2.3. Обследование состояния ответственных элементов и отдельных узлов оборудования ВУГП

2.3. Обследование состояния ответственных
элементов и отдельных узлов оборудования ВУГП

2.3.1. Основные положения

Обследование состояния ответственных элементов оборудования ВУГП включает в себя визуальный осмотр, визуально-оптическую, ультразвуковую дефектоскопию и толщинометрию деталей вентилятора.

Визуальному осмотру подлежат:

сварные швы рам, кожухов и других металлоконструкций;

подшипниковые узлы;

рабочие колеса осевых и центробежных вентиляторов;

лопатки направляющих и спрямляющих аппаратов;

лопатки центробежных вентиляторов.

Визуальный осмотр проводится невооруженным глазом. Опознание отдельных мелких дефектов рекомендуется вести с помощью лупы с увеличением до семикратного.

Для уточнения наличия дефектов рекомендуется применять капиллярные или магнитные методы контроля. Технологии проведения контроля данными методами приведены в соответствующих инструкциях.

Ультразвуковой дефектоскопии подлежат:

вал рабочего колеса;

промежуточный вал;

анкерные болты вентиляторов;

лопатки рабочих колес.

Ультразвуковой толщинометрии подлежат лопатки рабочих колес центробежных вентиляторов.

2.3.2. Ультразвуковой контроль вала рабочего колеса с подшипниками качения и промежуточного вала

Перед проведением контроля шахты проводятся следующие подготовительные работы. Демонтируют промежуточный вал и укладывают на подставки. С дальней от электродвигателя стороны вала рабочего колеса снимают торцевую крышку подшипника. Торцы вала зачищаются металлическими щетками, а затем наждачной бумагой до шероховатости не хуже Rz 40.

Контроль валов ведется на частоте 2,5 МГц. При прозвучивании толщины более 260 мм рекомендуется частота 1,8 МГц.

Для контроля используются нормальные ПЭП. Рекомендуется искатели дополнить насадками с углом ввода 4 и 6.

Настройка дефектоскопа производится на испытательном образце в виде цилиндра диаметром 60 - 100 мм и длиной 1000 мм, имеющем искусственные дефекты площадью:

7 кв. мм - на расстоянии 100 мм;

50 кв. мм - на расстоянии 400 мм;

80 кв. мм - на расстоянии 700 мм.

Для определения контролируемых параметров дефектоскопа и ПЭП используются стандартные образцы N 1, 2, 3.

Установленную чувствительность с помощью СО N 1 переводят в условную чувствительность, что в дальнейшем будет служить для настройки чувствительности прибора.

Контроль осуществляется путем постепенного обвода ПЭП по периметру торца вала с удалением от его края по радиусу на 5 - 10 мм с шагом сканирования не более 0,5 диаметра пьезопластин ПЭП. Скорость сканирования должна быть в пределах 50 - 150 мм/с.

Схемы прозвучивания валов приведены на рис. 4 и 5.

Недопустимыми дефектами считаются выходящие на поверхность поперечные и наклонные трещины.

Вопрос о дальнейшей эксплуатации детали после устранения обнаруженного дефекта (за исключением трещины) решается ЭТК на основании данных о размерах, форме и местоположении дефекта.

2.3.3. Дефектоскопия валов с подшипниками скольжения

Валы рабочих колес шахтных вентиляторов главного проветривания с подшипниками скольжения подвергаются дефектоскопии в местах сопряжений подшипниковых шеек и галтелей вала.

Контроль галтелей шеек валов проводится методом капиллярной дефектоскопии (цветной вариант).

Недопустимыми дефектами считаются поперечные трещины на галтелях, указывающие на усталость металла в зоне перехода.

2.3.4. Дефектоскопия анкерных болтов

Контроль проводится ультразвуковым методом с применением стандартного прямого преобразователя с рабочей частотой 5 МГц.

Прозвучивание проводится продольными волнами со стороны торца анкерного болта.

Настройку чувствительности и скорости развертки дефектоскопа проводят на специальном контрольном образце, представляющем собой анкерный болт с искусственным дефектом типа надреза (пропила) глубиной 2 мм, шириной не более 1,5 мм, нанесенного от торца на расстоянии, равном длине резьбы.

Если амплитуда сигнала от дефекта на контролируемом анкерном болте равна или превышает амплитуду сигнала от искусственного дефекта на контрольном образце, болт считается бракованным.

2.5.5. Ультразвуковая толщинометрия обшивок лопаток центробежных вентиляторов

Величину абразивного износа обшивок лопаток на рабочих колесах центробежных вентиляторов контролируют ультразвуковыми толщиномерами, указанными в п. 1.7.2 настоящих Методических указаний.

Контроль осуществляется на каждой лопатке с внутренней и внешней сторон в трех точках с проведением в каждой точке трех замеров (рис. 6).

Величина износа толщины обшивки каждой лопатки определяется разницей между начальной толщиной и среднеарифметическим всех замеров.