МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 16 января 2019 г. N 34
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА
ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ФОРМЫ РЕШЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО
ОРГАНА О НАЗНАЧЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В соответствии с пунктами 2, 5 статьи 389, пунктом 3 статьи 390 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843), частью 5 статьи 335 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082, N 49, ст. 7524), пунктом 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 38, ст. 4823, N 45, ст. 5822; 2014, N 37, ст. 4971; 2015, N 2, ст. 491, N 47, ст. 6586; 2016, N 17, ст. 2399, N 28, ст. 4741; 2017, N 25, ст. 3689), приказываю:
1. Утвердить Порядок проведения таможенной экспертизы (далее - Порядок) согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить форму решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
3. Региональным таможенным управлениям и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, обеспечить применение Порядка.
4. Центральному информационно-техническому таможенному управлению (В.Ю. Скиба) и Главному управлению информационных технологий ФТС России (Г.В. Песчанских) в течение 180 дней с даты подписания настоящего приказа обеспечить доработку информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях реализации Порядка.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России Т.Н. Голендееву.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Руководитель
В.И.БУЛАВИН
Приложение N 1
к приказу ФТС России
от 16.01.2019 N 34
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет правила проведения таможенной экспертизы в отношении проб и (или) образцов товаров, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, а также средств идентификации таких товаров и документов уполномоченным таможенным органом.
2. Таможенная экспертиза проводится на основании решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы, оформленного по установленной форме согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
3. Основанием для принятия решения о назначении таможенной экспертизы является применение мер по минимизации рисков или проведение таможенного контроля после выпуска товаров.
II. Проведение таможенной экспертизы
4. Для проведения таможенной экспертизы должностное лицо таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, с использованием информационно-программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ИПС ЕАИС ТО) оформляет решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы (далее - Решение) в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью указанного должностного лица.
Номер Решения формируется в следующем порядке:
----------------
элемент 1 - код таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу (восемь знаков);
элемент 2 - день (два знака), месяц (два знака), две последние цифры года;
элемент 3 - принимает значение:
"ДВ" - принято решение о назначении таможенной экспертизы товара, в отношении которого выпуск до получения результатов таможенной экспертизы в соответствии со статьей 122 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843) (далее - ТК ЕАЭС) не может быть произведен;
"ПВ" - принято решение о назначении таможенной экспертизы товара, в отношении которого осуществлен выпуск до получения результатов таможенной экспертизы в соответствии со статьей 122 ТК ЕАЭС либо принято решение о назначении таможенной экспертизы товара при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также таможенного контроля в соответствии с частями 4 и 5 статьи 214 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082, N 49, ст. 7524) (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ);
элемент 4 - порядковый номер (шесть знаков, начиная с 000001 с 1 января календарного года).
5. Решение в виде электронного документа направляется должностным лицом таможенного органа, назначившим таможенную экспертизу, с использованием ИПС ЕАИС ТО:
в подразделение Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее - ЦЭКТУ), проводящее таможенную экспертизу, с актом отбора проб и (или) образцов товаров (актом об изъятии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы), а также документов, необходимых для проведения таможенной экспертизы (декларации на товары, транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации, декларации на транспортное средство либо иных документов, предусмотренных пунктом 6 статьи 105 ТК ЕАЭС, а также коммерческих, транспортных, технических документов, содержащих информацию о товаре);
декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товара, в автоматизированную подсистему "Личный кабинет", размещенную в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
в таможенный орган в случае необходимости отбора проб и (или) образцов товаров, изъятия таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы, осуществляющий:
таможенные операции, предшествующие подаче декларации на товары, связанные с проведением таможенного контроля в формах таможенного досмотра и таможенного осмотра, а также с применением мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (отбор проб и (или) образцов товаров, изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов для проведения таможенной экспертизы);
доставку и получение проб и (или) образцов товара, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов и (или) средств идентификации в структурном подразделении ЦЭКТУ, проводящем таможенную экспертизу.
