ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФЕЛЬДЪЕГЕРСКАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК
ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НУЖД ГФС РОССИИ
Действия, которые могут быть квалифицированы как коррупционные в сфере госзакупок, характеризуются следующими особенностями:
- совершаются специальными субъектами (как правило, госслужащими наделенными широкими полномочиями);
- совершаются благодаря служебному положению и полномочиям соответствующего должностного лица;
- непременно направлены на получение личной выгоды должностным лицом;
- нарушают законные интересы государства;
- выполняются должностным лицом умышленно;
- выполняются в интересах лица, предлагающего должностному лицу предоставление той или иной формы вознаграждения (например, взятки и т.д.).
Типовые ситуации конфликта интересов применительно к сфере
закупок товаров, работ и услуг:
а) в конкурентных процедурах по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) участвует организация, в которой работает близкий родственник члена конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии либо должностного лица ГФС России, от которого зависит определение поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) в конкурентных процедурах участвует организация, в которой у члена конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии либо должностного лица ГФС России, от которого зависит определение поставщика (подрядчика, исполнителя), имеется доля участия в уставном капитале, либо указанные лица являются соучредителями данной организации;
в) должностное лицо, занимающее руководящую должность в ГФС России, либо член конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии ранее выполняли трудовые функции в организации, подавшей заявку на участие в конкурентной процедуре;
г) в организации или в органе управления юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурентной процедуре, работает лицо, ранее занимавшее руководящую должность в ГФС России либо осуществлявшее в отношении данного органа контрольные или надзорные функции;
д) сотрудник ГФС России участвует в принятии решения о закупке товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность данного сотрудника;
е) сотрудник ГФС России и/или его родственники, либо члены конкурсной (аукционной, котировочной) комиссии владеют ценными бумагами организации, подавшей заявку на участие в конкурентной процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
ж) сотрудник ГФС России, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность данного сотрудника, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, участвующих в конкурсных процедурах или с которыми заключен государственный контракт.
Приведенный перечень ситуаций конфликта интересов не является исчерпывающим, поскольку сама специфика конфликта интересов, многообразие форм его проявления не дают возможности ограничить указанный перечень какими-то жесткими законодательными рамками.
Вместе с тем конфликт интересов - это возможная ситуация, на исключение которой соответствующим должностным лицам необходимо направить свои действия (статья 11 закона N 273-ФЗ). Например, необходимо учесть следующие разъяснения правоприменителя:
- комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки от участия в определении поставщика, а заказчик - отказаться от подписания контракта с победителем конкурса (победителем запроса котировок) с момента выявления между участником госзакупки и заказчиком конфликта интересов;
- госконтракт, заключенный между победителем торгов и заказчиком, при наличии между ними конфликта интересов, подлежит расторжению.
К числу самых распространенных коррупционных схем в сфере
закупок товаров, работ и услуг можно отнести:
- направление участвующим в сговоре потенциальным поставщиком заявки на сумму заведомо ниже, чем у прочих участников закупки;
- установление со стороны заказчика чрезвычайно коротких сроков для реализации исполнения контракта, при которых исполнение контракта возможно только заранее подготовленным поставщиком - участником мошеннической схемы;
- установление заведомо неконкурентной цены за исполнение госзаказа в обозначенном объеме, что будет неинтересно другим потенциальным поставщикам;
- установление непривлекательной схемы оплаты исполнения госзаказа (например, с большой отсрочкой и т.д.);
- некорректное внесение данных в ЕИС (Единая информационная система в сфере закупок) (например, смешение кириллицы и латиницы при написании наименования извещения о закупке);
- толкование критериев оценки заявок участников закупки в пользу заинтересованных лиц и т.д.
Данный перечень схем не является исчерпывающим. Суть каждой из них состоит в том, что участвующий в сговоре недобросовестный поставщик всегда извещен, каковы параметры закупки на самом деле.
Анализ (проверка) участников закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных нужд
на предмет аффилированности
С помощью интернет сайта "rusprofile.ru" можно проверить соответствие участников закупки (по ИНН, ОГРН, ОКПО, названию организации) требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Открываем сайт в сети Интернет
В поисковом окне вводим название организации-участника закупки (или ИНН, ОГРН, ОКПО)
Получаем информацию об организации-участнике закупки
Анализируем полученную информацию на предмет соответствия участника закупки требованиям пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", то есть сравниваем персональные данные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего и участника закупки.