ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 14 ноября 2008 г. N 229/7р
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
В СВЯЗИ С ПРИНИМАЕМЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕРАМИ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ СИТУАЦИИ В ФИНАНСОВОМ
И ДРУГИХ СЕКТОРАХ ЭКОНОМИКИ
В последнее время участились случаи нарушений прав граждан на своевременную оплату труда, получение пенсий, пособий, при увольнении работников в связи с ликвидацией предприятий и сокращением численности штатов, обусловленных происходящими изменениями в финансовом и банковском секторах экономики.
В этих условиях Правительством Российской Федерации 07.11.2008 принят план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, который определяет приоритетные направления проводимой работы и предусматривает нормативное урегулирование вопросов сохранности выделенных государством для этого ресурсов.
В целях обеспечения законности, защиты прав граждан в социальной и экономической сферах, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур принять меры к усилению прокурорского надзора за исполнением законодательства о труде, занятости населения, пенсионном обеспечении, а также законодательства, направленного на противодействие правонарушениям в экономической сфере.
2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур:
2.1. В целях координации деятельности правоохранительных органов, своевременного выявления и пресечения правонарушений в период оздоровления ситуации в экономике и финансах, оперативного анализа поступающей информации создать рабочие группы из представителей органов МВД России, ФСБ России, ФНС России, Росфинмониторинга и иных государственных органов. Наладить систему оперативного мониторинга состояния законности в указанных сферах с использованием всего комплекса предоставленных полномочий в рамках межведомственного взаимодействия.
2.2. Установить надлежащее взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части выполнения принятых Правительством Российской Федерации, а также региональными и местными органами власти планов действий, направленных на улучшение экономической ситуации.
2.3. Усилить надзор за соблюдением конституционных прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. По каждому факту невыплаты заработной платы виновных лиц привлекать к административной ответственности; при выявлении фактов повторного совершения правонарушения в указанной сфере использовать полномочия по привлечению виновных лиц к ответственности в виде дисквалификации. В отношении руководителей и должностных лиц, которые не выплачивают вознаграждение за труд свыше двух месяцев, инициировать применение мер уголовно-правового воздействия.
2.4. Взять под особый контроль деятельность предприятий и организаций, на которых в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата планируется высвобождение работников. При проверках исполнения работодателями законодательства о труде анализировать выполнение ими обязанностей по выплате выходного пособия, обеспечению гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора.
2.5. Обеспечить надзор за деятельностью предприятий, учреждений и организаций, использующих иностранную рабочую силу, по своевременному информированию органов миграционной службы о досрочном расторжении договоров с иностранными работниками и содействию их выезду из Российской Федерации.
2.6. Мерами прокурорского надзора обеспечить исполнение территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости полномочий по выявлению и устранению нарушений законодательства об оплате труда, по осуществлению контроля и надзора за обеспечением работодателями предусмотренных законом гарантий и компенсаций увольняемым работникам.
При ненадлежащем исполнении сотрудниками контролирующих органов своих служебных обязанностей ставить вопрос о привлечении их к ответственности.
2.7. Систематически анализировать работу центров занятости по оказанию услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, расходованию выделенных на эти цели из федерального бюджета субвенций. Обратить внимание на вопросы трудоустройства и обучения профессиям особо нуждающихся в социальной защите граждан, в том числе несовершеннолетних. Требовать от должностных лиц центров занятости выполнения возложенных обязанностей по созданию банков данных вакантных рабочих мест, соблюдению преимущественного права безработных, состоящих на учете свыше 6 месяцев, на участие в общественных работах.
2.8. Осуществлять мониторинг складывающейся ситуации с соблюдением пенсионных прав граждан. Решительно пресекать факты несвоевременной выплаты пенсий и пособий гражданам кредитными учреждениями.
2.9. При осуществлении полномочий по сбору, анализу и проверке сведений о нарушениях законодательства наладить тесный контакт и взаимодействие с профсоюзными и другими общественными организациями.
2.10. Осуществлять постоянный мониторинг материалов средств массовой информации в целях выявления сведений о нарушениях закона, по которым при наличии оснований незамедлительно организовывать соответствующие проверки, в том числе в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
2.11. Акцентировать усилия на:
выявлении правонарушений при расходовании средств государственной поддержки, предотвращении фактов их нецелевого использования, в том числе путем переводов за рубеж, и хищений;
пресечении неправомерных действий, связанных с банкротством кредитных учреждений, выдачей банковских кредитов, рейдерством, а также на рынке ценных бумаг, в сфере налогового и валютного регулирования;
соблюдении законности при использовании государственного и муниципального имущества, его отчуждении и исполнении связанных с этим судебных актов;
исполнении антимонопольного законодательства, обращая внимание на борьбу с ценовыми сговорами, незаконные действия естественных монополий и регулирующих органов, направленные на повышение тарифов;
противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации, пресечении "информационных атак", дестабилизирующих работу банков и иных финансовых учреждений;
выявлении и пресечении фактов злоупотребления банковскими и государственными служащими служебным положением при выделении средств государственной поддержки на преодоление финансового кризиса; противодействие коррупции;
пресечении фактов незаконной деятельности общественных организаций и граждан, разжигающих межнациональную рознь, использования трудностей в экономике для дестабилизации обстановки в регионах.
2.12. При проведении проверок обеспечить соблюдение банковской и иной охраняемой законом тайны, не допускать действий, которые могут повлечь за собой дестабилизацию работы проверяемых организаций, а также спровоцировать неблагоприятные социальные последствия в результате прокурорского вмешательства.
2.13. Принять дополнительные меры по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами дел о защите трудовых и жилищных прав граждан, в том числе о выселении из жилых помещений, связанных с расторжением ипотечных, кредитных договоров и иных гражданско-правовых сделок.
2.14. При проведении проверок исполнения требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях производить ежемесячные сверки материалов, содержащих сведения о совершенных или готовящихся преступлениях, направленных в правоохранительные органы Росфинмониторингом, ФСФР, ФНС России и их территориальными органами, ЦБ РФ и его учреждениями, а также иными уполномоченными органами. В этих целях осуществлять с ними постоянное взаимодействие и систематический обмен информацией о состоянии законности в сфере операций с денежными средствами.
2.15. Обеспечить своевременную и тщательную проверку законности постановлений органов предварительного расследования о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам противоправных действий в социальной и экономической сферах. Выяснять причастность к преступлениям данной направленности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных и контролирующих органов.
Организовать надлежащий надзор за расследованием таких уголовных дел и их учет.
3. Прокуроров субъектов Российской Федерации о результатах работы на данном направлении ежеквартально, начиная с 01.01.2009, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, информировать Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
4. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства совместно с Главным управлением по надзору за следствием, управлением по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управлением по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе обобщать поступающую информацию для принятия при наличии оснований соответствующих актов реагирования.
5. Контроль за исполнением указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА