Статья 1303 ГК РФ ч.4. Основные положения
1. Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами).
2. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права.
3. Смежные права осуществляются с соблюдением авторских прав на произведения науки, литературы и искусства, использованные при создании объектов смежных прав. Смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на такие произведения.
Комментарий к статье 1303 ГК РФ ч.4
1. Статья 1303 открывает § 1 гл. 71 ГК, охватывающий положения, общие для всех видов прав, смежных с авторскими.
Смежные права как разновидность прав на результаты интеллектуальной деятельности впервые получили правовую охрану в Российской Федерации с введением в действие Основ гражданского законодательства (2 статьи). В Законе об авторском праве смежным правам был посвящен разд. III, состоявший из 9 статей, а также общие для авторского и смежных прав нормы разд. IV и V о коллективном управлении и об их защите.
Закон об авторском праве выделял три группы смежных прав: права исполнителя; права производителя фонограммы; права организации эфирного или кабельного вещания. Таким образом, перечень смежных прав строился на перечислении их субъектов.
2. Название "смежные права" объясняется их тесной взаимосвязью с авторскими правами, так как права исполнителя, изготовителя фонограммы и организации эфирного или кабельного вещания в большинстве случаев основаны на авторских правах, вытекают из них. Так, артист и дирижер, как правило, исполняют произведения, охраняемые авторским правом, изготовитель фонограммы производит запись такого произведения, а организация вещания передает его в эфир или по кабелю. Более точным является термин "права, смежные с авторскими", который и использован в п. 1 ст. 1303 в качестве первоначального, но затем заменен на более привычный и общеупотребительный - "смежные права".
3. В пункте 1 комментируемой статьи содержится перечень тех видов прав, которые охватываются понятием "смежные".
Традиционные виды смежных прав получили в п. 1 ст. 1303 четкое наименование. Права исполнителя названы в нем интеллектуальными правами на результаты исполнительской деятельности, т.е. на исполнения. Термин "исполнения", хотя на русском языке он звучит крайне неестественно, является точным переводом термина, используемого в международных соглашениях, в частности в Римской конвенции, участником которой Российская Федерация является с 2002 г., а также в аутентичном тексте ДИФ, участником которого Российская Федерация стала в 2008 г.
Права производителя фонограммы названы интеллектуальными правами на фонограммы, а права организации эфирного или кабельного вещания - интеллектуальными правами на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, или вещание организаций эфирного и кабельного вещания. Термин "вещание организаций эфирного и кабельного вещания" не заменяет в тексте Кодекса более громоздкую и сложную конструкцию "сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач", а лишь призван уточнить ее смысл: охрана предоставляется в этом случае не конкретной продукции организаций эфирного и кабельного вещания в виде созданных под их эгидой фильмов, спектаклей, интервью, программ и т.п., а вещанию таких организаций как единому процессу.
4. В пункте 1 ст. 1303 перечень смежных прав расширен по сравнению с существовавшим в Законе об авторском праве за счет введения охраны интеллектуальных прав на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние. Хотя в целом ряде стран они рассматриваются как самостоятельные виды интеллектуальных прав, их отнесение к группе смежных прав возможно, так как они, как и прочие смежные права, примыкают к авторским, тесно с ними связаны.
5. Поскольку все определения прав, относящихся к группе смежных с авторским правом, определены через общее для части четвертой ГК понятие интеллектуальных прав, п. 1 ст. 1303 наряду с их общим перечислением выполняет еще одну функцию - указывает на синонимичность для данной главы понятий "интеллектуальные права" и "смежные права". Это позволяет в рамках гл. 71 ГК больше не употреблять термин "интеллектуальные права", пользуясь более привычным - "смежные права".
6. В пункте 2 ст. 1303 с учетом того, что смежные права весьма различны по своему содержанию, подчеркивается: центральное место в их содержании всегда занимает исключительное право, которое носит имущественный характер, передаваемо и отчуждаемо. В случаях, предусмотренных ГК, смежные права включают также личные неимущественные права (см. комментарий к ст. ст. 1315, 1323, 1333 и 1338).
7. Законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ в комментируемую статью включен новый п. 3, в котором в общем виде устанавливается соотношение смежных и авторских прав. Ранее аналогичные положения содержались в ГК только в отношении отдельных видов смежных прав (п. п. 2 и 3 ст. 1315, п. п. 2 и 3 ст. 1323, п. п. 5 и 6 ст. 1330, п. 2 ст. 1334).
Во-первых, поскольку смежные права зачастую возникают в связи с уже существующими авторскими правами (например, смежные права певца-исполнителя и авторские права авторов исполняемой им песни), в данной норме подчеркивается, что смежные права должны осуществляться с соблюдением авторских прав на произведения, которые использовались при создании объектов смежных прав. То есть использовать объект смежных прав (например, фонограмму или исполнение) на законных основаниях можно только в том случае, если получено разрешение у авторов или иных обладателей прав на произведения, использованные при создании этого объекта.
Во-вторых, в п. 3 ст. 1303 установлено, что смежные права и авторские права носят самостоятельный характер: они признаются и действуют независимо друг от друга. В частности, из этого утверждения следует, что в таких случаях не возникает соавторство (например, между композитором и музыкантом-исполнителем, между автором пьесы и режиссером-постановщиком спектакля).
Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л., Козырь О.М., Корчагин А.Д., Орлова В.В., Павлова Е.А., Синельникова В.Н., Степанов П.В., Трахтенгерц Л.А., Шилохвост О.Ю.
Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц "КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ) (ПОСТАТЕЙНЫЙ) В 2 Т. Т. 1 И 2"
Издательство "Инфра-М", 2016 год