ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2010 г. N 183
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.6.1.2819-10
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ,
ПРОЖИВАЮЩЕГО В РАЙОНАХ ПРОВЕДЕНИЯ (1965 - 1988 ГГ.)
ЯДЕРНЫХ ВЗРЫВОВ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ"
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
Утвердить СанПиН 2.6.1.2819-10 "Обеспечение радиационной безопасности населения, проживающего в районах проведения (1965 - 1988 гг.) ядерных взрывов в мирных целях" (приложение).
Г.Г.ОНИЩЕНКО
Приложение
Утверждены
Постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
от 29.12.2010 N 183
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ,
ПРОЖИВАЮЩЕГО В РАЙОНАХ ПРОВЕДЕНИЯ (1965 - 1988 ГГ.)
ЯДЕРНЫХ ВЗРЫВОВ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ
Санитарные правила и нормативы
СанПиН 2.6.1.2819-10
I. Область применения
1.1. Настоящие Правила устанавливают санитарно-гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности населения, проживающего в районах проведения (1965 - 1988 гг.) ядерных взрывов в мирных целях (МЯВ) и/или использующего территории, расположенные вблизи мест проведения МЯВ, в хозяйственных целях.
1.2. Правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, независимо от их подчиненности и формы собственности, осуществляющими деятельность в районах проведения МЯВ, проектными организациями, разрабатывающими документацию по осуществлению работ, направленных на обеспечение радиационной безопасности на территории в месте проведения МЯВ, а также для администрации субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.
1.3. Настоящими правилами должны руководствоваться в своей работе органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также иные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль в области обеспечения радиационной безопасности населения и осуществляющие контроль за безопасностью.
1.4. Требования Правил не распространяются на объекты хранения газового конденсата, образованные с использованием ядерно-взрывной технологии, радиационная безопасность на которых обеспечивается в соответствии с СП 2.6.1.2622-10 "Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности на объектах хранения газового конденсата в подземных резервуарах, образованных с применением ядерно-взрывной технологии" (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.06.2010, регистрационный N 17483).
II. Общие положения
2.1. Подземные полости, образовавшиеся в результате МЯВ и содержащие радиоактивные отходы, а также территории, прилегающие к местам проведения МЯВ, на которых имеется остаточное радиоактивное загрязнение, являются результатом прошлой хозяйственной деятельности и представляют собой источники потенциального и существующего облучения. В соответствии с пунктом 2.3.6 СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ - 99/2010) (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 августа 2010 г., регистрационный номер 18115) радиационная безопасность на таких территориях обеспечивается мерами защиты на основе принципа оптимизации, направленными на локализацию источника, ограничение доступа и информирование населения о факторах радиационной опасности.
2.2. Существующее техногенное облучение связано с выносом радионуклидов из полости взрыва на поверхность и/или в водоносные горизонты за счет естественных процессов миграции или нарушения герметичности полости в результате антропогенного воздействия.
2.3. Источником дополнительного внешнего техногенного облучения отдельных лиц из населения (критической группы населения) за время нахождения на территории, прилегающей к месту проведения МЯВ, могут быть загрязненные радионуклидами почва и объекты окружающей среды.
2.4. Источниками существующего дополнительного внутреннего техногенного облучения населения, обусловленного влиянием МЯВ, могут быть загрязненные радионуклидами:
- природные пищевые продукты (грибы, ягоды, рыба и др.), собранные на радиоактивно загрязненной территории в месте проведения МЯВ, и сельскохозяйственная продукция, произведенная на территории, прилегающей к месту проведения МЯВ;
- питьевая вода;
- приземные радиоактивные аэрозоли.
2.6. Основными долгоживущими техногенными радионуклидами, которые при выходе на поверхность или в водоносные горизонты могут давать вклад в дозу внешнего и внутреннего облучения, являются:
2.7. Доза дополнительного техногенного облучения критической группы населения, за счет МЯВ, не должна превышать 0,3 мЗв/год.
2.8. Результаты РК территории, прилегающей к месту проведения МЯВ, и результаты оценки доз облучения критической группы включаются в радиационно-гигиенический паспорт (РГП) территории субъекта РФ (раздел 4). Если в регионе было проведено более одного МЯВ, результаты заносятся в РГП для каждого взрыва отдельно.
2.9. В случае превышения дозы облучения критической группы населения 0,3 мЗв/год проводятся мероприятия по локализации источника облучения. Перечень и объем этих мероприятий определяются с учетом:
- местонахождения участка;
- его площади;
- возможного проведения на участке работ, действий (процессов), которые могут привести к увеличению уровней радиационного воздействия на население;
- мощности дозы гамма-излучения, обусловленного радиоактивным загрязнением;
- близости расположения населенных пунктов или источников питьевого водоснабжения.
