ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 11 марта 2022 г. N 140/20
ОБ УСИЛЕНИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ
ПРАВ ГРАЖДАН В СВЯЗИ С ПРИНИМАЕМЫМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МЕРАМИ ПО ПОДДЕРЖКЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, А ТАКЖЕ
В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В целях организации работы органов прокуратуры Российской Федерации в условиях неблагоприятных внешнеполитических и экономических факторов, связанных с недружественными действиями ряда государств в отношении российских граждан, предприятий и организаций, а также в целях обеспечения законности при реализации принимаемых органами государственной власти Российской Федерации мер по преодолению последствий указанных действий, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, прокуроров городов, районов, приравненных к ним территориальных и специализированных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур" (в пределах компетенции):
1.1. Принять безотлагательные меры по организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ), иных нормативных правовых актов, нацеленных на обеспечение экономической и финансовой устойчивости, общественной безопасности, защиту прав и свобод граждан в условиях применения санкций и иных недружественных действий иностранных государств и международных организаций.
1.2. Работе на данном направлении придавать приоритетное значение. Наладить систему оперативного мониторинга складывающейся ситуации и конструктивное взаимодействие с уполномоченными органами.
1.3. Обеспечить упреждающий характер надзора, основанный на анализе всех доступных источников информации о нарушениях законности и прав граждан. Оценивать возможные негативные социальные и экономические последствия прокурорского вмешательства.
2. Прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним транспортных, природоохранных и военных прокуроров, прокурора комплекса "Байконур" в соответствии с компетенцией:
2.1. Первостепенное внимание уделять надзору за исполнением законов в сферах трудовых отношений, здравоохранения, ценообразования на продукты питания, лекарственные средства, медицинские изделия и иную социально значимую продукцию, оборота государственной и муниципальной собственности, использования бюджетных средств, импортозамещения.
2.2. Принимать действенные меры к недопущению:
невыполнения запланированных программных мероприятий социально-экономической направленности;
ценовых сговоров и иных злоупотреблений, в том числе связанных с завышением цен и тарифов, на продовольственном и других социально значимых потребительских рынках;
нарушений при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе у единственного поставщика, изменении существенных условий контрактов, исполнении договорных обязательств, обратив особое внимание на закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий и расходных материалов, технических средств реабилитации;
преднамеренных и фиктивных банкротств предприятий, прежде всего градо- и системообразующих, а также кредитных учреждений;
неправомерного расходования бюджетных средств, особенно предназначенных для реализации национальных проектов, а также для финансовой поддержки граждан и предпринимателей;
случаев несоблюдения публичных интересов при использовании государственного и муниципального имущества, в том числе земель, его неправомерного отчуждения;
распространения заведомо недостоверной информации, оказывающей дестабилизирующее воздействие на социальную и экономическую сферу.
2.3. Организовать при участии контролирующих органов действенный надзор за исполнением филиалами, представительствами и дочерними компаниями иностранных юридических лиц, объявивших о прекращении либо о приостановлении деятельности в Российской Федерации, предусмотренных трудовым, налоговым и иным законодательством обязанностей, недопущением злоупотреблений, связанных с односторонним отказом от исполнения договорных, гарантийных и иных обязательств перед потребителями, добросовестными контрагентами, а также перед бюджетной системой.
2.4. Обеспечить незамедлительный прием и рассмотрение в кратчайшие сроки обращений граждан, права которых нарушены в результате прекращения или приостановления деятельности указанных организаций.
Принять дополнительные меры, направленные на предупреждение и пресечение ущемления прав работников, в первую очередь - задержек заработной платы, ее выплаты не в полном объеме, нарушения порядка увольнения работников и сокращения их штатной численности.
В целях предотвращения роста безработицы усилить надзор в области содействия занятости населения, уделив особое внимание полноте реализации своих функций центрами занятости.
2.5. Сосредоточить усилия на соблюдении законодательства при выплате пенсий, осуществлении иных выплат по обязательному социальному страхованию, оказании государственной социальной помощи и осуществлении социальной защиты отдельных категорий граждан, предоставлении социальных услуг, гарантий, компенсационных и иных выплат, в том числе в рамках реализуемых Правительством Российской Федерации, региональными органами власти новых мер по поддержке населения.
2.6. Оперативно организовывать проверочные мероприятия при наличии сведений о нарушениях прав граждан, прежде всего льготных категорий, в сфере обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями на всех стадиях - от назначения до фактического их получения. Добиваться от уполномоченных органов и организаций надлежащего планирования и осуществления закупок лекарственных средств и медицинских изделий.
