ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УКАЗАНИЕ
от 1 декабря 2017 г. N 815/36

ОБ УСИЛЕНИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ СУБЪЕКТОВ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ
УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА И ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В целях обеспечения законности при проведении оперативно-розыскной и процессуальной деятельности с момента поступления сообщения о преступлении до принятия окончательного решения по уголовному делу, а также пресечения нарушения прав предпринимателей в сфере уголовного судопроизводства, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:

1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов, других территориальных, военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур в пределах компетенции:

1.1. При проверке исполнения законодательства, регламентирующего прием, регистрацию и разрешение сообщений о преступлениях, особое внимание уделять сообщениям о преступлениях, совершенных в отношении субъектов предпринимательской деятельности независимо от организационно-правовых форм ее осуществления. Мерами прокурорского реагирования пресекать факты проведения проверок в отношении предпринимателей в отсутствие законных оснований, необоснованно длительного удержания изъятого имущества.

1.2. С особой тщательностью подходить к проверке законности принятия процессуальных решений о возбуждении уголовных дел в отношении предпринимателей, давая оценку возможному наличию гражданско-правового спора между хозяйствующими субъектами, а также вступившим в силу судебным решениям по обстоятельствам, являющимся предметом процессуальной проверки. Решительно препятствовать фактам возбуждения уголовных дел с целью незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность.

Учитывать требования части 3 статьи 20 и части 3 статьи 147 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) об отнесении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 159 - 159.3, 159.5, 159.6, 160 и 165 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), совершенных в сфере предпринимательской деятельности и не причинивших вред государству или муниципальным образованиям, к категории дел частно-публичного обвинения, в связи с чем в обязательном порядке проверять наличие в материалах проверки заявления от потерпевшего или его законного представителя.

При отмене незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел в отношении предпринимателей принимать меры к привлечению виновных лиц к ответственности, в том числе уголовной, при наличии признаков уголовно наказуемого деяния.

1.3. Обеспечить действенный надзор за законностью и обоснованностью избрания в отношении их меры пресечения и иных мер процессуального принуждения, мерами прокурорского реагирования пресекать незаконное задержание субъектов предпринимательской деятельности в порядке статей 91 и 92 УПК РФ.

1.4. Решение о поддержании ходатайства следователя (дознавателя) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении указанной категории лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных статьями 159 - 159.3, 159.5, 159.6, 160 и 165 УК РФ, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 - 174, 174.1, 176 - 178, 180 - 183, 185 - 185.4, 190 - 199.4 УК РФ, принимать в исключительных случаях - при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 108 УПК РФ.

Учитывать, что возбужденное органами предварительного расследования ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении предпринимателя должно соответствовать тяжести преступления, сведениям о личности и другим обстоятельствам, предусмотренным статьей 99 УПК РФ.

1.5. При рассмотрении вопроса о необходимости продления срока содержания лица под стражей учитывать правовую и фактическую сложность материалов уголовного дела, общую продолжительность досудебного производства по уголовному делу, эффективность действий должностных лиц органов предварительного расследования и своевременность проведения ими следственных и иных процессуальных действий.

В случае если ходатайство мотивируется необходимостью производства тех же следственных действий, для производства которых срок содержания под стражей продлевался ранее, акцентировать внимание на причинах, по которым они не были произведены.

При выявлении нарушений разумных сроков содержания под стражей мерами прокурорского реагирования добиваться их устранения.

Во всех случаях изучать возможность применения иной, более мягкой, меры пресечения. Давать оценку объективности и полноте материалов, представляемых для продления срока содержания под стражей, наличию обстоятельств, свидетельствующих о необходимости дальнейшего содержания обвиняемого под стражей.

1.6. Обеспечить неукоснительное соблюдение правоохранительными органами положений пункта 3.1 части 4 статьи 46 и пункта 9.1 части 4 статьи 47 УПК РФ, предусматривающих право подозреваемого (обвиняемого) с момента избрания в отношении его меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста иметь свидания без ограничения их числа и продолжительности с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов подозреваемого (обвиняемого) в сфере предпринимательской деятельности.

