ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
N 06-89/Ц-5679
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N Ц-5683
ПИСЬМО
от 23 сентября 2019 года
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ
Управление товарной номенклатуры ФТС России совместно с Главным управлением федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России, рассмотрев обращения <...> (вх. ФТС России от 27.08.2019 N N Ц-5679, Ц-5683) о предельном сроке предоставления непреференциального сертификата о происхождении товаров, запрошенного в рамках дополнительной проверки с целью возврата уплаченных денежных средств по антидемпинговой пошлине, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 324 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), проверка таможенных и иных документов и (или) сведений заключается в проверке, в том числе сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах.
Согласно пункту 8 статьи 324 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатая до выпуска товаров, проводится в соответствии со статьей 325 ТК ЕАЭС.
Положениями пункта 4 статьи 325 ТК ЕАЭС предусмотрено право таможенного органа запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах.
Документы и (или) сведения, запрошенные таможенным органом и не представленные в сроки выпуска декларации на товары для завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, могут быть представлены декларантом после выпуска товаров в срок, не превышающий 60 календарных дней со дня регистрации таможенной декларации (пункт 14 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается таможенным органом не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока непредставления запрошенных документов и (или) сведений.
Сертификат о происхождении товара рассматривается в качестве документа о происхождении товара в течение одного года с даты его выдачи, в соответствии с пунктом 10 требований к сертификату о происхождении товара, указанных в приложении к Правилам определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальным правилам определения происхождения товаров), утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49.
Сертификат о происхождении товара может быть предоставлен таможенному органу с целью подтверждения заявленных при таможенном декларировании сведений о стране происхождения товара и возврата уплаченной антидемпинговой пошлины в срок, не превышающий сроки проведения таможенного контроля, установленные пунктом 7 статьи 310 ТК ЕАЭС.
Одновременно отмечаем, что согласно положениям пункта 1 статьи 6 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля применяются меры защиты внутреннего рынка (в соответствии с положениями статьи 48 Договора о ЕАЭС к таким мерам относятся, в том числе, антидемпинговые меры), действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено ТК ЕАЭС, в соответствии с Договором о ЕАЭС или международными договорами в рамках ЕАЭС.
В части возврата денежных средств по уплате антидемпинговой пошлины информируем.
Выпуск товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров, производится таможенным органом при условии, что уплачены таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в размере, исчисленном в декларации на товары, и предоставлено обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (пункт 1 статьи 121 ТК ЕАЭС).
Обеспечение исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (далее - обеспечение) предоставляется в виде денежного залога, банковский гарантии или поручительства (часть 8 статьи 56 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).
Как показывает практика, при проверке таможенных, иных документов и (или) сведений в подавляющем большинстве используется денежный залог.
Денежный залог, принятый таможенным органом, за исключением денежного залога, предоставленного в качестве генерального обеспечения, на основании распоряжения лица, внесшего такой денежный залог, может быть использован в счет исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, по которым указанная обязанность обеспечивалась этим денежным залогом.
В качестве указанного распоряжения рассматривается подача лицом, внесшим денежный залог, или от его имени таможенной декларации, корректировки декларации на товары или иного документа, в котором в соответствии с установленным порядком указаны сведения о таможенной расписке (части 9 и 10 статьи 60 Закона).
Возврат (зачет) денежного залога, обеспечивающего обязанность по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, осуществляется в случаях, если такая обязанность исполнена в полном объеме, прекращена либо не возникла, либо взамен денежного залога предоставлено обеспечение другим способом (пункт 9 статьи 67 ТК ЕАЭС).
В рамках апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС", возврат заинтересованным лицам денежного залога осуществляется в форме зачета в счет авансовых платежей информационной системой таможенных органов без представления лицом, внесшим денежный залог, заявления о таком зачете (пункт 32 Временного порядка, утвержденного приказом ФТС России от 26.06.2019 N 1039).
Случаи возврата (зачета) сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин определены пунктом 3 статьи 76 ТК ЕАЭС.
Так, возврат сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляется, в том числе, если такие пошлины являются излишне уплаченными или излишне взысканными.
Излишне уплаченными или излишне взысканными специальными, антидемпинговыми, компенсационными пошлинами являются уплаченные или взысканные в качестве специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих уплате в соответствии с Договором о Союзе (пункт 2 статьи 76 ТК ЕАЭС).
Возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлинах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлинах в таможенном документе, указанном в пункте 4 статьи 52 ТК ЕАЭС, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленных законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Начальник Управления
товарной номенклатуры
А.Н.ВОЛКОВ