ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 15 июля 2009 г. N 14-111/32689

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

В связи с многочисленными обращениями таможенных органов по проблеме отказов уполномоченных банков в предоставлении таможенным органам документов и информации на основании отсутствия порядка взаимодействия уполномоченных банков с таможенными органами, предусмотренного пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), а также статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" разъясняем.

На основании положений пункта 3 статьи 363, пункта 7 статьи 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России), а также подпункта 3 пункта 1 и пункта 4 статьи 23 Закона таможенные органы с целью выполнения возложенных на них функций агентов валютного контроля вправе запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов (включая уполномоченные банки) документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Отсутствие установленного Банком России порядка передачи уполномоченными банками информации таможенным органам не является основанием для отказа в представлении запрашиваемых документов и информации, поскольку в этом случае таможенный орган вправе запросить любой документ, относящийся к контролируемым валютным операциям, если он входит в перечень, определенный пунктом 4 статьи 23 Закона.

Отказ банка в предоставлении информации на основании сохранения банковской тайны также является необоснованным, так как таможенные органы запрашивают у уполномоченных банков копии документов, относящихся к уже имеющейся у таможенных органов банковской информации, полученной в соответствии с Соглашением от 28.11.2006 N 01-48/12 "Об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы" в электронном виде из Банка России и хранящейся в центральной базе данных валютного контроля (ЦБД ВК) ФТС России, включая паспорта сделок и ведомости банковского контроля, а получение надлежащим образом заверенных копий указанных документов необходимо таможенному органу для процессуального подтверждения совершенного резидентом правонарушения и/или преступления.

При получении отказа уполномоченного банка в предоставлении документов и информации (справок по операциям и счетам юридического лица и (или) граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; доверенностей и установочных данных на лиц, представляющих интересы участника внешнеэкономической деятельности в уполномоченном банке, в том числе копии банковской карточки; копии контракта с дополнениями и изменениями к нему; копий ГТД, представленных в уполномоченный банк в качестве подтверждающих документов; ведомости банковского контроля; копий документов, подтверждающих совершение валютных операций, в том числе, SWIF-посланий) предлагаем следующий порядок действий.

Таможенному органу следует направить в уполномоченный банк повторный мотивированный запрос, в котором указать на конкретные признаки предполагаемых нарушений валютного законодательства, о представлении на основании статьи 363 ТК России и статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 справок по операциям и счетам юридических лиц и (или) граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, связанным с выполнением обязательств по конкретному внешнеторговому контракту (паспорту сделки), с напоминанием об административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), за непредставление в таможенный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим таможенным органом его законной деятельности.

Рекомендуем к такому запросу приложить имеющиеся в таможенном органе копии паспорта сделки и ведомости банковского контроля, распечатанные на бумажном носителе на основе информации, содержащейся в ЦБД ВК, с просьбой об их надлежащем заверении уполномоченным банком и направлении их в таможенный орган.

При получении отказа в представлении справок по операциям и счетам юридических лиц и (или) граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, связанным с выполнением обязательств по конкретному внешнеторговому контракту (паспорту сделки), таможенному органу следует рассмотреть вопрос о возбуждении в отношении уполномоченного банка дела об административном правонарушении по статье 19.7 КоАП России.

В случае отсутствия достаточных материалов для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 15.25 КоАП России продолжение проверочных мероприятий возможно во взаимодействии с соответствующим территориальным органом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, в регионе деятельности которого осуществлена государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности, с учетом права Федеральной службы финансово-бюджетного надзора запрашивать и получать от уполномоченных банков необходимые документы в соответствии с Постановлением Правительства от 24 февраля 2009 г. N 166 "О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации". Порядок реализации такого взаимодействия будет доведен дополнительно после согласования с Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Прошу довести данную информацию до сведения подчиненных таможенных органов и должностных лиц.

С Главным управлением таможенных расследований и дознания согласовано.

Начальник Управления
торговых ограничений,
валютного и экспортного контроля
полковник таможенной службы
П.А.БАКЛАКОВ