Утвержден
решением Правления
Государственной корпорации
"Агентство по страхованию вкладов"
от 6 июня 2013 г. (протокол N 34)

РЕГЛАМЕНТ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ С ПРИВЛЕЧЕННЫМИ
ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИКВИДАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

(Решением Правления Агентства установлено, что настоящий Регламент вводится в действие, начиная с 1 августа 2013 г.)

I. Общие положения

1. Настоящий регламент определяет порядок взаимодействия Юридического управления с привлеченными для осуществления ликвидационных процедур специализированными организациями при выполнении Агентством функций конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитными организациями (далее - банки).

2. Для целей Регламента под привлеченной специализированной организацией понимаются аккредитованная при Агентстве специализированная организация по номинации "Юридические консультанты", с которой по результатам конкурсного отбора был заключен договор на оказание юридических услуг ликвидируемому банку, а также иное лицо, оказывающее юридические услуги ликвидируемому банку на основании гражданско-правового договора с ним (далее - специализированная организация).

3. Под взаимодействием со специализированной организацией понимается комплекс осуществляемых Юридическим управлением мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего правового сопровождения специализированной организацией ликвидационных процедур банка, включающий в себя контроль качества оказываемых специализированной организацией услуг, а также выработку общих подходов для осуществления правового сопровождения ликвидации банков на основе анализа и обобщения правоприменительной практики и координацию деятельности специализированных организаций.

II. Порядок и формы взаимодействия

4. Взаимодействие Юридического управления со специализированными организациями осуществляется в объеме заключенных с ними договоров по следующим направлениям деятельности:

взыскание дебиторской задолженности в пользу банка, а также сопровождение исполнительных производств;

оспаривание сомнительных сделок;

рассмотрение возражений конкурсных кредиторов по результатам рассмотрения их требований конкурсным управляющим (ликвидатором) банком;

рассмотрение разногласий с кредиторами банка;

оспаривание кредиторами действий (бездействия) конкурсного управляющего (ликвидатора) банком;

правовое сопровождение дел о банкротстве должников банков;

иные направления.

5. Юридическое управление взаимодействует со специализированными организациями в части оспаривания сомнительных сделок в пределах, установленных пунктами 11 - 12 настоящего регламента. Иные контрольные мероприятия в отношении указанных дел осуществляются Экспертно-аналитическим департаментом.

6. Ответственным за непосредственное взаимодействие со специализированной организацией назначается работник отдела правового сопровождения ликвидации банков Юридического управления, входящий в состав группы сопровождения представителя конкурсного управляющего (ликвидатора) банком, формируемой в соответствии с разделом 4 Положения о представителе конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитной организацией, утвержденного решением Правления Агентства от 27 декабря 2012 года (протокол N 106) (далее - ответственный работник Юридического управления).

Информация о контактных данных (адрес электронной почты, телефон) доводится ответственным работником Юридического управления до сведения специализированной организации самостоятельно в срок не позднее 10 рабочих дней с момента заключения с ней договора на оказание юридических услуг (далее - договор).

7. Проверка качества оказываемых специализированной организацией правовых услуг осуществляется посредством проведения текущего, предварительного и последующего контроля.

III. Текущий контроль

8. Текущий контроль осуществляется на протяжении всего срока оказания специализированной организацией юридических услуг ликвидируемому банку путем предоставления этой организацией в Юридическое управление Агентства информации о судебных делах с участием ликвидируемого банка и иных значимых мероприятиях, а также анализа указанной информации Юридическим управлением.

9. Информация для текущего контроля до внедрения в Агентстве информационной системы учета судебной работы предоставляется специализированной организацией путем направления отчета по установленной форме (далее - отчет) (приложение 1) на адрес электронной почты ответственного работника Юридического управления. Отчет предоставляется специализированной организацией еженедельно. Иной срок предоставления отчета, но не реже 1 раза в месяц, может устанавливаться в соответствии с условиями договора на оказание юридических услуг со специализированной организацией.

