4. Порядок разрешения заявлений, жалоб, обращений
4.1. Порядок проверки заявлений, жалоб, обращений, обеспечивающий наиболее полное, оперативное и квалифицированное рассмотрение поставленных в них вопросов, определяется Генеральным прокурором Российской Федерации, его заместителем - Главным военным прокурором, начальниками управлений и отделов (на правах управлений) Главной военной прокуратуры, руководителями военных прокуратур окружного и гарнизонного звеньев.
Работа с обращениями организуется таким образом, чтобы каждое обращение получило своевременное, объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса.
В случае, когда член Совета Федерации или депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации направил запрос не на имя Генерального прокурора Российской Федерации, а его заместителям или иному должностному лицу органов прокуратуры, он рассматривается как обращение депутата и разрешается в соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
4.2. Поручения Генерального прокурора Российской Федерации по парламентским запросам, запросы и обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, взятые на особый контроль Генеральным прокурором Российской Федерации, заявления и жалобы, в том числе жалобы на решения военных прокуроров окружного и гарнизонного звеньев, разрешаются, как правило, с изучением уголовных, гражданских, арбитражных дел и дел об административных правонарушениях, материалов прокурорских проверок.
Для оперативности истребования дел и проверочных материалов используются технические средства информации и связи.
Аналогичным образом разрешаются запросы, направленные в порядке поручения из Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Главную военную прокуратуру, и обращения депутатов всех уровней в военных прокуратурах окружного звена.
4.3. Заявления, жалобы, обращения о систематическом ущемлении прав и свобод военнослужащих, членов их семей и иных граждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получившие должной оценки в военных прокуратурах окружного звена, проверяются, как правило, с выездом на места.
Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведению могут привлекаться специалисты, а в случае необходимости - заявители.
4.4. Направление заявлений, жалоб, запросов (обращений) прокурорам, не имеющим полномочий на их разрешение, или прокурорам, которые ранее принимали по поставленным в обращениях вопросам оспариваемые решения, а также прокурорам, действия которых обжалуются, запрещается.
Не допускается также разрешение обращений на основании только одних заключений или донесений нижестоящих прокуроров, чьи действия обжалуются, без изучения материалов проверки.
4.5. Поручения нижестоящим прокурорам о проверке изложенных в жалобах, запросах (обращениях) доводов даются начальниками структурных подразделений Главной военной прокуратуры или лицами, их замещающими, а в военных прокуратурах окружного звена - заместителями военного прокурора округа с обязательным указанием конкретных обстоятельств, подлежащих проверке, и сроков их исполнения.
4.6. Депутатские запросы или обращения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по которым ранее не принимались решения руководителями подчиненных военных прокуратур, по указанию заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора или его заместителей направляются для непосредственного разрешения в подчиненные военные прокуратуры за подписью начальника структурного подразделения Главной военной прокуратуры, военного прокурора окружного звена (лиц, исполняющих их обязанности).
При направлении таких обращений в подчиненные военные прокуратуры за их разрешением обязательно устанавливается контроль. О принятом решении авторы не позднее 5-дневного срока с момента поступления обращения уведомляются начальниками структурного подразделения Главной военной прокуратуры или лицами, их замещающими.
4.7. Задания военным прокурорам окружного звена о проверке парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации подписываются заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором или его заместителями, а задания военным прокурорам гарнизонного звена - военными прокурорами округов или лицами, их замещающими.
4.8. В случаях, когда прокурор по объективным причинам не смог своевременно исполнить поручение, перед вышестоящим должностным лицом, давшим это поручение, возбуждается ходатайство о продлении срока. О продлении срока сообщается в письменной форме автору обращения.
4.9. При выполнении поручения вышестоящей прокуратуры к информации о выполнении прилагаются проверочные материалы, копии документов прокурорского реагирования, а в необходимых случаях - надзорные производства (дела). Решения в таких случаях принимаются только в прокуратуре, давшей поручение.
4.10. При необходимости подчиненным прокурорам могут направляться поручения о проведении дополнительной проверки с указанием, что конкретно и в какой срок должно быть исполнено; окончательное решение по таким обращениям принимается только тем прокурором, который давал поручения.