2.7. Средствами прокурорского надзора обеспечить соблюдение прав граждан в сфере потребительского и ипотечного кредитования в части возможности изменения условий кредитных договоров, договоров займа, реализации прав на направление кредитору требования о предоставлении льготного периода, недопустимости ухудшения положения заемщиков.
2.8. Обеспечить надежную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Особое внимание уделять вопросам реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семей, имеющих детей, на получение мер социальной поддержки.
2.9. Организовать надлежащее взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при приеме, перемещении, временном размещении лиц, эвакуированных на территорию Российской Федерации.
Обеспечить благоприятные условия пребывания в пунктах временного размещения, включая меры санитарно-эпидемиологической и противопожарной безопасности, медицинское обеспечение, оказание содействия в трудоустройстве, оформлении документов, необходимых для получения установленных выплат.
Особое внимание уделять защите прав несовершеннолетних, в том числе оставшихся без попечения родителей и находящихся в иной трудной ситуации, на получение образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения.
2.10. На постоянной основе осуществлять надзор за исполнением миграционного законодательства, законодательства о гражданстве, о беженцах и вынужденных переселенцах, сосредоточив внимание на надлежащем учете лиц, обратившихся за получением соответствующего статуса, своевременном рассмотрении их ходатайств и принятии по ним законных решений.
2.11. Обеспечить работу мобильных приемных в пунктах временного размещения, непрерывно осуществлять личный прием граждан, принимать исчерпывающие меры по восстановлению нарушенных прав, а также оказывать необходимую правовую помощь.
2.12. Анализировать соблюдение прав граждан, вынужденно прекративших обучение за рубежом, с учетом особенностей приема на обучение по образовательным программам, программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, проведения итоговой аттестации, а также признания в Российской Федерации образования или квалификации, полученных в иностранном государстве.
2.13. Оперативно отслеживать и учитывать при организации прокурорского надзора вводимые Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных полномочий особенности правового регулирования вопросов лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, других разрешительных режимов, реализации проектов импортозамещения, осуществления внешнеэкономической, инвестиционной, градостроительной, страховой и иной деятельности.
2.14. Не снижать наступательности в надзоре за соблюдением прав предпринимателей, обратив особое внимание на обоснованность изменения ставок по ранее выданным кредитам, предоставление отсрочек по их выплате и других преференций. Средствами прокурорского надзора обеспечить поддержание нормальных условий для работы бизнеса, дальнейшую реализацию инвестиционных проектов, гарантировать законность при оказании хозяйствующим субъектам государственных и муниципальных услуг, в том числе по выдаче лицензий и разрешений.
Обеспечить своевременную отмену (завершение) поднадзорными контролирующими органами плановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которых введен мораторий, а также соблюдение ими установленных Законом N 46-ФЗ и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации ограничений на проведение внеплановых проверок и контрольных (надзорных) мероприятий, выдачу предписаний.
2.15. Не допускать проведения прокурорами и контролирующими органами проверок в отношении организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, за исключением случаев наличия сведений о грубых нарушениях ими законов, влекущих причинение вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, вреда обороне страны и безопасности государства или угрозу их причинения, возникновения чрезвычайных ситуаций.
2.16. Вступать в порядке статей 51, 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц, в том числе с иностранным участием, имеющие особую экономическую и социальную значимость, а также в иные судебные процессы, затрагивающие права и экономические интересы государства, субъектов малого и среднего бизнеса, трудовых коллективов. Сосредоточить усилия на сохранности инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, активов градообразующих предприятий, функционирующих в моногородах.
2.17. Организовать действенный прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование. Использовать предоставленные законодательством полномочия для исключения давления на бизнес в ходе уголовного судопроизводства, необоснованного вмешательства в деятельность хозяйствующих и иных субъектов экономической деятельности, а также при наличии данных о гражданско-правовых спорах.
Незамедлительно пресекать факты проведения проверок в отношении субъектов экономической деятельности при отсутствии на то оснований, незаконного продления срока процессуальных проверок и длительного удержания изъятого имущества. Исключить возбуждение уголовных дел с целью вмешательства в предпринимательскую деятельность.
В случаях, сопряженных с нарушением прав и законных интересов широкого круга лиц, в том числе в финансово-хозяйственной и социальной сферах, лично контролировать ход и результаты процессуальных проверок, законность и обоснованность принятых по их итогам решений.
Обеспечить надлежащий контроль за законностью и обоснованностью избрания и продления следователями и дознавателями мер пресечения и иных мер процессуального принуждения в отношении хозяйствующих субъектов.
В кратчайшие сроки рассматривать жалобы субъектов финансово-хозяйственной деятельности на действия (бездействие) и решения должностных лиц органов предварительного расследования и прокуроров, обеспечивать объективное разрешение таких обращений, а также своевременное принятие мер к восстановлению нарушенных прав.
Наладить оперативное поступление в аппараты прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним специализированных прокуратур информации о проведении правоохранительными органами в отношении предпринимателей оперативно-розыскных мероприятий, связанных с изъятием документов, предметов и материалов, в течение суток с момента их проведения, а также о принятых решениях о продлении срока процессуальных проверок до 30 суток и об отмене постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела - в течение 5 суток. На системной основе анализировать поступающую информацию в целях выработки дополнительных мер по предотвращению нарушений законности и прав субъектов предпринимательской деятельности.
2.18. Требовать от правоохранительных органов своевременного выявления и пресечения фактов невыплаты заработной платы, преднамеренного и фиктивного банкротства и принятия законных процессуальных решений по результатам проверок сообщений о таких преступлениях.
Дополнительно ориентировать уполномоченные органы на оперативное выявление и пресечение фактов незаконных банковских операций.
Принципиально реагировать на случаи использования и производства контрафактных, фальсифицированных, недоброкачественных медицинских изделий и оборудования, лекарственных препаратов, пищевой и иной социально значимой продукции.
2.19. В целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства обеспечить квалифицированное участие прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел.
Особое внимание обращать на разрешение вопросов, связанных с возмещением причиненного преступлением материального ущерба и конфискацией имущества.
При наличии оснований инициировать принятие мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, конфискации имущества, в том числе в отношении активов, находящихся за рубежом. Своевременно оспаривать неправосудные судебные решения.
2.20. При осуществлении надзорных полномочий в сфере оборонно-промышленного комплекса сосредоточить усилия на выявлении наиболее существенных нарушений законодательства, ставящих под угрозу надлежащее выполнение государственного оборонного заказа, не допуская чрезмерного и необоснованного вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий.
Принять дополнительные меры, в том числе межведомственного характера, по пресечению использования контрафактных материалов, комплектующих деталей и оборудования.
Нацелить уполномоченные органы прежде всего на сохранение экономической устойчивости и финансовое оздоровление предприятий оборонно-промышленного комплекса.
2.21. Осуществлять постоянный мониторинг средств массовой информации и сети "Интернет" на предмет выявления сведений о нарушениях прав и законных интересов граждан и предпринимателей в связи с принимаемыми мерами по поддержке экономики и социальной сферы, а также в связи с введением ограничений на осуществление финансово-хозяйственной и иной деятельности.
2.22. В рамках работы по правовому просвещению во взаимодействии со средствами массовой информации разъяснять правовые аспекты сложившейся ситуации, порядок получения средств государственной поддержки, механизмы защиты прав граждан.
Продолжить работу по преданию гласности результатов прокурорской деятельности по восстановлению прав граждан, в том числе социально уязвимых групп населения, в сферах здравоохранения, образования, соблюдения трудового, жилищного законодательства, защиты прав предпринимателей.
3. Транспортных прокуроров:
3.1. Активизировать надзор за соблюдением законодательства в сфере обеспечения бесперебойного и безаварийного функционирования транспортного комплекса, его антитеррористической защищенности, а также за соблюдением прав пассажиров.
3.2. Обеспечить надзорное сопровождение принимаемых Правительством Российской Федерации мер по поддержке предприятий транспортной отрасли. Организовать мониторинг их финансово-экономического состояния.
3.3. Давать принципиальную оценку соблюдению требований законодательства о применении специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности.
При этом особое внимание обращать на запреты и ограничения на вывоз из Российской Федерации и ввоз на ее территорию продукции и сырья, введенные Правительством Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N 100 "О применении в целях обеспечения безопасности Российской Федерации специальных экономических мер в сфере внешнеэкономической деятельности".
3.4. Учитывать установленные ограничения и запреты на осуществление валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа, а также на вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты.
3.5. Усилить надзор за соблюдением законодательства при таможенном оформлении медицинских изделий и лекарственных средств, особое внимание уделять исполнению решений Правительства Российской Федерации об установлении ограничений на вывоз медицинских изделий, ранее ввезенных с территорий иностранных государств, принявших решение о введении в отношении России ограничительных мер экономического характера.
4. Начальников главного управления и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по федеральным округам, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним природоохранных, транспортных и военных прокуроров об исполнении настоящего указания информировать соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации в части их компетенции ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, начиная с 15 апреля 2022 г.
Оперативно информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о системных проблемах, обусловленных введением санкций и иными недружественными действиями в отношении российских компаний, требующих принятия дополнительных мер, в том числе законодательного характера.
5. Указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет".
6. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур", которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
И.В.КРАСНОВ