10. После внедрения в Агентстве информационной системы учета судебной работы информация для текущего контроля подлежит постоянному незамедлительному внесению специализированной организацией в указанную информационную систему.

11. При осуществлении текущего контроля, на основании представленной информации, ответственный работник Юридического управления проверяет полноту и своевременность выполняемых специализированной организацией мероприятий. При этом, в случае необходимости, он вправе запрашивать у специализированной организации иные сведения и документы о проделанной работе.

12. Акт о выполненных специализированной организацией работах (далее - Акт) перед его подписанием со стороны банка подлежит согласованию ответственным работником Юридического управления. Срок согласования Акта не может превышать 2 рабочих дней со дня его передачи ответственному работнику Юридического управления. В ходе согласования ответственный работник Юридического управления проверяет достоверность и правильность указанных в Акте сведений о выполненных работах и их соответствие сведениям, включенным специализированной организацией в отчеты или внесенным в информационные системы Агентства.

13. При выявлении недостоверности содержащихся в Акте сведений либо их несоответствия отчетам (внесенной информации) ответственным работником Юридического управления составляются замечания к Акту. До устранения со стороны специализированной организации замечаний ответственного работника Юридического управления Акт не подлежит подписанию со стороны банка.

14. В случае выявления ответственным работником Юридического управления фактов, перечисленных в пункте 20 Регламента, повлекшим негативные последствия для ликвидируемого банка, они также отражаются в замечаниях к Акту как не надлежащим образом оказанные услуги. Такие замечания являются основанием для исключения из Акта услуг, подлежащих оплате, либо уменьшения стоимости оказанных услуг.

IV. Предварительный контроль

15. Юридическим управлением может проводиться предварительный контроль работы специализированной организации по судебным делам путем согласования правовой позиции и процессуальных документов по данным делам до их направления в суд, в том числе проектов исковых заявлений, апелляционных, кассационных, частных жалоб, заявлений в порядке надзора, отзывов и возражений, заявлений об изменении предмета и основания иска, ходатайств и иных процессуальных документов.

16. Предварительный контроль осуществляется на основании решения представителя конкурсного управляющего (ликвидатора). Указанное решение может быть принято по делам, сумма исковых требований по которым превышает 30 млн. руб. (или эквивалент в иностранной валюте) либо сторонами или третьими лицами в которых выступают:

федеральные органы государственной власти Российской Федерации, включая Банк России;

государственные организации (государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации и компании, государственные учреждения, унитарные предприятия и т.д.);

организации, входящие в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009;

организации, являющиеся широко известными на внутреннем и мировом рынках;

социально ориентированные, религиозные организации (объединения), политические партии;

видные российские или зарубежные политические и общественные деятели, руководители и заместители руководителей органов и организаций, указанных в настоящем подпункте.

По решению Генерального директора Агентства или его заместителя предварительный контроль может осуществляться также по любому иному судебному делу, рассмотрение которого может вызвать общественный резонанс или привести к негативным репутационным последствиям для Агентства.

17. В порядке предварительного контроля специализированная организация направляет на адрес электронной почты ответственного работника Юридического управления проекты процессуальных документов в срок не позднее 5 рабочих дней до истечения срока на их подачу в суд. Замечания юридического и юридико-технического характера ответственного работника Юридического управления должны быть учтены специализированной организацией.

V. Последующий контроль

18. Юридическое управление может проводить последующий контроль работы специализированной организации, заключающийся в проверке оказанных специализированной организацией услуг путем анализа качества подготовленных процессуальных документов (исковых заявлений, апелляционных, кассационных, частных жалоб, заявлений в порядке надзора, отзывов и возражений, заявлений об изменении предмета и основания иска, ходатайств), а также своевременности и полноты совершенных процессуальных и иных действий.

19. Последующий контроль может проводиться в форме полной или выборочной проверки. Решение о проведении соответствующей проверки принимается Генеральным директором Агентства или его заместителями.