6. При наличии мотивированного ходатайства декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, о постановке дополнительных вопросов таможенному эксперту таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, в случае удовлетворения ходатайства выносит соответствующее решение в виде письменной резолюции начальника таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу, на заявленном ходатайстве и в случае, если экспертиза не принята к производству таможенным экспертом, отзывает решение о назначении таможенной экспертизы в целях включения дополнительных вопросов, постановленных декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, или их представителями.
В случае если таможенная экспертиза принята к производству таможенным экспертом, таможенным органом после получения заключения таможенного эксперта, составленного по результатам таможенной экспертизы, может быть назначена дополнительная таможенная экспертиза по вопросам, поставленным декларантом, иным лицом, обладающим полномочиями в отношении товаров, или их представителями.
7. Начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), не позднее 3 рабочих дней со дня регистрации поступившего решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы принимает решение о проведении таможенной экспертизы или об отказе в ее проведении по основаниям, указанным в пункте 6 статьи 389 ТК ЕАЭС, и передает материалы, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, исполнителю в течение рабочего дня, следующего за днем принятия решения о проведении таможенной экспертизы.
8. При рассмотрении поступивших материалов начальник подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу (лицо, его замещающее), изучает решение о назначении таможенной экспертизы, объем предстоящего исследования и на этом основании определяет:
исполнителя (исполнителей) таможенной экспертизы, а также ведущего таможенного эксперта при проведении комиссионной или комплексной таможенной экспертизы;
срок производства таможенной экспертизы в соответствии со статьей 390 ТК ЕАЭС на основании норм затрат времени на производство таможенной экспертизы;
необходимость привлечения к проведению таможенной экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
9. Проведение таможенных экспертиз осуществляется таможенными экспертами, получившими право самостоятельного проведения таможенных экспертиз.
10. Пробы и (или) образцы товаров, изъятые таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы и (или) средства идентификации таких товаров и документов принимаются подразделением ЦЭКТУ, проводящим таможенную экспертизу, в упакованном виде с наложением средств идентификации. Упаковка должна соответствовать описанию, приведенному в акте отбора проб и (или) образцов товаров, установленном Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных документов" (официально опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 2 июня 2010 г.) с изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 676 (официально опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 26 июня 2011 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 г. N 136 (официально опубликовано на сайте Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23 августа 2012 г.), от 18 декабря 2014 г. N 238 (официально опубликовано на сайте Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 19 декабря 2014 г.), от 11 июля 2017 г. N 84 (официально опубликовано на сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 17 июля 2017 г.), от 17 апреля 2018 г. N 58 (официально опубликовано на сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 4 мая 2018 г.) или в акте об изъятии таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких документов и товаров для проведения таможенной экспертизы, предусмотренном частью 13 статьи 335 Федерального закона N 289-ФЗ.
11. В случае если транспортировка образцов в подразделение ЦЭКТУ, проводящее таможенную экспертизу, невозможна, таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка, обеспечивает сохранность образцов и беспрепятственный доступ таможенному эксперту к месту хранения таких образцов и возможность их осмотра и исследования.
12. Организация осмотра и исследования образцов по месту их нахождения (хранения), включая доставку таможенного эксперта, возлагается на таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка.
13. Таможенная экспертиза проводится как в помещении подразделения ЦЭКТУ, проводящего таможенную экспертизу, так и вне помещения в местах хранения проб и (или) образцов.
14. Заключение таможенного эксперта, составленное по результатам таможенной экспертизы, направляется в таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, в виде электронного документа с использованием ИПС ЕАИС ТО, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью таможенного эксперта или подписями таможенных экспертов при производстве таможенной экспертизы комиссией таможенных экспертов. Материалы, фиксирующие проводимые исследования, хранятся в таможенном органе, уполномоченном на проведение таможенной экспертизы.
15. После получения заключения таможенного эксперта таможенный орган, назначивший таможенную экспертизу, с использованием ИПС ЕАИС ТО формирует уведомление о выполнении таможенной экспертизы и необходимости получения проб и (или) образцов товаров, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов в подразделении ЦЭКТУ, проводившем таможенную экспертизу, и направляет его в таможенный орган, указанный в абзаце четвертом пункта 5 настоящего Порядка.