1.7. Давать объективную оценку ходатайствам о применении меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество или продлении его срока в соответствии с положениями статей 111, 115, 115.1, 116 и 160.1 УПК РФ. При этом учитывать требования статьи 6.1 УПК РФ о разумном сроке применения указанной меры процессуального принуждения в отношении лиц, не являющихся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия.

В целях исключения затягивания сроков уголовного преследования в отношении субъектов предпринимательской деятельности пресекать волокиту при проведении проверок и расследовании уголовных дел, добиваясь принятия законного решения в разумный срок. Незамедлительно реагировать на факты нарушения требований статьи 81.1 УПК РФ, определяющих порядок и сроки признания предметов и документов вещественными доказательствами.

1.8. В случаях прекращения по реабилитирующим основаниям уголовных дел, уголовного преследования, постановления оправдательных приговоров в отношении лиц из числа субъектов предпринимательской деятельности, содержавшихся под стражей, проводить тщательную проверку причин допущенных нарушений, инициировать привлечение виновных к строгой ответственности, вплоть до уголовной.

При изучении уголовных дел, прекращенных в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности, устанавливать наличие согласия на это подозреваемого (обвиняемого).

При решении вопроса об отмене решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), вынесенного по реабилитирующим основаниям, учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 14.11.2017 N 28-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.И. Бондаренко", согласно которой отмена или изменение в обычном порядке постановления о прекращении уголовного дела либо уголовного преследования по основаниям, влекущим ухудшение положения реабилитированного лица, допускается в срок, не превышающий одного года со дня его вынесения.

Оценивая законность прекращения уголовных дел, особое внимание обращать на соблюдение требований пунктов 8 и 9 части 2 статьи 213 УПК РФ о разрешении вопросов об арестованном имуществе и судьбе вещественных доказательств.

1.9. При проверке законности решений о приостановлении предварительного следствия оценивать исполнение требований части 6 статьи 208 УПК РФ, касающихся ограничений, связанных с владением, пользованием, распоряжением имущества, на которое наложен арест в порядке части 3 статьи 115 УПК РФ.

Для устранения нарушений использовать полномочия, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 37 УПК РФ.

1.10. При выявлении фактов незаконного вмешательства сотрудников правоохранительных органов в предпринимательскую деятельность в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности, проведения процессуальных проверок и расследования уголовных дел выносить в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в органы расследования для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

1.11. Обеспечить в каждом полугодии проведение проверок исполнения оперативными сотрудниками правоохранительных органов Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" в отношении субъектов предпринимательской деятельности, уделяя особое внимание соблюдению порядка и наличию необходимых правовых оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

1.12. Мерами прокурорского реагирования пресекать случаи использования полученных с нарушением закона результатов оперативно-розыскной деятельности для подготовки и осуществления следственных и процессуальных действий, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий.

1.13. При изучении материалов гласных оперативно-розыскных мероприятий по обследованию помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, проведенных в отношении субъектов предпринимательской деятельности, особое внимание уделять правомерности изъятия предметов, документов, компьютерной техники и носителей информации. Пресекать факты изъятия объектов, не имеющих отношения к предмету проводимой проверки.

1.14. По каждому обращению субъектов предпринимательской деятельности с жалобами на незаконное проведение гласных оперативно-розыскных мероприятий, процессуальных проверок, возбуждение и расследование уголовных дел обеспечить качественную проверку с принятием исчерпывающих мер прокурорского реагирования.

1.15. Обеспечить на постоянной основе сбор и анализ информации о нарушениях прав хозяйствующих субъектов на досудебной стадии уголовного судопроизводства, в том числе путем расширения взаимодействия с уполномоченными по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации и региональными объединениями предпринимательского сообщества. В необходимых случаях инициировать рассмотрение вопросов соблюдения прав предпринимателей в сфере уголовного судопроизводства на координационных, межведомственных и оперативных совещаниях, заседаниях межведомственных рабочих групп.

1.16. Обеспечить гласность в деятельности органов прокуратуры на данном направлении.

2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов, других территориальных, военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур на системной основе обобщать и анализировать состояние законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий и возбуждении уголовных дел в отношении предпринимателей, их привлечении к уголовной ответственности, соблюдение прав предпринимателей в сфере уголовного судопроизводства.

Абзац утратил силу. - Приказ Генпрокуратуры России от 25.11.2022 N 711.

3. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА