ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 12 сентября 2006 г. N 17-22/31849
О РАСПОРЯЖЕНИИ ФТС РОССИИ ОТ 01.09.2006 N 320-Р
"О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА"
Распоряжение ФТС России от 01.09.2006 N 320-р "О мерах по противодействию незаконному осуществлению деятельности в области таможенного дела" направлено на организацию в рамках таможенного контроля выявления фактов оказания услуг по таможенному оформлению товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, лицами, не включенными в Реестр таможенных брокеров (представителей) и не являющимися работниками декларантов - участников ВЭД.
Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК России) установил жесткие ограничения при определении перечня лиц, обладающих правами декларанта (ст. 124). По смыслу ст. 124 ТК России ни физические, ни юридические лица, не включенные в реестр таможенных брокеров, безотносительно того, могут они быть включены в такие реестры или нет, не вправе осуществлять таможенные операции от имени других лиц. Данная позиция ФТС России совпадает с позицией Генеральной прокуратуры Российской Федерации, изложенной в письме от 11.05.2006 N 47-13-06, в котором указано, что:
"физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с декларантом, не вправе на основании гражданско-правовых норм (по доверенности) декларировать товары от имени юридического лица, так как в соответствии с п. 1 ст. 124 ТК России декларирование производится декларантом или таможенным брокером.
В связи с этим привлечение физических лиц к административной ответственности по ст. 16.23 КоАП России за совершение таможенных операций от имени юридического лица на основании доверенности является обоснованным.".
Пунктом 2 статьи 132 ТК России определено, что подача грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) ненадлежащим лицом является основанием для отказа в ее принятии таможенным органом. Однако в настоящее время таможенные органы при принятии ГТД уделяют недостаточное внимание проведению проверки статуса лиц, составивших и подавших ГТД, и указанных в графе 54 ГТД, а также их полномочий.
Пунктом 14 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 (в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2004 N 746, Приказов ФТС РФ от 03.08.2004 N 10, от 10.04.2006 N 319), определено, что полномочия лица должны подтверждаться, в том числе, доверенностью, трудовым договором, приказом о назначении на должность. В случае подписания таможенной декларации руководителем организации его статус подтверждается документами, удостоверяющими в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительным документом факт избрания (назначения) на должность.
При этом одним из обязательных требований к данному лицу, определенном в Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915 (зарегистрирован Минюстом России 10.09.2003, рег. N 5060), является условие нахождения этого лица в штате декларанта, если ГТД составлена юридическим лицом, либо в штате таможенного брокера (представителя). Кроме того, данные требования к лицам, обладающим правами декларанта, являются необходимым условием проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств. Проведение такого контроля возможно лишь в случае идентификации лица, владеющего документами и сведениями, относящимися к внешнеэкономической сделке и последующим операциям с товарами, и/или отражающего сведения о товарах в документах бухгалтерского учета.
Следовательно, указанные документы должны быть представлены одновременно с подачей таможенной декларации или в случае их отсутствия они должны быть истребованы. Таким образом, таможенные органы реализуют свое право проводить проверку наличия у лица полномочий осуществлять декларирование (подпункт 4 статьи 408 ТК России).
Реализация распоряжения ФТС России от 01.09.2006 N 320-р должна содействовать ограничению проникновения на внешний рынок лиц, незаконно осуществляющих деятельность в качестве декларантов, как на этапе декларирования товаров (подача таможенной декларации), так и на этапе последующего таможенного контроля путем строгого соблюдения указанных выше норм таможенного законодательства.
Начальник Управления
таможенной инспекции
генерал-майор
таможенной службы
С.Э.ЗОЛОТОВ