XII. Направление нормативных правовых актов на государственную регистрацию в Минюст России
100. Государственной регистрации в Минюсте России подлежат нормативные правовые акты:
1) содержащие правовые нормы, затрагивающие:
гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;
механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
2) устанавливающие правовой статус организаций: типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных) и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции;
3) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему ФТС России.
При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из указанных признаков, так и несколькими.
Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие, временные (принятые на определенный срок), в том числе содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
101. В случае возникновения сомнений относительно соответствия нормативных правовых актов критериям, указанным в пункте 100 Правил, такие акты также подлежат направлению на государственную регистрацию в Минюст России. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимает Минюст России после проведения правовой экспертизы актов.
102. Не подлежат направлению на государственную регистрацию:
1) индивидуальные правовые акты:
персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.);
действие которых исчерпывается однократным применением;
срок действия которых истек;
оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
2) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России;
3) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или собственных решений ФТС России и не содержащие новых правовых норм;
4) технические акты (тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;
5) акты рекомендательного характера.
103. Правовое управление:
1) обеспечивает соблюдение установленного порядка направления нормативных правовых актов на государственную регистрацию в Минюст России;
2) организовывает сопровождение прохождения государственной регистрации нормативных правовых актов в Минюсте России;
3) ведет учет зарегистрированных нормативных правовых актов, а также актов, в государственной регистрации которых отказано, признанных не нуждающимися в государственной регистрации, возвращенных без государственной регистрации;
4) направляет копии нормативных правовых актов, возвращенных без государственной регистрации, а также актов, в государственной регистрации которых отказано, на доработку в подразделения-разработчики;
5) готовит соответствующие распорядительные документы об отмене нормативных правовых актов, в государственной регистрации которых отказано, либо актов, возвращенных без государственной регистрации и не доработанных в установленные сроки;
6) готовит соответствующие распорядительные документы об отмене нормативных правовых актов по результатам проведенной Минюстом России правовой экспертизы нормативных правовых актов для решения вопроса об их государственной регистрации;
7) информирует таможенные органы Российской Федерации, учреждения, находящиеся в ведении ФТС России, об источниках официального опубликования и вступлении в силу зарегистрированных нормативных правовых актов;
8) осуществляет возврат в Управление делами подлинников нормативных правовых актов;
9) контролирует состояние прохождения государственной регистрации нормативных правовых актов;
10) направляет ежемесячно в Минюст России перечни изданных правовых актов ФТС России.
104. Необходимость направления нормативного правового акта на государственную регистрацию в Минюст России определяет начальник Правового управления либо лицо, исполняющее его обязанности, на этапе согласования проекта нормативного правового акта.
Одновременно с визированием проекта нормативного правового акта, подготовленного на бумажном носителе, начальник Правового управления делает на оборотной стороне последнего листа проекта (листа согласования) запись: "С государственной регистрацией", заверяемую специальным штампом "Подлежит госрегистрации".
105. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты, согласованные с Минфином России, направляются в Минюст России не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения) и регистрации в Управлении делами на бумажном носителе или в форме электронных документов. При этом нормативные правовые акты, созданные на бумажном носителе, представляются в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на электронном носителе). Нормативные правовые акты на бумажном носителе, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия) (пункт 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009).
Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного ФТС России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями), осуществляется ФТС России, если она указана первой в числе подписавших (утвердивших) акт.
В случае если нормативный правовой акт утвержден совместно ФТС России и органами (организациями), акты которых не подлежат государственной регистрации, и данные органы (организации) указаны первыми, нормативный правовой акт представляется ФТС России на государственную регистрацию.
106. Направление на государственную регистрацию нормативных правовых актов осуществляет Правовое управление совместно с Управлением делами при участии подразделения-разработчика.
107. Управление делами в течение 3 дней со дня подписания (утверждения) и регистрации нормативного правового акта, созданного на бумажном носителе, представляет в Правовое управление подлинник такого акта и пять его копий. На копиях нормативного правового акта проставляются заверительная надпись "Верно", должность лица, заверившего копию, личная подпись, расшифровка подписи, дата заверения.
Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, представляются в Правовое управление в двух экземплярах (подлинник и одна копия).
Также в течение 3 дней со дня подписания (утверждения) и регистрации нормативных правовых актов подразделения-разработчики представляют в Правовое управление заключения Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия (в случае если в отношении проекта нормативного правового акта проводилась процедура оценки регулирующего воздействия) либо заключения Минэкономразвития России на проекты административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг (заключения независимой экспертизы на проекты указанных административных регламентов при их наличии).
Копии нормативных правовых актов, созданных на бумажных носителях, должны быть четкими для прочтения, и текст должен располагаться на листе без оборота и без уменьшения масштаба.
Если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя ФТС России, Управление делами представляет в Правовое управление копию распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей для приложения к нормативному правовому акту.
108. В случае если нормативный правовой акт издан ФТС России совместно с другим федеральным органом исполнительной власти, иным органом (организацией) и подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности руководителя органа (организации), подразделение-разработчик обеспечивает получение копии распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей для приложения к нормативному правовому акту. Указанный документ представляется в Правовое управление.