4.11. При разрешении жалоб и заявлений для проверки доводов заявителей в обязательном порядке должны быть истребованы необходимые нормативные документы, получены объяснения должностных и иных лиц, действия которых обжалуются. По итогам составляется заключение или принимается решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
4.12. При разрешении парламентских и депутатских запросов, обращений членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, взятых на особый контроль заявлений и жалоб, связанных с изучением уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, материалов прокурорских проверок, в обязательном порядке составляется мотивированное заключение, которое утверждается одним из руководителей структурного подразделения Главной военной прокуратуры, военным прокурором окружного или гарнизонного звеньев.
В случае если из подчиненной военной прокуратуры поступило заключение, полно и объективно отражающее существо вопроса и достаточное для разрешения обращения, вторичное заключение не составляется. Об этом рапортом докладывается руководителю структурного подразделения.
4.13. Не является депутатским обращением письмо, в котором депутат не требует ответа в свой адрес. Оно рассматривается в качестве препроводительного к жалобе лица, обратившегося к депутату. Ответ депутату в этом случае может даваться лишь по указанию руководства военной прокуратуры.
4.14. Обращение считается разрешенным в органах военной прокуратуры:
если оно удовлетворено,
по нему отказано в удовлетворении,
по обращению дано разъяснение.
4.15. Жалобы, заявления, обращения могут быть оставлены без разрешения и уведомления авторов, когда:
обращение является анонимным, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 п. 2.5 настоящей Инструкции;
обращение по содержанию лишено смысла, а в материалах проверки предыдущих обращений имеется документ, свидетельствующий о психическом заболевании заявителя, не позволяющем ему адекватно оценивать происходящие события;
имеется решение о прекращении переписки.
Решение об оставлении обращения без разрешения принимается начальником структурного подразделения Главной военной прокуратуры по рапорту исполнителя, начальником отдела военной прокуратуры окружного звена, военным прокурором гарнизона (объединения).
4.16. Прекращение переписки с заявителем возможно в случаях, если:
повторное обращение не содержит новых доводов и данных о нарушении закона, а изложенное ранее полно и объективно проверялось и ответ дан в порядке, установленном настоящей Инструкцией, правомочным должностным лицом органа военной прокуратуры;
в обращении имеются нецензурная брань, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, а заявитель ранее предупреждался о том, что при поступлении подобных обращений переписка с ним может быть прекращена.
Переписка прекращается на основании мотивированного заключения исполнителя, утвержденного военным прокурором гарнизонного, окружного звеньев или заместителями последних, а в Главной военной прокуратуре - заместителем Главного военного прокурора. Сообщение об этом заявителю в 30-дневный срок со дня поступления обращения направляется за подписью исполнителя.
Переписка возобновляется, если основания, по которым она была прекращена, отпали. Новые данные о нарушениях закона, сообщенные этим заявителем, проверяются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
4.17. При разрешении обращений военнослужащих, членов их семей, должностных лиц и иных граждан, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, повторному доказыванию не подлежат, за исключением вновь открывшихся обстоятельств.
4.18. По итогам разрешения обращений военнослужащих, членов их семей, должностных лиц и иных граждан, а также парламентских запросов, запросов и обращений членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов представительных (законодательных) органов власти субъектов Российской Федерации может быть принято одно из следующих решений:
Удовлетворено - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя.
Отклонено - все требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными.
Разъяснено - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера.
Иное направление - обращение направлено в 5-дневный срок для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.
4.19. По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (с прекращенным производством уголовным делом, материалами об отказе в возбуждении уголовного дела, надзорным производством по жалобе и т.п.) в той мере, в которой это не противоречит требованиям соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны, законным интересам других лиц.
4.20. Письменное решение о предоставлении заявителю возможности ознакомиться с документами принимают: в Главной военной прокуратуре - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, его заместители, начальники структурных подразделений Главной военной прокуратуры, в военной прокуратуре окружного звена - военные прокуроры, их заместители, начальники отделов, в военной прокуратуре гарнизонного звена - военный прокурор.
Работник прокуратуры, ознакомивший заявителя с документами, составляет и вкладывает в надзорное производство справку о том, с какими материалами ознакомлен заявитель.
При отказе в удовлетворении просьбы заявителю дается аргументированное разъяснение.
4.21. При рассмотрении и разрешении обращений военнослужащих, членов их семей, должностных лиц и иных граждан, обращений и запросов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации запрещается без согласия разглашать сведения об их частной жизни. По мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению его анкетные данные и домашний адрес, адрес и номер воинской части.