20. По результатам проверки Юридическое управление готовит мотивированное заключение о качестве оказанных специализированной организацией услуг, которое направляется лицу, принявшему решение о проведении проверки. Специализированная организация вправе ознакомиться с материалами заключения и представить по нему свои возражения.

VI. Оценка деятельности специализированных организаций

21. Критериями оценки ненадлежащего оказания услуг специализированной организацией могут являться следующие факты:

- пропуск срока исковой давности для заявления исковых требований, а также процессуальных сроков для обжалования состоявшихся судебных актов;

- оставление исковых заявлений без движения либо их возврат ввиду нарушения требований процессуального законодательства к форме и содержанию искового заявления;

- подача исковых заявлений с нарушением правил подведомственности и подсудности споров;

- непринятие мер к обеспечению исковых требований при наличии сведений об имуществе должника;

- неверный расчет суммы исковых требований и размера, подлежащей уплате госпошлины;

- неявка в судебное заседание без уважительной причины;

- невыполнение требований суда о предоставлении документов и сведений;

- нарушение сроков направления отзывов на иски и жалобы либо их непредставление;

- некачественная подготовка документов, в том числе ошибки в правовой аргументации и доказывании, незнание нормативной базы, судебной практики по предмету спора, неполный сбор доказательств и т.д.;

- предъявление к принудительному исполнению исполнительных документов, не соответствующих требованиям, предъявляемым законодательством, и следующий за этим отказ в возбуждении исполнительного производства;

- несоблюдение стилистики и юридической техники при подготовке судебных документов;

- нарушение выработанной Агентством стратегии защиты интересов банка, в том числе приоритетности подачи исков, определении размера исковых требований в целях минимизации расходов банка.

22. В случае выявления фактов ненадлежащего оказания услуг специализированными организациями ликвидируемым банкам, выразившихся в грубом либо систематическом нарушении требований действующего законодательства, условий договора или положений настоящего регламента, Юридическое управление информирует об этом заместителя Генерального директора Агентства, курирующего Департамент ликвидации банков.

Определение размера оплаты услуг специализированной организации ненадлежащего качества осуществляется в порядке, предусмотренном договором.

23. Юридическое управление вправе, на основании анализа качества оказываемых специализированной организацией юридических услуг ликвидируемым банкам, вносить на рассмотрение Конкурсной комиссии предложения о расторжении договора о взаимодействии со специализированной организаций и исключения ее из списка аккредитованных при Агентстве в порядке, предусмотренном Положением о проведении отбора специализированных организаций на право оказания услуг при ликвидации или предупреждении банкротства кредитных организаций, утвержденным решением Правления Агентства от 18 декабря 2008 г. (протокол N 99).

VII. Координация деятельности специализированных организаций

24. В целях обеспечения единства правоприменительной практики Агентства по вопросам осуществления ликвидационных процедур банков Юридическое управление осуществляет постоянное обобщение и анализ соответствующей правоприменительной практики.

По результатам обобщения правоприменительной практики Юридическое управление при необходимости готовит ее обзоры и направляет их специализированным организациям.

25. Координация деятельности специализированных организаций осуществляется Юридическим управлением путем дачи по запросам специализированных организаций разъяснений о правовых позициях по вопросам ликвидационных процедур банков, а также предоставления необходимой информации, в том числе обзоров правоприменительной практики Агентства.

26. Юридическое управление вправе проводить совещания с обязательным участием специализированных организаций.

VIII. Заключительные положения

27. Положения настоящего регламента являются обязательными для выполнения специализированными организациями. Соответствующее требование подлежит включению в договоры со специализированными организациями на оказание юридических услуг ликвидируемым банкам.

28. Положения настоящего регламента о порядке осуществления Юридическим управлением контроля качества юридических услуг применяются также в случаях правового сопровождения ликвидационных процедур физическими лицами на основании заключенных с ними трудовых договоров в части, не противоречащей трудовому законодательству и существу трудовых отношений.