Статья 1247 ГК РФ ч.4. Патентные поверенные
1. Ведение дел с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности может осуществляться заявителем, правообладателем, иным лицом самостоятельно, или через патентного поверенного, зарегистрированного в указанном федеральном органе, или через иного представителя.
2. Граждане, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, и иностранные юридические лица ведут дела с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности через патентных поверенных, зарегистрированных в указанном федеральном органе, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Если заявитель, правообладатель, иное лицо ведут дела с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности самостоятельно или через представителя, не являющегося зарегистрированным в указанном федеральном органе патентным поверенным, они обязаны по требованию указанного федерального органа сообщить адрес на территории Российской Федерации для переписки.
Полномочия патентного поверенного или иного представителя удостоверяются доверенностью.
3. В качестве патентного поверенного может быть зарегистрирован гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий на ее территории. Другие требования к патентному поверенному, порядок его аттестации и регистрации, а также его правомочия в отношении ведения дел, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, устанавливаются законом.
Комментарий к статье 1247 ГК РФ ч.4
1. Положение п. 1 комментируемой статьи определяет достаточно широкий круг лиц, которые могут взаимодействовать с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Установлено общее правило, согласно которому вести дела с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности наряду с заявителями и правообладателями могут не только патентные поверенные, но и иные представители. При принятии части четвертой Кодекса эта норма явилась существенной новеллой для ведения дел, связанных с охраной товарных знаков, знаков обслуживания, и наименования мест происхождения товаров. Ранее такая норма была предусмотрена лишь Патентным законом, тогда как Закон о товарных знаках допускал в качестве представителей только патентных поверенных, зарегистрированных в Роспатенте.
2. Законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ путем замены термина "заинтересованное лицо" на термин "лицо" снято ограничение в отношении круга лиц, которые могут вести дела с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
3. Из содержания п. 1 ст. 1247 следует, что патентные поверенные должны быть зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Это общее правило. Специальные правила установлены п. 2 указанной статьи для граждан (граждан России и иностранных граждан), постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, и иностранных юридических лиц. Эти правила не действуют, когда международным договором предусмотрено для данной категории заявителей право самостоятельно вести дела.
В настоящее время международные договоры с соответствующими условиями заключены Россией с рядом государств - участников СНГ, в том числе с Украиной, Республикой Беларусь, Республикой Молдова. Так, ст. 6 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности от 20.07.1994 устанавливает, что "при подаче заявок на выдачу охранных документов, получении охранных документов и поддержании их в силе патентным поверенным одного государства предоставляется право вести дела непосредственно с патентным ведомством другого государства, представляя при этом интересы только национальных заявителей. Национальным заявителям одного государства также предоставляется право вести дела по получению охранных документов и поддержанию их в силе непосредственно с патентным ведомством другого государства".
3. Полномочия патентного поверенного подтверждаются доверенностью, выданной ему лицом, от имени которого осуществляется ведение дел. Доверенность на представительство перед федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (и находящихся в его ведении государственных учреждений) выдается патентному поверенному доверителем в письменной форме и не требует нотариального удостоверения. Доверенность должна отвечать требованиям, установленным нормами ст. ст. 185 - 189 ГК.
Физическими лицами, проживающими за пределами России, и иностранными юридическими лицами доверенность должна быть оформлена в порядке, предусмотренном законодательством страны происхождения документа, и легализована в консульском учреждении Российской Федерации, кроме случаев, когда легализация доверенности не требуется в силу международных договоров Российской Федерации или на основе принципа взаимности.
4. В соответствии с Кодексом правовое положение патентных поверенных регулируется федеральным законом, в отличие от ранее действовавшего законодательства, к которому относились: Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 12.02.1993 N 122 "Об утверждении Положения о патентных поверенных" <1> и ряд ведомственных актов, в частности Приказ Роспатента от 16.02.1993 N 6 "Об утверждении Правил проведения аттестации и регистрации патентных поверенных" <2>, Приказ Роспатента от 04.06.1998 N 115 "О размерах платы за аттестацию и регистрацию патентных поверенных" <3> и др.
--------------------------------
<1> СА РФ. 1993. N 7. Ст. 573.
<2> Российские вести. 1993. N 47.
<3> БНА РФ. 1998. N 15.
На основании ГК был принят Закон о патентных поверенных.
4.1. Патентными поверенными признаются граждане, получившие статус патентного поверенного в порядке, установленном названным Законом, и осуществляющие деятельность, связанную с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, защитой интеллектуальных прав, приобретением исключительных прав, распоряжением такими правами.
4.2. Законом установлено, что в качестве патентного поверенного может быть аттестован и зарегистрирован гражданин Российской Федерации.
Вместе с тем при вступлении России в ВТО было принято обязательство о допуске на рынок патентных поверенных иностранных лиц. Соответствующее положение следует из п. II (1) (A) (a) Перечня специфических обязательств Российской Федерации по услугам, входящего в Приложение I к Протоколу от 16.12.2011 о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994. Указанное правило проверялось Конституционным Судом РФ и было признано соответствующим Конституции РФ (Постановление от 09.07.2012 N 17-П <1>). Тем не менее в Законе о патентных поверенных требование гражданства России сохраняется.
--------------------------------
<1> Вестник КС РФ. 2012. N 5.
4.3. Гражданин, желающий стать патентным поверенным, должен достигнуть 18-летнего возраста, постоянно проживать на территории Российской Федерации, иметь высшее образование, не менее чем четырехлетний опыт работы в сфере деятельности патентного поверенного в соответствии со специализацией, применительно к которой он желает быть аттестованным и зарегистрированным в качестве патентного поверенного.