III. Требования к охранной зоне
3.1. На территории, прилегающей к месту проведения МЯВ, устанавливается охранная зона (далее - ОЗ), а земли в пределах ОЗ переводятся в земли запаса для консервации <*>. Перевод земель в категорию земель запаса для консервации в местах проведения МЯВ и придание им статуса ОЗ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
--------------------------------
<*> В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147); Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52 (ч. I), ст. 5276), Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2004 г. N 112 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 866); Санитарным правилам и нормативам СП 2.6.1.2612-10 (ОСПОРБ-99/2010) (пункт 2.3.6).
3.2. Осуществление режима ОЗ обеспечивается администрацией субъекта РФ, уполномоченной на это организацией или хозяйствующим субъектом, в оперативном управлении которого находится МЯВ с ОЗ.
3.3. Местоположение скважины или штольни, использованной для заложения взрывного устройства, следует обозначить, а территорию ОЗ оградить для ограничения доступа населения.
3.4. Если содержание
3.5. На территории ОЗ проводятся:
- работы по благоустройству и поддержанию санитарного состояния территории, водоемов, лесов, дорог;
- радиационный контроль (проведение измерений, отбор проб окружающей среды).
IV. Требования к проведению радиационного контроля
4.1. На территории ОЗ проводится контроль показателей радиационной обстановки (радиационный контроль) - (РК). На основании результатов РК дается оценка дозы техногенного облучения критической группы населения.
4.2. Радиационной контроль (РК) проводится на территории ОЗ, в контрольных точках и в населенных пунктах (НП), находящихся в радиусе до 30 км от места проведения МЯВ.
4.3. Основными целями РК являются оценка текущей радиационной обстановки на территории, прилегающей к месту проведения МЯВ, наблюдение за динамикой радиационной обстановки и оценка доз облучения критической группы населения.
4.4. При проведении первичного обследования территории ОЗ следует дать характеристику радиационной остановки по следующим показателям:
- средняя и максимальная мощность дозы внешнего гамма-излучения на территории ОЗ;
- средние и максимальные значения поверхностного загрязнения почвы техногенными радионуклидами на территории ОЗ;
- средние и максимальные значения удельной активности
- средние и максимальные значения удельной активности
4.5. Необходимость, объем и периодичность дальнейшего радиационного контроля на территории ОЗ определяются с учетом результатов первичного обследования. Проводить дополнительные обследования следует в случаях природных аномальных явлений (наводнение, землетрясение, пожар), а также при выявлении несанкционированной деятельности на территории ОЗ.
4.6. При проведении первичного обследования ближайшего к ОЗ населенного пункта (НП) определяются:
- средняя мощность дозы внешнего гамма-излучения на территории НП;
- содержание
4.7. Плановое периодическое обследование НП проводится по программе социально-гигиенического мониторинга. В НП устанавливаются контрольные точки, в которых проводятся измерения: мощности дозы внешнего гамма-излучения, отбор проб почвы, а также отбор проб воды и дикорастущей продукции (ягод, грибов).
4.8. Внеплановое обследование НП проводится только в случае природных аномальных явлений (наводнение, землетрясение, пожар), а также при выявлении несанкционированной деятельности на территории ОЗ.
V. Требования к выбору критической группы населения
и оценке дозы облучения
5.1. Выбор критической группы осуществляется из населения, проживающего в ближайшем населенном пункте, с учетом местоположения и специфики территории ОЗ для каждого МЯВ отдельно, но не далее 30 км. При выборе критической группы устанавливаются:
- максимальное время пребывания человека вблизи территории ОЗ;
- масса потребленных природных (дикорастущих) пищевых продуктов;
- объем воды, потребляемой из источников питьевого водоснабжения.
5.2. Оценка дозы облучения критической группы выполняется с использованием результатов радиационного контроля территориальными органами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
V. Требования к проведению работ по обеспечению
радиационной безопасности на территории охранной зоны
6.1. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности включают работы, направленные на повышение надежности инженерных барьеров и уменьшение вероятности потенциального облучения, работы по дезактивации, бурение наблюдательных скважин.
6.2. Обоснование технических решений по защите от существующего и потенциального облучения проводится на основании принципа оптимизации, в соответствии с пунктом 2.3.6 ОСПОРБ-99/2010.
6.3. К проведению реабилитационных работ допускаются организации, имеющие лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения, и только лица из персонала группы А.
6.4. При проведении реабилитационных работ следует обеспечить защиту периметра ОЗ от проникновения посторонних лиц, а также радиационный контроль до начала работ и по их завершению.