16. Возврат неизрасходованных проб и (или) образцов товара, изъятых таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов, средств идентификации таких товаров и документов после проведения таможенной экспертизы осуществляется в сроки, указанные в Решении.
17. Неизрасходованные пробы и (или) образцы товаров, изъятые таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, средства идентификации таких товаров и документов возвращаются в таможенный орган в упакованном виде с наложением средств идентификации. Упаковка должна исключать доступ к содержимому без ее нарушения, средств идентификации и иметь необходимые пояснительные надписи и подпись таможенного эксперта.
Приложение N 2
к приказу ФТС России
от 16 января 2019 г. N 34
Форма
Решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы N ________ от "__" ________ 20__ г. 1. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа _____________________ (фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________________________ (при наличии), должность, наименование таможенного органа, выявившего необходимость применения меры по ___________________________________________________________________________ минимизации рисков: проведение таможенной экспертизы) 2. ________________________________________________________________________ (реквизиты декларации на товары, транзитной декларации, пассажирской таможенной декларации, декларации на транспортное средство, иных документов в соответствии с пунктом 6 статьи 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, иных документов, полученных при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, а также таможенного контроля в соответствии с частями 4 и 5 статьи 214 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") 3. Основания для назначения таможенной экспертизы _________________________ (номер профиля риска) <1> 4. В соответствии с пунктом 5 статьи 389 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза РЕШИЛ: 5. Назначить ________________________________________ таможенную экспертизу (первичная или дополнительная, или повторная) 6. Поручить ее проведение _________________________________________________ (наименование уполномоченного таможенного органа, ___________________________________________________________________________ органа, проводящего таможенную экспертизу, иной экспертной организации, иного эксперта) 7. Поставить перед таможенным экспертом (экспертом) вопрос(ы): 1. ____________________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________________ 3. ____________________________________________________________________ 8. В распоряжение таможенного эксперта (эксперта) предоставить материалы, документы, пробы и (или) образцы товаров: _________________________________ ___________________________________________________________________________ (наименование товаров, указанных в декларации на товары или иных документах, подлежащих отбору) ___________________________________________________________________________ (перечень документов: декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, ___________________________________________________________________________ декларация на транспортное средство, иные документы, предоставляемые вместе с решением о назначении таможенной экспертизы) 9. Видоизменение, частичное или полное уничтожение, разрушение материалов, документов, проб и (или) образцов товаров исследования:
Разрешить
|
|
Не разрешить
|
10. Произвел следующие действия (в случае отсутствия технологии удаленного выпуска):
Отобрал пробы и (или) образцы товара
|
|
Произвел изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов
|
|
Произвел изъятие средств идентификации
|
ПОРУЧИЛ <2>: ___________________________________________________________________________ (наименование, код таможенного органа) В срок до _________________________________________________________________ (указывается срок, до которого должны быть произведены действия и составлены документы)
Отобрать пробы и (или) образцы товара
|
|
Произвести изъятие таможенных, транспортных (перевозочных), коммерческих и иных документов
|
|
Произвести изъятие средств идентификации
|
11. Доставить пробы и (или) образцы товара, изъятые таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, средства идентификации таких товаров и документов в уполномоченный таможенный орган, проводящий таможенную экспертизу (иную экспертную организацию, иного эксперта)/предоставить образец товара к осмотру по месту нахождения/в срок до ______________________. 12. Получить неизрасходованные в результате экспертизы пробы и (или) образцы товаров, изъятые таможенные, транспортные (перевозочные), коммерческие и иные документы, средства идентификации таких товаров и документов в срок _______________________ с момента получения уведомления о выполнении экспертизы. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа: _______________________ (фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________________________ (при наличии), должность)
--------------------------------
<1> Указывается в случае назначения таможенной экспертизы в рамках реализации системы управления рисками.
<2> Поручение формируется в случае применения технологии удаленного выпуска.