По требованию Правового управления подразделение-разработчик предоставляет для Минюста России на электронном носителе одну копию нормативного правового акта, созданного на бумажном носителе.
109. К нормативному правовому акту, подлежащему направлению на государственную регистрацию в Минюст России, прилагается справка (в одном экземпляре). При этом справка, созданная на бумажном носителе, должна быть подписана собственноручно начальником Правового управления, а созданная в форме электронного документа, - указанным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Справку, прилагаемую к нормативному правовому акту, подписанному (утвержденному) руководителем ФТС России и руководителями других федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций) либо лицами, исполняющими их обязанности, подписывают начальник Правового управления и руководители юридических служб соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций).
Справку готовит Правовое управление с участием подразделения-разработчика, ответственное должностное лицо которого предоставляет необходимую информацию для составления справки.
110. В соответствии с пунктом 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, в справке, указанной в пункте 109 Правил, отражаются:
1) основания издания нормативного правового акта:
сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование акта, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (копия поручения прилагается к справке), которыми ФТС России или совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями) поручается разработать нормативный правовой акт;
сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование акта, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющие компетенцию ФТС России, иного органа (организации), в случае издания нормативного правового акта по инициативе ФТС России, иного органа (организации);
2) сведения обо всех действующих нормативных правовых актах, издаваемых ФТС России, иным органом (организацией) по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Минюсте России, с указанием регистрационных номеров и даты регистрации, и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом.
В случае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие акты информация об этом также должна быть отражена в справке;
3) сведения о согласовании нормативного правового акта ФТС России с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями), если такое согласование является обязательным, а также сведения о проведении согласительного совещания в случае наличия разногласий по проекту нормативного правового акта с приложением копии протокола согласительного совещания;
4) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке нормативного правового акта (наименование акта, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов);
5) сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы с указанием даты размещения проекта нормативного правового акта на сайте regulation.gov.ru, даты окончания приема экспертных заключений от независимых экспертов и приложением копий экспертных заключений (в случае их поступления);
6) сведения о направлении проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия с приложением копии заключения либо об отсутствии оснований для направления проекта акта на заключение об оценке регулирующего воздействия;
7) сведения о раскрытии ФТС России информации о разработке нормативного правового акта в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851;
8) сведения о предварительном обсуждении на заседаниях Общественного совета при ФТС России с приложением копии заключения Общественного совета при ФТС России или об отсутствии основания для проведения такого обсуждения;
9) сведения о проведении согласительного совещания в случае наличия разногласий по проекту нормативного правового акта, выявленных по результатам проведения оценки регулирующего воздействия, с приложением копии протокола согласительного совещания;
10) сведения об учете замечаний и предложений, содержащихся в заключениях Минэкономразвития России, и независимой экспертизы на проекты административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.
При наличии в нормативном правовом акте ссылок на нормативные правовые акты ФТС России (в том числе совместно изданные с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями), не нуждающиеся в государственной регистрации, в справке указываются номер и дата письма Минюста России, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации.
Если нормативный правовой акт направляется на государственную регистрацию повторно, а также если он издан взамен акта, в регистрации которого было отказано, в справке указываются номер и дата письма Минюста России об отказе в государственной регистрации либо возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации.
В справке указываются телефоны и фамилии начальника подразделения-разработчика и должностного лица подразделения-разработчика, ответственного за прохождение государственной регистрации акта в Минюсте России.
111. Направление нормативного правового акта, созданного на бумажном носителе, на государственную регистрацию сопровождается письмом ФТС России с приложением необходимых документов (подлинника нормативного правового акта, пяти копий акта, заверенных Управлением делами, копии акта на электронном носителе (в случае необходимости), справки Правового управления и других документов).
Сопроводительное письмо подписывает заместитель руководителя ФТС России, осуществляющий координацию и контроль деятельности Правового управления.
На обороте каждого листа подлинника нормативного правового акта, созданного на бумажном носителе, проставляется виза начальника Правового управления и специальный штамп "Правовое управление". Нормативный правовой акт, созданный в форме электронного документа, начальник Правового управления визирует с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Должностное лицо Правового управления осуществляет направление указанных документов в Минюст России. Допускается направление документов по почте.
Правовое управление служебной запиской информирует подразделение-разработчика о направлении нормативного правового акта в Минюст России в целях обеспечения сопровождения прохождения государственной регистрации нормативного правового акта.
112. При поступлении в ФТС России запросов Минюста России о представлении в Минюст России на правовую экспертизу нормативных правовых актов для решения вопроса об их государственной регистрации Правовое управление совместно с Управлением делами обеспечивает направление таких актов в течение 10 дней с момента поступления в ФТС России такого запроса.
Правовое управление направляет в Управление делами служебную записку, содержащую информацию о запросе Минюста России, в целях получения подлинника запрашиваемого нормативного правового акта и его копий согласно установленному порядку.
Копия запроса Минюста России направляется Правовым управлением в соответствующее структурное подразделение ФТС России, подготовившее нормативный правовой акт, указанный в запросе Минюста России.