов экономики);
8) безопасности при перевозке опасных грузов по вопросам, отнесенным к компетенции Госгортехнадзора России;
9) технической безопасности при использовании атомной энергии;
10) безопасности сложных технических систем и комплексов, объединяющих опасные производственные объекты нескольких категорий.
2.2. Основной целью надзорной и контрольной деятельности органов Госгортехнадзора России является выявление и пресечение нарушений требований промышленной безопасности и охраны недр.
Надзорная и контрольная деятельность <*> является важнейшим направлением работы Госгортехнадзора России и главным звеном системы государственного регулирования промышленной безопасности. Надзорная деятельность направлена на реализацию государственной политики в области промышленной безопасности, предупреждение аварий и несчастных случаев на производстве, охрану и рациональное использование недр.
--------------------------------
<*> Далее - надзорная деятельность.
Надзорная деятельность осуществляется Госгортехнадзором России в комплексе с нормативным регулированием промышленной безопасности, специальными разрешительными и другими функциями, реализуемыми в рамках системы государственного регулирования промышленной безопасности (приложение).
2.3. Надзорная деятельность организуется и осуществляется органами Госгортехнадзора России как система мероприятий, проводимых в определенной циклической последовательности (приложение):
планирование мероприятий надзорной деятельности;
организация надзорной деятельности;
осуществление надзорной деятельности;
анализ результатов, подготовка отчетных данных и разработка мероприятий по совершенствованию надзорной деятельности.
2.4. Главными принципами функционирования системы государственного надзора в области промышленной безопасности являются:
системность и планирование надзорной деятельности;
комплексный подход к осуществлению надзорной и разрешительной деятельности Госгортехнадзора России, нормативного регулирования в области промышленной безопасности и охраны недр;
рациональность и гибкость организационной структуры;
четкое распределение задач, прав и обязанностей руководителей и работников органов Госгортехнадзора России;
единая методология государственного надзора;
своевременное обращение необходимой информации, ее анализ и использование на всех уровнях системы Госгортехнадзора России;
непрерывность совершенствования организации и методологии системы государственного надзора;
гласность и открытость надзорной деятельности;
обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного надзора.
2.5. Надзорная деятельность органов Госгортехнадзора России и их работников планируется и организуется исходя из результатов оценки эффективности функционирования в подконтрольных организациях систем производственного контроля или систем управления промышленной безопасностью в целом.
Результаты такой оценки являются основанием для определения частоты (периодичности), целей и задач контрольных обследований, проводимых органами Госгортехнадзора России, решения других вопросов организации надзорной деятельности, а также определения планируемой и фактической нагрузки на инспекторский состав.
Оценка эффективности производственного контроля или систем управления промышленной безопасностью осуществляется органами Госгортехнадзора России на основании анализа состояния промышленной безопасности, аварийности и травматизма на производстве, количества и характера выявляемых нарушений требований промышленной безопасности, а также результатов экспертизы промышленной безопасности.
2.6. Важным условием обеспечения эффективности надзорной деятельности является накопление, анализ и комплексное использование информации о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Сбор такой информации осуществляется по результатам обследования опасных производственных объектов, на основании деклараций промышленной безопасности, отчетов, уведомлений и иных документов подконтрольных организаций, заключений экспертизы промышленной безопасности, анализа причин аварий и несчастных случаев на производстве и пр.
2.7. В целях реализации государственной политики в области промышленной безопасности органы Госгортехнадзора России при осуществлении надзорной деятельности взаимодействуют с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, общественными и профсоюзными организациями.
Основными формами совместной работы с другими надзорными и контрольными органами являются: взаимный обмен информацией; совместное проведение обследований подконтрольных организаций; выполнение других мероприятий, в том числе совещаний специалистов и собраний трудовых коллективов в подконтрольных организациях с рассмотрением вопросов состояния промышленной безопасности; проведение дней безопасности и смотров - конкурсов по промышленной безопасности.
Эти формы работы должны максимально использоваться для пропаганды промышленной безопасности и разъяснительной работы среди работников опасных производственных объектов.
В необходимых случаях при осуществлении надзорной деятельности организуется взаимодействие с научно-исследовательскими, экспертными и проектными организациями, специализированными спасательными подразделениями.