4.4. Законом определен круг лиц, которые не могут быть аттестованы в качестве патентных поверенных; среди них граждане, признанные недееспособными или ограниченными в дееспособности, а также граждане, деятельность которых в качестве патентных поверенных приостановлена решением суда на определенный срок, до его истечения, и граждане, которые исключены из Реестра.
4.5. Определен и круг лиц, которые могут быть аттестованы в качестве патентного поверенного, но не могут быть зарегистрированы в качестве такового. Среди таких лиц - государственные служащие, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, муниципальные служащие; работники организаций, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности; граждане, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными.
4.6. Патентный поверенный вправе осуществлять свою профессиональную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между патентным поверенным и работодателем (юридическим лицом).
Законом о патентных поверенных установлено, что патентные поверенные вправе создавать общественные объединения и (или) быть их членами (участниками), а также создавать саморегулируемые организации патентных поверенных.
4.7. К числу прав и обязанностей патентных поверенных, установленных Федеральным законом, отнесены, в частности, следующие: патентный поверенный вправе, в пределах своей специализации, давать консультации, проводить патентные исследования и анализ обстоятельств, обусловливающих выбор объекта правовой охраны, осуществлять оформление и подачу заявок от имени доверителя, заказчика, работодателя, а также иных необходимых документов; проводить правовую экспертизу проектов гражданско-правовых договоров, на основании которых осуществляется приобретение исключительных прав и распоряжение ими; участвовать в качестве эксперта или представителя от имени доверителя, заказчика, работодателя в суде по делам, связанным с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации и защитой прав на них. Патентный поверенный обязан обеспечить сохранность документов, получаемых и (или) составляемых в ходе осуществления своей деятельности, он не вправе передавать или иным образом разглашать содержащиеся в этих документах сведения без согласия в письменной форме лица, интересы которого он представляет.
4.8. Для аттестации патентных поверенных федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности создает квалификационную комиссию. Возглавляется комиссия должностным лицом этого органа, при этом в состав квалификационной комиссии включаются патентные поверенные, кандидатуры которых представляются общественными объединениями и саморегулируемыми организациями патентных поверенных. Ротация патентных поверенных, входящих в квалификационную комиссию, осуществляется один раз в три года. В ходе аттестации осуществляется проверка соблюдения установленных Законом требований к патентному поверенному, проводится квалификационный экзамен и принимается решение по результатам проверки документов и квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится в соответствии с заявленной кандидатом в патентные поверенные специализацией деятельности: изобретения и полезные модели; промышленные образцы; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров. За проведение квалификационного экзамена взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливаются Правительством РФ. По результатам квалификационного экзамена принимается решение об аттестации или об отказе в аттестации.
Регистрация аттестованного патентного поверенного осуществляется посредством внесения сведений о нем в Реестр патентных поверенных РФ. Со дня регистрации патентного поверенного в Реестре он вправе осуществлять соответствующую деятельность. Патентному поверенному выдается свидетельство, подтверждающее его статус, в котором указывается его регистрационный номер, дата регистрации, специализация патентного поверенного.
Перечень сведений, порядок и условия их предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. В Реестр вносятся: наименование работодателя патентного поверенного либо сведения об осуществлении поверенным профессиональной деятельности самостоятельно; адрес на территории Российской Федерации для переписки, а также иные контактные данные; меры взыскания, примененные в отношении патентного поверенного; наименования общественных объединений и саморегулируемых организаций патентных поверенных, членом (участником) которых является патентный поверенный.
Сведения о регистрации патентного поверенного публикуются в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
4.9. Законом о патентных поверенных установлено, что патентный поверенный может быть исключен из Реестра. Основаниями исключения являются: заявление патентного поверенного; утрата гражданства Российской Федерации; выезд с территории Российской Федерации на постоянное место жительства; выявление обстоятельств, препятствующих регистрации в качестве патентного поверенного; смерть или объявление судом умершим или безвестно отсутствующим; решение суда об исключении из Реестра. В ряде случаев возможно восстановление регистрации патентного поверенного в Реестре по его заявлению без проведения повторной экспертизы.
4.10. Для осуществления контроля за проведением аттестации кандидатов в патентные поверенные и деятельностью патентных поверенных федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности создает апелляционную комиссию. В нее также включаются патентные поверенные.
Апелляционная комиссия рассматривает жалобы граждан на решения квалификационной комиссии, а также жалобы на действия патентных поверенных, совершенные с нарушением законодательства Российской Федерации. По результатам рассмотрения жалоб апелляционная комиссия вправе оставить в силе решение квалификационной комиссии или отменить его, признав результаты квалификационного экзамена удовлетворительными, либо обязать квалификационную комиссию повторно принять квалификационный экзамен в другом составе экзаменаторов или повторно рассмотреть вопрос о допуске к квалификационному экзамену. По результатам рассмотрения жалоб на действия патентных поверенных апелляционной комиссией может быть вынесено предупреждение патентному поверенному либо комиссия может обратиться к федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности с рекомендацией о направлении в суд иска о применении к патентному поверенному мер взыскания, предусмотренных законом. К числу таких мер относятся приостановление деятельности патентного поверенного на срок до одного года либо исключение его из Реестра на срок до трех лет с возможностью последующего восстановления при условии повторной аттестации или без аттестации. В случае если патентным поверенным причинен вред лицам, права и законные интересы которых он представляет, он несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л., Козырь О.М., Корчагин А.Д., Орлова В.В., Павлова Е.А., Синельникова В.Н., Степанов П.В., Трахтенгерц Л.А., Шилохвост О.Ю.
Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц "КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ) (ПОСТАТЕЙНЫЙ) В 2 Т. Т. 1 И 2"
Издательство "Инфра-М", 2016 год